Первобытно – общинный строй в Горном Алтае.
Заселение Горного Алтая первыми людьми происходило через Среднюю Азию, где рано сложились благоприятные условия для жизни человека. Они двигались вдоль горных цепей Памира и Тянь-Шаня на Алтай, а отсюда - заселяли другие территории Сибири.
Самым древним местом появления человека на территории Сибири и Дальнего Востока считается Горный Алтай. Первую стоянку людей на берегу речки Улалинки обнаружил в 1961 году известный ученый академик Алексей Павлович Окладников. Теперь установлено, что в Горном Алтае человек появился полтора миллиона лет назад.
Древние люди Горного Алтая были охотниками. Они устраивали коллективную охоту на таких гигантских животных как мамонты, шерстистые носороги, кости которых до сих пор находят на территории Горного Алтая, а часть из них хранится в местном краеведческом музее. Мясо этих животных употреблялось в пищу, а из шкур делали одежду и жилье. В теплое время года жили в шалашах, покрытыми ветвями, а также шкурами животных. Жили они также в пещерах, которые служили им удобным природным убежищем. Пещер, пригодных для их жилья, в Горном Алтае было очень много, например, одной их них является Усть – Канская, по реке Чарыш. В ней 30 тысяч лет назад жили люди, спасаясь от дождя, снега, ветра. На территории Алтая стоянки людей древнекаменного века обнаружены в Усть–Семе, близ сел Сростки, Фоминской, Бектемировской, Урожейной, Усть – Кана. [2]
В новый каменный век, по мере таяния и отступления ледников к северу, существенно изменился климат Горного Алтая, как и на большей части Сибири. Со временем сложились природные условия и климат современной нам эпохи. Такие гигантские животные как мамонт, носорог, постепенно вымерли. Вместо низкорослых кустарников и деревьев, приледниковой зоны появилась тайга с хвойными и лиственными деревьями. Возник современный животный мир. Подверглись большим изменениям также образ жизни людей и их хозяйство. Орудия труда и охоты стали более совершенными, хотя оставались каменными. Следы стоянок и захоронений людей этого времени в Горном Алтае найдены у села Маймы, на устье реки Куюм, на устье реки Семы, близ деревни Сростки и в других местах.[3] В этот же период появляются гончарные изделия. Люди научились делать разные сосуды больших и малых размеров. У древних горноалтайцев появились лук и стрелы, как и в других местах. Появление лука со стрелами позволяло больше заготавливать пищи. Люди стали приручать диких животных. Домашними становились лошадь, овцы. Козы, крупнорогатый скот. Зарождается первобытное земледелие. Наряду с охотой и земледелием первые жители Алтая занимались рыболовством.[4] С. И. Руденко считал, что реки Горного Алтая не изобиловали рыбой, поэтому рыболовство играло в горноалтайском хозяйстве ничтожную роль.[5] Действительно, древние племена рисовали на камнях те животные, которые для них имели наибольшее значение, а изображения рыб нигде не встречаются, следовательно, рыбу в пищу употребляли редко.
В этот период зарождается искусство, появляются религиозные верования. По сравнению с древнекаменным веком люди новокаменного века продвинулись далеко вперед в своем развитии, они заселяли новые территории, обзаводились своим хозяйством.
C III тысячелетия до н. э. кроме камня, глины и кости, человек на территории Южной Сибири , включая и Горный Алтай, стал использовать и металл. Первым металлом стала самородная медь, которую находили на поверхности земли. Из нее делали иголки, шилья, маленькие ножи, различные кольца, брошки и другие бытовые изделия и украшения. Человек стал искать способ сделать этот металл более твердым, и он пришел к открытию сплава меди и олова. Сплав этих металлов является великим открытием человечества. Результатом этой металлургии было открытие бронзы. На территории Сибири впервые она была открыта в Горном Алтае.[6]
Самой яркой культурой древнего населения Горного Алтая является Пазырыкская. Это название дано по названию местности Пазырык, которая находится близ села Балыктуюль Улаганского района. Пазырыкские курганы - это могильники умерших людей. Они относятся к VII – III в. до н.э. Благодаря образовавшейся вечной мерзлоте, в курганах хорошо сохранились многочисленные изделия из дерева и кожи, шерстяные и шелковые ткани, меховая одежда и даже забальзамированные тела захороненных людей, трупы лошадей.
Многочисленные находки из Пазырыкских захоронений ставят Горный Алтай на одну ступень с великими культурами, с центрами древней культуры Средней Азии, Кавказа и Причерноморья. Эти находки свидетельствуют о том, что древние жители Горного Алтая являлись создателями культурных ценностей, заслуженно вошедших в сокровищницу мировой культуры. История научного изучения памятников этого времени уходит в XIX век, начинаясь, главным образом, с раскопок В.В. Радлова в 1865 г., однако наиболее яркие материалы были добыты уже в XX веке в результате исследований М.П. Грязновым[7] и С.И.Руденко[8] больших гороно - алтайских курганов с каменной наброской, содержавших захоронения вождей племен.
Одной из последних находок пазырыкского времени стали курганы, детально исследованные археологом Н.В. Полосьмак в долине Укок. Благодаря этой работе был сделан значительный вклад в историческую науку. Среди изученных курганов встречаются и рядовые погребения, и пышные усыпальницы вождей, где присутствует большое количество золотых изделий и изделий из дерева, покрытых золотой фольгой. «Разные по социальному уровню погребения пазырыкского периода говорят о том, что высший общественный слой еще только формировался, что процесс социального разграничения только начинался.»[9]
Найденные в курганах дорогие шелковые ткани, ракушки свидетельствуют о существовании обмена между Горным Алтаем и странами Средней Азии. Из Горного Алтая вывозился мех ценных пушных зверей, в частности соболя, и конечно, золото. О занятии охотой на ценного пушного зверя свидетельствует одежда из меха горностая, найденная Радловым в Катандинском кургане, находки С. И Руденко и Н.В. Полосьмак одежды из соболя, белки, горностая и барса в пазырыкских курганах.[10] В обмен на эти товары горноалтайцы получали из Средней Азии дорогие ткани и ковры, изделия из драгоценных камней, бусы, бисер, а с Индийского океана – ценные раковины каури. Торговые связи поддерживались и с далеким Китаем, откуда привозились шелковые ткани. Таким образом, предки современных народов Южной Сибири и Средней Азии постоянно поддерживали торгово-экономические связи со многими народами Востока.[11]
Из домашних животных древние горноалтайцы разводили лошадей, крупный мелкий рогатый скот. Лошадь использовалась не только в качестве средства передвижения, мясо ее употреблялось в пищу, из кобыльего молока приготовляли кумыс.
Наряду с овцами грубошерстной породы, жители древнего Алтая разводили тонкорунных овец. Найдено много изделий из овечьей шерсти, войлочные покрышки конских седел и потники, одежда людей. Они разводили также коров и яков, держали кур.
Древние жители умели строить деревянные дома. Исследовав пазырыкские погребальные конструкции, можно сделать вывод, что люди, которые их сооружали, обладали набором профессиональных навыков, необходимым для возведения деревянных жилищ и хозяйственных построек.[12] О наличии таких навыков свидетельствует и С.В. Киселев. Но наиболее распространенными их жилищем была войлочная передвижная юрта – кибитка. Такой тип жилища определялся характером скотоводческого хозяйства, связанного с сезонными перекочевками.
Одежда древних горноалтайцев была хорошо приспособлена к местному климату и образу жизни. В основном материалом для одежды служили кожа, войлок и шерсть, также присутствовали элементы меха.
Из домашних вещей у них были чаши для питья, металлическая посуда и специальные на поддонах медные, так называемые «скифские», котлы для варки пищи.
В Пазырыкских курганах были также найдены ковры с изображениями божеств. Присутствие в различных курганах китайских тканей говорит о достаточно прочных в ту пору связях Горного Алтая с Китаем. Однако более давним были культурные связи древних горноалтайцев с Передней Азией, о чем свидетельствует обнаруженные в одном из курганов очень редкие ткани.
Были обнаружены повозки, украшенные разного рода рисунками.
Однако самыми замечательными находками этих курганов являются произведения изобразительного искусства. Многочисленные образы художественной резьбы по дереву и рогу, вырезки из кожи и многое другое достигли совершенства даже с нашей современной точки зрения.
Замечательны многочисленные золотые украшения, просто литые или со вставками из самоцветов. Наличие в курганах множества изделий покрытых золотой фольгой наталкивает на мысль, что пазырыкцев интересовал не само золото, а его блеск. Возможно у них существовал культ солнца, поэтому они им важен был золотой блеск изделий. Господствующим сюжетом в этом искусстве является изображение зверей, причем приемы изображения чрезвычайно разнообразны.
Это был период, когда произошло общественное разделение труда, т.е. выделение скотоводческих племен. Развитие скотоводства и земледелия, новые орудия труда позволили развить производство в более широких масштабах. В связи с этим возрастает роль мужчины. Родовая община стала распадаться на патриархальные семьи с мужчинами во главе. Семьи объединялись по мужской линии в роды, а роды - в племена. Сложился патриархат. Однако прошло немало времени, пока он был заменен государством.
Первые государственные образования на территории Горного Алтая.
Начало века железа было связано с появлением классов и государства в Центральной Азии. В III веке до новой эры в ее бескрайних степях сложилось первое крупное государственное объединение гуннов. Территория, на которой кочевали эти племена, охватывала Великую степь верхнего и среднего течения реки Хуанхэ в Китае. Северные границы включали Алтай и Забайкалье. О присутствии гуннов в Горном Алтае свидетельствуют раскопанные на территории Кош – Агачского района могильники, в которых было обнаружено много предметов, принадлежавших им.
Великому кочевому народу, практиковавшему постоянные набеги и военные походы, необходимы были железная руда и искусные кузнецы для непрерывного снабжения своей армии оружием. По мнению Л.Р. Кызласова, «гунны вынуждены были завоевывать далекие северные племена Саяно-Алтайского нагорья, так как именно там находились богатые месторождения железных, медных и других медных ископаемых."[13] Возможно причиной завоевания северных племен было действительно железные залежи на Алтае.
Киселев С. В. также отмечает, что гунны в IV – III вв. до н. э. стали обрабатывать железо: это было связано с совершенствованием военной техники. Обработка железа по сравнению с литьем из бронзы гораздо сложнее. Кузнецом, который сначала был и плавильщиком, обжигавшим руду в примитивных «сыродутных» горнах, уже не мог быть всякий член общины.[14] Возможно население Горного Алтая несло определенные повинности, которые выражалось в военной службе и, конечно, изготовлением железного вооружения для гуннского войска.
Для снабжения рудокопов глиняной посудой гунны строили гончарные печи, ныне обнаруженные на юге Горного Алтая. Обломки гуннских сосудов найдены в карьерах древних рудников в Туве. Эти обстоятельства указывают на экономические причины гуннского завоевания районов Саяно-Алтайского нагорья и Южного Забайкалья, чрезвычайно богатых месторождениями железа, меди, золота, олова.[15] Издревле проживая в степных районах Китая, гунны занимались кочевым скотоводством. Государственный аппарат гуннов был весьма сложен. Он состоял из чиновников, являвшихся главным образом родственниками верховного вождя - шаньюйя, власть которого была наследственной. Рядовые скотоводы, составлявшего большинство гуннского общества, облагались тяжелыми налогами. Их неуплата каралась превращением свободных кочевников в рабов. У гуннов была в то время письменность. Но грамотность была уделом знати.
Находясь в окружении воинственных кочевых племен, гунны много внимания уделяли военной подготовке, воинским упражнениям. Их оружием были: лук со стрелами, копье и меч. Главной ударной силой являлась конница. Свои поселения они укрепляли рвами и валами.
Отбивая набеги соседей, гунны и сами были не прочь потревожить их. Грабительские войны кочевников сопровождались пленением побежденных и уводом их в рабство.
"Гуннское завоевание прервало процесс исторического развития местных южносибириских племен. Оно привело к сложному видоизменению этнического состава населения, к трансформации социальной и экономической структуры местного общества, к сложению новых этнических взаимоотношений".[16] Следует согласиться с этим талантливым исследователем, так как именно гуннское завоевание способствовало исчезновению пазырыкской культуры и появлению новых, уже тюркских веяний среди племен Южной Сибири. Такой точки зрения придерживается и исследователь Суразаков А.С.: «Взаимодействуя с раннее здесь проживавшими людьми, они составили тот прототюркский субстрат, на основе которого сложилось тюркоязычное население второй половины I тысячелетия».[17]
Многие исследователи не могут найти ответ на вопрос, куда исчезла столь богатая пазырыкская культура? Есть вероятность, что исчезновение пазырыкской культуры связано с низкой рождаемостью кочевых народов из-за своеобразного образа жизни. Верховая езда способствовала появлению различных болезней, также неблагоприятный климат сыграл свою роль в уменьшении и исчезновении пазырыкцев.[18] Возможно, что малочисленных древних племен гуннское заселение просто ассимилировало.
Часто гунны подвергались набегам китайских феодалов. Выдерживая этот натиск, гунны оградили тем самым многие народы Средней и Центральной Азии от покорения и создания условия для образования ими своих государств.
Войны с соседними народами и междоусобная война ослабили гуннское государство. И в I веке н. э. оно распалось. Северная часть, покоряя одни племена, оттесняя другие и вступая в союз с третьими, двинулись на запад. В IV веке н. э. гунны появились в Восточной, а затем и в Центральной Европе.
Часть гуннов, которая не ушла на запад, разделилась на несколько групп. Самыми крупными из них были "тюкю" и "теле". Они явились древними предками всех современных тюркских народов нашей страны, в том числе и алтайцев. На прямое происхождение алтайцев от древних тюрков указывают наименования ряда алтайских племен и родов. Например, "теле" сохранилось у алтайцев в названии таких родов как, "телеут", "теленгит", "телес", также в таких топонимических названиях как "Телецкое" озеро и село Теленгит - Сортогой. Имя древнетюркского племени Тюргеш - в названии рода тубаларов. Прямое родство алтайцев с тюрками подтверждают и раскопки древнетюркских захоронений, имеющихся на территории республики. Способ обработки шкур животных, способ заготовки сена, выделка войлока и многое другое, характерное для хозяйственной жизни древних тюрков, наконец, язык алтайцев - все это дает полное основание утверждать, что древние тюрки прямые предки алтайцев.
Тюркский каганат
В 552 году древние тюрки образовали мощное государственное образование - Тюркский каганат. Во главе стоял верховный вождь, носивший титул кагана. Первым каганом, объединившим тюркские племена Алтая и Монголии, был Тумен.
Каганат занимал обширную территорию. На западе его границы достигали Аральского моря, на востоке доходили до Ляодунского полуострова, на севере до реки Аму - Дарьи. На Алтае жили племена "тюкю". Тюркский каганат не был централизованным государством. Каждое из племен возглавлялось наместником кагана. Большую роль в феодальной администрации каганата играли сборщики дани (тарханы) и местные феодалы. Государственный аппарат состоял из 28 классов чиновников. Существовали также министры внутренних и внешних дел, должности которых были наследственными. Верховная власть принадлежала каганату. По своему усмотрению каган мог вершить суд и расправу, облагал подвластное население налогами и повинностями, единолично решал вопросы войны и мира. Как командующий войсками, он самолично распоряжался военной добычей. [19]
Основным занятием тюрков было скотоводство. Они разводили лошадей, коз, овец, крупный рогатый скот, яков. Важное место в хозяйстве занимали охота на пушных и мясных зверей. Шкурки соболя и белки шли на уплату своим правителям. Основным орудием охоты был лук. Алтайские племена издавна славились кузнечным ремеслом. Плавка руды велась в глинобитных горнах. К местам добычи руды и ее плавки прокладывались колесные дороги. Руду возили на больших повозках. Из полученного металла алтайцы ковали мечи, наконечники стрел. Большинство стрел снабжались свистунками. При полете, такая стрела издавала свист, что оказывало психологическое воздействие на врага или животное, заставляя его стоять или останавливаться при беге.
Алтайские кузнецы изготовляли железные котлы. Развито было у алтайцев ювелирное дело. Из золота и серебра изготовлялись различные украшения из поясов, одежды, конской сбруи. Наиболее распространенным домашним занятием было изготовление войлока, выделка кож и шкур домашних и диких животных, обработка дерева и кости. Знали алтайцы и гончарное производство, но оно было тогда примитивным. Посуду делали главным образом из дерева и бересты. Имелись у алтайцев и примитивные ткацкие станки, на которых ткали грубые ткани, холсты из шерсти, кендыря (дикой конопли).
Кочевой образ жизни наложил отпечаток и на тип жилища, быт и культуру. Основным жилищем была разборная решетчатая юрта, которая покрывалась сверху войлоком, дверной проем укрывался кошмой. Такие юрты сохранились до настоящего времени. Жители южных районов Алтая активно пользуются ими. Были и рубленые жилища, но они были редким явлением.
Общественный строй у тюрков был феодальный, возникшим на основе частной собственности на скот и землю. В тюркском обществе быстро происходили процессы расслоения общества на аристократов, родовых общинников и рабов. Последними становились пленные, захваченные во время набегов на другие территории. Но труд рабов в Тюркском каганате не играл большой роли, основными производителями материальных благ были рядовые скотоводы, находившиеся в подчинении у родовой верхушки. Рядовые скотоводы подчинялись своим вождям, они могли распоряжаться их судьбами. Они же являлись основной военной силой в походах и набегах..[20]
Тюрки имели достаточно высокую культуру. У них имелась руническая письменность. Но грамотность была характерна только представителям знати. Рядовые кочевники письменности не знали. счет вели по зарубкам на дощечках или на дереве. Такой способ счета сохранялся у алтайцев и у тувинцев вплоть до начала XX века. В Горном Алтае хотя и редко, но встречаются древнетюркские рунические письмена. Так, при раскопках кургана в Курайской степи был найден серебряный сосуд с надписью, указывающий имя владельца.[21]
Летосчисление тюрки вели по своеобразному 12 - летнему "животному" календарю, в котором каждый год имел название определенного животного. Такой календарь применяется и сейчас алтайским народом.
Для периода Тюркского каганата характерны каменные изваяния "каменные бабы", представляющие поясные изображения мужчин. Такие каменные изваяния имеются и в Горном Алтае. Их исследованием занимались археологи В. Д.Кубарев, В.А. Могильников, Н. В. Полосьмак и другие.
Как свидетельствуют археологические и письменные источники, тюрки Алтая имели достаточно прочные торговые и культурные связи с народами Средней Азии, Китая, Ирана и Византии. Междоусобные войны и распри подорвали силы государства, и в 581 году Тюркский каганат распался на две части: Западный и Восточный, в 745 году он был разгромлен и уничтожен уйгурами.
Уйгурский каганат
С падением Тюркского каганата, господствующее положение в Центральной Азии занял Уйгурский каганат. Его образование связано с именем хана Пэйле, который явился инициатором объединения всех уйгурских племен. Он возглавил борьбу с тюрками, закончившаяся в 745 году разгромом последних. Власть уйгуров распространилась от Алтая до Маньчжурии, а на юг - до пустыни Гоби.
История Уйгурского каганата тесно связана с историей многочисленных их соседей, против которых уйгуры вели бесконечные войны. Особую жестокость имели последние против антиуйгурского союза Саяно - Алтайского нагорья. Однако разобщенность союзников, измена тюркских предводителей в угоду уйгурам привело к разгрому союза. В результате поражения алтайские племена попали под власть уйгуров и стали их данниками.
Уйгуры имели достаточно высокую культуру. Они владели той же, что и тюрки, письменностью и особого влияния на культурное развитие алтайских племен не оказали.
Как и предыдущие государственные образования, Уйгурский каганат был ослаблен внутренними раздорами. В 840 году он пал под ударами кыргызских племен.[22]
Кыргызский каганат
После поражения уйгуров господство перешло к кыргызским племенам, основная территория которых была на современной территории Хакасской республики.
Население Горного Алтая было под властью кыргызов, которые оставили в истории алтайцев достаточно заметный след. Это подтверждается археологическими памятниками - могильниками, значительная часть которых раскопана на территории Кош - Агачского района.
Здесь уже явно видны различия местных захоронений и захоронений кыргызов. Они захоронения совершали по обряду сожжений, которые помещали затем вблизи уровня древнего горизонта и над ними возводили округлые каменные насыпи. Среди остатков сожжений в ряде случаев найдены побывавшие в огне металлические предметы - оружие, предметы конской сбруи.[23] Это говорит о том, что кыргызы сжигали своих усопших вместе с их личными вещами и конем. В настоящее время у теленгитов Горного Алтая присутствует элемент сожжения предметов усопшего при похоронах. О пребывании кыргызов на территории Горного Алтая свидетельствуют также отдельные топонимы и наскальная надпись, обнаруженная у с. Менур – Соккон.[24]
Хозяйству алтайцев периода правления кыргызов характерно земледелие с искусственным орошением. Развито было кузнечное ремесло. Мастера изготавливали пики, сабли и другое оружие, а также украшения для одежды, конской сбруи и т. д.Основную тяжесть господства новых феодалов несли рядовые скотоводы и охотники, трудом которых создавались богатства кыргызской аристократии.
Народные массы не могли воспользоваться плодами своих трудов, так как были подневольным сословием.
Господство кыргызов длилось до конца X века. Оно сменилось кратковременным владычеством монголоязычных киданей. С ними связано немало легенд, в том числе о строительстве мостов через реки, дорог, о сооружении переправ через Катунь, оросительных систем в Онгудайском, Улаганском, Кош - Агачском и Усть - Коксинском районах, следы которых до сих пор просматриваются в этих местах.
В конце XII века, в связи с ослаблением могущества киданей, или как их называют в алтайских легендах " каракитай", на историческую арену выдвигались найманы. Следы их присутствия сохранились в названиях отдельных алтайских племен до сего времени. Господство найманов продолжалось до XIII века, а затем они были разгромлены войсками Чингисхана и искали убежища в горах Алтая. Их князья пытались собрать новые силы для продолжения войны с грозным врагом.
О положении алтайцев в найманский период ничего не известно. Можно только отметить, что частая смена правителей не повлияла ни на хозяйственную деятельность, ни на образ жизни алтайских племен. Они продолжали оставаться скотоводами и охотниками, продолжая жить присущей им жизнью. Трудовое население платило налоги то одним, то другим завоевателям, а также своим князьям - баям. Во все эти времена у алтайцев существовала частная собственность на скот и на землю. Хотя пастбища были общими, однако право распоряжаться ими принадлежало богатой верхушке кочевников. Это создавало условия для дальнейшего развития имущественного неравенства.
Горный Алтай под властью татаро - монгол.
Одним из самых тяжелых периодов в истории алтайских племен, как и других народов, явилось татаро - монгольское иго. Первый свой поход на Алтай монголы предприняли в 1199 году. В 1207 году старший сын Чингисхана Джучи по приказу своего отца завоевал всю территорию Алтая.
Телесы и теленгиты Алтая оказались во тьме нойона - темника Хорчи - старого сподвижники Чингисхана, которому и поручили управление покоренными народами.[25]
Как и раньше, население было обложено налогами, основная тяжесть которых легла тяжелым бременем на плечи рядовых скотоводов. Собирая дань, монгольские сборщики жестоко обращались с подвластными племенами. Постоянный грабеж, убийства, угон в рабство привели к тому, что хозяйственное и культурное развитие алтайцев затормозилось на целые века. Хотя алтайские племена стояли на том же уровне хозяйственного и культурного развития, что и монголы, однако в этот период они утратили многое из того, что имели, в особенности то, что было из культурных достижений в эпохи тюркских каганатов. Об этом можно судить по вещественным находкам, извлеченным из курганов, относящихся к периоду владычества монгольских феодалов. Захоронениям этого периода присущ нищенский инвентарь, свидетельствующий об общем упадке культуры.[26] Непосильные налоги пушниной, скотом, оружием, различные трудовые и военные повинности разоряли алтайские племена. Особенно тяжелой повинностью являлось содержание почтовых станций. Надо было иметь специальных дежурных гонцов, проводников, лошадей, запасы сена, продовольствия и транспорт. Такими станциями пользовались не только монгольские чиновники, но и проезжие купцы.
В завоеванных странах монголы создавали военно-пахотные поселения, снабжавшие продовольствием войска. Такие поселения были и на Алтае. Для выращивания зерновых культур принудительно привлекалось местное население. Оно часто поднимало восстания против монгольских завоевателей. После смерти Чингисхана и распада его обширнейшей на отдельные ханства Алтай вошел в состав Золотой Орды.
В результате внутренних междоусобиц, в XIV веке Золотая Орда разделилась на две части, из которых восточная - это от степей Волги до Западной Сибири - стала называться Белой ордой, и в ее состав вошли алтайцы. После распада Большой Орды алтайцы оказались в составе Сибирского улуса, центр которого располагался около города Тюмени. Последним ханом Сибирского улуса был Кучум.
С середины XV века алтайские племена надолго попадают сферу политического влияния монгольских феодалов, нанесший немалый урон хозяйству и культуре алтайских племен. В конце XVI века в процессе феодального дробления Монголии на территории современной Тувы образовалось государственное объединение Алтын - Ханов, в номинальную зависимость от которого попали алтайцы. Основателем этого государства явился Шолой Убаши. Оно просуществовало около ста лет и сыграла немаловажную роль в истории населения южно - сибирского региона.
Горный Алтай в составе Российской империи
Присоединение алтайского народа не было первым опытом в истории России. В состав России многие народы входили добровольно, не были исключением и алтайцы. Добровольное вхождение в состав России говорит о том, что малые нарды видели эту великую страну в роли защитницы и покровительницы. Действительно, войдя в состав государства, малые народы не только сохранили себя как народ, этнос, но и не потеряли культурной и языковой самобытности. Вековое соседство с другими народами в составе России интегрировало население страны и в психологическом, и в бытовом плане. Несмотря на красочную палитру культур и традиций разных народов, им удалось и удается жить бок о бок дружно, перенимая друг у друга те или иные традиции, праздники и привычки. Российское государство объединило этносы и народы в одну большое политическое сообщество, одновременно сохраняя культурную специфику. Об этом свидетельствуют исторические факты.
Горный Алтай вот уже 250 лет в составе России. Вхождение в состав России сохранило алтайцев как народ от китайского порабощения, а также ликвидировало их изолированность и дало толчок экономическому, культурному, общественному, политическому и духовному развитию. Присоединение к России, бесспорно, сыграло цивилизационную роль во всех отношениях.
До середины XVIII века алтайские племена номинально входили в состав крупного и сильного государства Центральной Азии - Джунгарского ханства. В 1745 завершает свое правление последний и самый влиятельный правитель Джунгарии Галдан Церен. Сразу же после смерти хана в стране вспыхивает острая кровопролитная борьба за власть, которая продлилась на десять лет. Завершилась борьба тем, что очередным ханом стал внук Галдана Церена – Дебачи, который чтобы сломить сопротивление других претендентов призвал на помощь военного феодала – нойона Амыр – Сану. За оказанную помощь Амыр – Сана потребовал от Дебачи в свое владение три улуса, в число которых входили и алтайские племена с их территорией. Но Дебачи не намеревался делиться своими владениями. Это обстоятельство послужило поводом для новой междоусобной войны, в ходе которой Амыр – Сана потерпел поражение. Амыр – Сана, в свою очередь, привлекает на свою сторону Китай. С помощью них он разгромил своего противника. Плененный Дебачи был отправлен в Пекин. Теперь Амыр – Сана не сомневался, что ханский престол достанется ему, однако китайский император не думал ставить его ханом. С его помощью он хотел лишь захватить Джунгарию, а потом разделить его на четыре княжества во главе с назначенными им правителями. Видя, что планы его рухнули, Амыр –Сана теперь идет против китайского императора, что привело к китайско - джунгарской войне в 1755-1758 гг. [27]
Ослабленная феодальными междоусобицами Джунгария не в силах была противостоять агрессорам. Бросив против нее огромную армию, Китай превратил Джунгарию в место сплошного кровавого побоища, которое дополнялось разбойничьими набегами киргизских и казахских феодалов. Известный исследователь Сибири С. Шашков, описывая последствия этих кровавых событий, отмечал, что «вскоре в стране воцарился голод, одни умирали от голода, другие резали людей и питались человечьим мясом. За голодом шла оспа. Джунгария буквально была усеяна трупами. Ее воды покраснели, а воздух был полон дыма от горевших улусов, лесов, трав». По свидетельству С. Шашкова, войны и болезни унесли до миллиона человеческих жизней.
Нашествие и разбои китайских завоевателей коснулись и Горного Алтая. Преследуя беженцев, а зачастую под этим предлогом, завоеватели вторгались в пределы края ( в долины рек Челушмана, на территории современных Усть –Канского, Онгудайского, Шебалинского и Майминского районов). Неся его жителям смерть и разорение, намереваясь силой забрать алтайцев в китайское подданство.
Население Горного Алтая не желало принимать китайского подданства и в меру своих сил и возможностей оказывало сопротивление насильникам. Оно создавало конные отряды численностью в 300- 400 человек, во главе которых вставали их зайсаны. Особенно были известны своими боевыми действиями отряды зайсана Гулучая и его помощника, старшины Бобоя. Мобилизовав в свой отряд всех мужчин, способных владеть оружием, они наносили врагу весьма чувствительные удары. Но малочисленность отряда не давала возможности добиться полной победы над врагом.[28]
Не в силах противостоять агрессорам, алтайские князья ищут защиты у России, для чего устремляются в ее пределы. Но китайцы усиленно препятствуют этому. Например, в письме алтайского зайсана Бока на имя Елизаветы Петровны указывается, что когда он с другими зайсанами шел к русским крепостям, то в пути дважды подвергался нападениям со стороны китайцев. Из 5000 телеутских кибиток (около 20 000 тыс. человек), ехавших на лошадях и верблюдах, До Усть – Каменогорской крепости добрались лишь 35 пеших человек. Остальные погибли в пути. Жестокостям китайских завоевателей по отношению к алтайцам, не желавшим принимать их подданства, не было предела. Сохранилось множество документов, которые свидетельствуют, что китайские войска « в алтайских горах без остатку алтайцев искореняли, а малолетних в реку бросали и, вдаль увозя, остальных оставляли». Прибывший к кузнецкой крепости алтайский зайсан Менко просил о защите его народа от китайских войск, которые их «воинскою сильною рукою гонят и склоняют в подданство китайского хана, а они не желают, а желают быть в вечном подданстве Российской империи». Несколько позже зайсан Менко погиб в битве с китайским отрядом.
Тяжелые события тех лет нашли свое широкое отражение в исторических преданиях алтайцев. В 1826 году одним из путешественников близ Усть -Кана было записано одно из них, которое повествовало об алтайском отряде под командованием Чечена. Спасаясь от превосходивших китайских войск, отряд укрылся на высокой каменной сопке, где долго отбивал атаки врага. Когда погибло большинство воинов, и защищаться стало невозможно, Чечен с оставшимися людьми, чтобы не попасть руки врагов, бросился со скалы и разбился. В память об этом героическом подвиге, гласит предание, и сопка с рядом протекающей рекой были названы в честь этого героя.
Отвергая навязываемое захватчиками подданство, алтайцы в силу объективных причин (малочисленность, разоренность племен, экономическая слабость алтайского хозяйства и т. д.) не могли в то же время до конца противостоять превосходившему их по количеству и по вооружению врагу. Осознавая это, алтайские зайсаны, начиная с осени 1755 года, усиленно ходатайствуют перед сибирским пограничным начальством и русским правительством о приеме их со всеми подвластными им племенами в подданство России. При этом они настаивали на незамедлительном решении этого вопроса, ибо продолжавшаяся джунгаро – китайская война приносила аборигенам Горного Алтая неисчислимые бедствия и разорения.[29]
Знакомясь с работами исследователей, я выделила две основные позиции по вопросу о характере присоединения Горного Алтая к Российскому государству – «мирного присоединения» и «завоевания» территории рассматриваемого региона.
Н.С. Модоров придерживается концепции преимущественно мирного и добровольного вхождения отдельных народов в подданные «белого царя». В качестве аргумента этот исследователь приводит следующее – «подчинение русскими территории, на которых кочевали алтайские племена, происходил как мирным путем, так и с помощью оружия. Вооруженные конфликты между русскими служилыми людьми и алтайцами имели место, в первой половине XVII века, когда позиции русского государства в южно – сибирском регионе были непрочными, а потому алтайцы не видели в нем еще силу, которая способна была бы нести стабильность в политическую ситуацию на Алтае. Но основную ставку при присоединении новых земель русское правительство делало все же на мирный путь».[30]
По определению Г.П. Самаева, благоприятные обстоятельства, сложившиеся в результате принятия подавляющей частью алтайцев русского подданства, способствовали быстрому росту населения Горного Алтая. Исследователь отмечает, что с приходом русского населения алтайцы переходят на оседлый образ жизни, начинается широкое проникновение в Горный Алтай русской материальной культуры, заимствование алтайцами новых приемов хозяйствования.[31]
В своей работе Н.С. Модоров высказывает мысль о том, что вхождение и последующее пребывание алтайцев в составе России изменило не только быт и культуру, но и социально – экономические отношения. Включение алтайцев в товарно-денежные отношения, в единый всероссийский рынок содействовало более быстрому разложению натурального хозяйства аборигенов. От русских крестьян ими были восприняты многие новые занятия, хозяйственно - бытовые навыки. Многое переняли у местных народов и русские. В их обиход прочно вошли меховая алтайская одежда и обувь, а в арсенал охотников – многие примы алтайской охоты и др.
Противоположную точку зрения высказывает В. И Кандаракова, которая склоняется к признанию концепции «завоевания». Характеризуя процесс присоединения Северного Алтая к России, использует термины «захват, покорение, подчинение», «политика царизма покорять народы Сибири «к ясачным людям ласку и привет держати» не была политикой гуманизма, а была стремлением царя владеть монопольно подчиненными народами Сибири, в том числе населением Северного Алтая. Предписание царя о захвате новых земель, покорение других народов «ласкою», а в случае отказа подчиняться добровольно, не платить ясак, «пускать в ход оружие», подтверждает цели царской России.[32]
Я.А. Пустогачев разделяет позицию Е.П. Кандараковой и в работе «К вопросу присоединения северных этносов к России» говорит, что «со времени открытия Сибирь стала бездонной кладовой России – меха, золото, алмазы, лес, газ и нефть – все это выкачивают из нас. Чуть оскудеет один источник богатств, как ученые находят новый. За годы освоения сибирских просторов наибольшую утрату понесли коренные их обитатели. Народы Сибири лишились многих исконных областей проживания, значительно подорвана основа их традиционного хозяйства. В результате культурной диффузии и ассимиляции умирает часть языков, все меньше и меньше становится хранителей духовного наследия сибирских народов – сказителей, сказочников, певцов».[33]
Оценка последствий вхождения Алтая в состав России неодинакова. Так исследователь Ф. А. Сатлаев отмечает как положительное, так и отрицательное влияние заселения территории проживания алтайцев русскими крестьянами и заводскими рабочими. Другие ученые - историки полагают, что присоединение Республики Алтай ускорило ее социально – экономическое, культурное и политическое развитие региона.
Другие напротив видят лишь негативные стороны вхождения в состав русского государства – ассимиляцию местного населения, подавление культурных традиций, вмешательство в хозяйственную жизнь.
Плодородные места Горного и предгорного Алтая, богатые промысловым зверем, рыбой, обширными пустошами пастбищами манили к себе крестьян. На новом месте крестьяне распахивали целину, сеяли хлеб, косили сено, обзаводились жильем и хозяйственными постройками. Но, заселяя раннее не обжитые места, крестьяне не редко вырубали и выжигали лесные массивы под пашни, что приводило к лесным пожарам. Все это повлекло за собой жалобы коренного населения на переселенцев.
Таким образом, с каждым годом район заселения ширился, приближаясь к Горному Алтаю. Постоянно росло численность поселений в предгорьях Алтая. К 1825 году в этом районе возникло уже свыше 54 русских селений, составивших Алтайскую волость с центром в селе Каменка. Усилившийся поток переселенцев доставлял немало неудобств коренному народу, которым приходилось привыкать к новым соседям.
Негативное последствия освоения Алтая русскими переселенцами отразившиеся на демографических процессах самих алтайцев отмечали Н.М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, а также И. И.Серебрянников, акцентируя внимание на их обрусении и сокращении численности. Действительно, коренное население, которое проживало в непосредственной близости к русским поселениям, больше подвергались обрусению. Но в то же время, в ходе оседания кочевого народа, с более интенсивным развитием земледелия начинает происходить рост численности алтайцев. В то же время, в результате усиленного притока пришлого, главным образом русского населения, наблюдается падение удельного веса аборигенов.
Уже в 1897 году, по результатам первой Всероссийской переписи населения, количество «инородцев», признавших своим родным языком русский по отношению ко всем коренным носителям данной губернии или области выглядит следующим образом: Тобольская – 3.4%; Томская -22%; Енисейская – 10.6%; Иркутская – 12.2%; Забайкальская – 13,3%; Якутская – 0.1%.[34]В то время как Горный Алтай до 1898 года входил в состав Бийского округа Томской области. Число алтайских племен в это время составляло примерно 34 тыс. человек, а русских - около 25 тыс. человек.
Многие крестьяне, переселившись на новые места, начинали заниматься охотой на пушного и копытного зверя, а также сбором кедрового ореха. Однако наряду с этими занятиями они продолжали заниматься и земледелием. Оно развивалось на новом месте с успехом. Для этого крестьяне выжигали под пашни лес. Нередко такие выжиги приводили к крупным пожарам. Нерациональное использование лесных богатств приводило к упадку экономики алтайских хозяйств. Особенно страдали от выжигов алтайцы - охотники. Зверь уходил дальше в горы в тайгу, и, чтобы его добыть, охотнику приходилось приложить немало усилий. Многие алтайцы, учитывая бесперспективность такой охоты, стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Они начали интенсивней заниматься земледелием. Первыми к земледелию приобщились кумандинцы. По примеру русских крестьян они стали расширять свои запашки, переходя одновременно от мотыжного - к более прогрессивному, плужному земледелию. В районах тесного соприкосновения с русским населением кумандинцы строили жилые дома и другие хозяйственные постройки, приобщались к огородничеству и заготовке сена для зимнего содержания скота.
Массовое заселение Горного Алтая русским народом способствовало не только к переходу к пашенному земледелию и стойловому скотоводству, но и к более быстрому развитию торговли появлению товарно-денежных отношений. Торговля между русскими людьми и алтайцами возникла еще в XVII веке, когда были отмечены обмены товарами служилых людей и алтайских аборигенов.
Кроме торговли с русскими, алтайцы вели обмен между собой. Предметами обмена были скот, а также различные товары хозяйственного и бытового назначения.
С конца XVIII века русские купцы стали приезжать к алтайцам в горы для обмена и торговли. Первая купеческая заимка была построена на реке Семе. Постепенно купцы проникли в долину реки Чуи, где у местных жителей обменивали товары.
Для бесперебойного снабжения аборигенов товарами, хранения их в Кош - Агаче, русскими купцами были построены первые склады и избушки.
Ежегодно у речки Бураты проходила ярмарка. В ней принимали участие тувинцы, монголы, китайские купцы, монгольские солдаты и алтайцы. Русские торговцы привозили сюда на продажу в основном кожу, сукно, различные ткани и изделия из железа: замки, котлы, топоры и чайники. Взамен они здесь покупали шкуры сурка, рогатый скот и чай. Кроме Чуи, торговля велась и на Челушманской долине. Денег в обиходе не было. Вместо них употребляли беличьи шкурки.
В конце XIX- XX века в связи с развитием новых отраслей хозяйства, земледелия и пчеловодства, на рынок все больше поступает изделий домашнего производства: воска, меда, масла, холста, кож, скота и т. д. В конце XIX века только кузнецкие купцы скупали у местных крестьян и алтайцев Бийского округа различных товаров на общую сумму до 800 тысяч рублей. Из них на 38 тысяч закупалось пушнины. Эти товары отправлялись частью на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, частью - в Томск, Красноярск, Иркутск. Так происходило втягивание натурального алтайского хозяйства в товарно - денежные отношения, в результате которого одна часть алтайцев богатела, а другая - разорялась.
Второй период, начавшийся после Октябрьского переворота, наиболее интенсивный, приведший кочевые и полукочевые племена алтайцев к окончательной оседлости. После Октябрьской революции, большевики, согласно ленинскому плану начали плановый перевод на оседлость многих малых народов царской России, в том числе и алтайцев. Перевод на оседлость хозяйств коренного населения Алтая сопровождался не только ломкой их экономического положения и изменением образа жизни, но и трансформация освященных религией обычаев, традиций. Изменялись извечные родовые структуры, имевшие большое значение в жизни алтайца-кочевника.
Советский период в жизни алтайского народа.
Период 1917 - июнь 1918 года был одним из важнейших в истории Горного Алтая. По значимости на первом месте стоял национальный вопрос. Достаточно определенные требования решения национального вопроса в России выдвинули большевики. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными для народных масс национальных окраин оказались их лозунги о равноправии национальностей, признание за каждой нацией право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Важное место в программе большевиков отводилось вопросу о национально - территориальной автономии. По мнению В. И. Ленина, национальная автономия была необходима "для устранения всякого национального гнета" а также для того, чтобы тот или иной народ сам мог решать административные, социально - экономические вопросы.[35]
После Октябрьского переворота в Декрете о мире, в Декларации прав народов России большевистская партия фактически узаконила свои программные требования по национальному вопросу. Эти декларации по сути можно считать зачатками нынешнего федерализма. Оно в России появилось в качестве реакции центральной власти, сформированной после Октябрьской революции 1917 года, на национальные движения, возникшие в годы революционных потрясений. Чтобы привлечь эти движения на свою сторону в разгоревшейся Гражданской войне, был взят на вооружение принцип автономизации, в соответствии с которым каждой компактно проживающей этнической группе, вне зависимости от ее численности, было обещано создание самостоятельного территориального образования, обладающими признаками и полномочиями квазигосударства.[36]
Содержание, формы, темпы национального движения на Алтае определялись, прежде всего, экономическими условиями: алтайцы не прошли стадию капиталистического развития. Пути и методы решения национального вопроса, в конечном счете, зависели от соотношения политических сил, от исхода борьбы двух противоборствующих сил. События в национальных окраинах развивались в русле борьбы, свойственной стране в целом. Но здесь имелись свои особенности. В Горном Алтае большевистские принципы национального вопроса были известны народу. Алтайский губернский Совет вел работу, с одной стороны по советизации алтайской деревни, с другой, учитывая особенности развития Горного Алтая, - по созданию органов самоуправления алтайцев.
Однако, Бийская уездная управа всячески препятствовала созданию национальной государственности алтайцев.[37]
Горная дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно - Алтайского уезда еще до Октябрьского переворота. Тогда было дано согласие на образование своего уезда и для утверждения решения Временным правительством, в Петроград были делегированы председатель Думы Г. И. Чорос - Гуркин и секретарь Семенов.
Принципиальное согласие правительства было уже получено, но осуществить его до Октябрьского переворота не удалось. Решение данного вопроса откладывалось на неопределенный срок, и не предпринимались никакие меры.[38] Тогда Горная дума 12 января 1918 года объявила явочным порядком территориально - национальное выделение населения Горного Алтая. Действия последней не противоречили принципам большевиков строительства территориально - национальной автономии. Большинство населения Горного Алтая поддержало политику Горной думы.
Вопрос об автономии вставал неоднократно. Однако, складывающаяся обстановка не позволяла решить его окончательно и должным образом. Лишь окончательное утверждение Советской власти в Горном Алтае позволило вновь вернуться к нему. После многочисленных обсуждений этого вопроса в разных инстанциях, он, наконец - то был решен. Декретом ВЦИК от 1 июня 1922 года было провозглашено образование Ойротской Автономной области с центром в селе Улала.[39]
1 июня 1937 года трудящиеся Горного Алтая отметили 15-летие существования своей автономии. За этот короткий период алтайский народ добился многого. В Горном Алтае утвердился колхозный строй. В колхозах объединилось около 87% хозяйств. Видную роль в сельском хозяйстве стало играть земледелие, в том числе и в хозяйстве алтайцев.
Успех в развитии хозяйства оказал благотворное влияние на повышение жизненного уровня населения. Заметную роль в жизни населения стала играть промышленность.
После советского периода жизни алтайского народа следует время формирования и развития Республики Алтай, уже в статусе суверенного государства в 1993 г.в составе Российской Федерации.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 390.