Алтайский этнос в системе российской государственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Алтайский этнос в системе российской государственности

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОМУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Исторический факультет

Кафедра Отечественной истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

АЛТАЙСКИЙ ЭТНОС В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Евсеева Аржана Юрьевна

Руководитель

Канд. ист. наук, доцент

Э. Л. Львова

Автор работы

А. Ю. Евсеева

Томск 2009

 

Оглавление

Введение

Глава I. Республика Алтай как субъект Российской Федерации

1.1 Исторический очерк Горного Алтая

1.2 Понятие федерализма и особенности его развития в России

1.3 Республика Алтай как субъект Российской Федерации

Глава II. Алтайцы - титульный этнос Республики Алтай

2.1 Этнический состав населения Республики Алтай

2.2 Алтайцы - титульный этнос Республики Алтай

2.3 Политическая ситуация в Республике Алтай

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность темы исследования. Российская Федерация является многонациональной страной, на территории которой проживает более 160 народов. Спецификой российского государственного устройства является сочетание двух принципов организации федеральных отношений - территориального и этнического. Распад СССР и последующий за ним «парад суверенитетов» оформил исключительное федеративное устройство России. Ярким примером такого сочетания является Республика Алтай, получившая статус республики в 1993 году. Становление собственной государственности для титульного этноса - алтайцев проходило долго и тяжело: с древнейших времен им приходилось бороться за собственную сохранность в составе таких государств как Китай, Джунгария, Монголия. Последним государством, в состав которого вошли алтайцы, стала Российская империя, где алтайцам удалось сохранить себя как народ. Сейчас, спустя несколько столетий, алтайцы образовали собственную республику в составе Российской Федерации. Но, тем не менее, в настоящее время остается актуальным вопрос о сохранности алтайского народа в составе полиэтничного государства Российская Федерация.

Степень изученности темы. В настоящее время существует множество исследований, посвященных древней истории Горного Алтая, истории алтайцев. Огромное множество работ посвященных древним курганам разных эпох и их раскопкам. Отмечу наиболее известных историков - это Кубарев В.Д., Суразаков А.С., Грязнов М.П., Адрианов А.В., Радлов В.В., Киселев С.В., Полосьмак М.В., Руденко С.И., Худяков Ю.С., Потапов Л.П., Окладников В.П. и многие другие.

Дальнейшее развитие и становление государственности алтайского этноса, образование Республики Алтай и вступление в федеративные отношения рассматривают Модоров Н.С., Сатлаев Ф.А., Самаев Г.П., Кандаракова Е.П., Пустагачев А.Я., Иванцова Н.Ф. Главным исследователем в этой области выступает Д.И. Табаев - человек, непосредственно участвовавший в образовании Республики Алтай.

Подробно изучено федеративное устройство Российского государства такими учеными как Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д., Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д., Добрынин Н.М., Султанов Р.И., Юсубов Э.С., Аринин А.Н., Мкусинов И. Ш., Мухаметшин Ф., Дробижева Л.М.

Исследователь Р.Г.Абдулатипов подробно изучил всю специфику российского федерализма, выделив ее асимметричность и несходство с другими федерациями мира в работе «Опты федерализма». Теоретическим проблемам федерализма в России посвящена книга Э.С. Юсубова, в которой он исследует становление и развитие отечественной теории федерализма и правового статуса субъектов федерации.

Работы по этногенезу алтайского этноса, его сохранению, традициям, обычаям, современному состоянию алтайцев посвятили Ялбачева Н.М., Стрельцова Т.А., Дьяконова В.П., Ямаева Е.Е., Шерстова Л.И., Пустогачева Т., Кандаракова Е.П.. Потапов Л.П., Баскаков М.А., Аристов Н.А., Гельмерсен Г., Радлов В В., Адрианов А.В. и Ядриецев Н.М.

Современное этническое положение алтайцев, межэтнические отношения, этнополитические процессы исследовали Думнова Э. М., Казанцев А.Ю., Казагачева, Модоров Н.С. Также большой вклад делают исследователи Института алтаистики им. С.С. Суразакова. Ими с начала 2000-х годов были проведены множество социологических исследований, посвященных выявлению основных тенденций в демографической, экономической, социальной, духовной, политической сферах жизни алтайского населения.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных алтайскому народу, формированию их государственности, отсутствуют обобщающие исследования, посвященные изучению влияния государственности на этнические процессы алтайцев. Во многих работах исследователи обращают внимание только на исторические процессы, повлиявшие на появление государственности у алтайцев, а работ, посвященных значению национальной государственности на развитие самих алтайцев практически нет. Нет работ, дающих оценку самих алтайцев собственной государственности, какую роль она сыграла в жизни народа.

Объектом исследования является алтайский этнос в системе российской государственности.

Предметом исследования выступают процессы этнокультурного и социально - политического строительств алтайцев.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между этнокультурным и политическим развитием алтайцев наряду со становлением их государственности.

Задачи исследования:

1. Обозначить особенности влияния национального фактора на образование современной системы российской государственности.

2. Обозначить роль национального фактора при становлении государственности у алтайцев.

3. Охарактеризовать современное состояние всего населения Республики Алтай и алтайского народа.

4. Выявить положительные и отрицательные тенденции, повлиявшие на современное состояние титульного этноса при образовании Республики Алтай.

5. Выявить основные проблемы и алтайского этноса на рубеже XX - XXI веков.

Источниковая база представлена следующими группами документов.

Акты федерального и местного законодательства: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Алтай, Федеральные Конституционные законы, Федеративный договор 1992 г., Договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционные и другие законы Республики Алтай, проекты законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.

Статистические источники : Итоги Всероссийской переписи 2002 года по Республике Алтай, «Рождаемость по Республике Алтай (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.)» позволили охарактеризовать национальный состав региона, а также численное состояние титульного этноса.

Материалы периодической печати. Периодическая печать республики ярко свидетельствует о происходящих событиях и дает возможность проследить и объективно оценить социальные, экономические, политические, культурные и другие процессы. Официальные республиканские газеты «Звезда Алтая», «Алтайдын чолмоны», районные газеты «Чуйские зори», является хорошим информационным ресурсом для исследователей и не только.

Также в ходе данного исследования были использованы данные Интернет ресурсов. Официальные сайты дают возможность просматривать федеральные и региональные законодательные акты, пользоваться информацией статей и электронных книг.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой исследование этнокультурного развития алтайского этноса в системе российской государственности. Была предпринята попытка проследить влияние государственности, с древнейших времен и до современности, на самосознание, культуру и мировоззрение алтайского этноса.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений, включивших в себя административную карту региона, таблицы, рисунки к тексту.

В первой главе представлен краткий исторический очерк всех древнейших государственных образований, в состав которых входил алтайский народ, в том числе и в состав Российской империи. Дальнейшее преобразование Российского государства в СССР, а затем и в Российскую Федерацию дали возможность алтайскому народу создать собственную государственность. Республика Алтай представляет собой субъект Российской Федерации, которая была образована в период так называемого «парада суверенитетов» союзных республик и автономных областей, округов Советского Союза. Также была сделана попытка дать объективную оценку специфичной форме федеративного устройства нашей страны. Она сочетает в себе как территориальные, так и этнические принципы федеративных отношений, что влечет за собой немало споров и недопонимание между федеральными и региональными органами власти. В настоящее время политика федеральных органов государственной власти направлена на выравнивание прав и возможностей субъектов страны путем объединения некоторых из них.

Создание Республики Алтай для местного населения считается высшим достижением в формировании собственной государственности. Становление республики протекало в тяжелых условиях распада СССР, при экономическом кризисе и при отсутствии каких- либо четких федеральных законов. Но с окончательным формированием субъектов федерации, с принятием Федеративного договора 1992 г, Конституции Российской Федерации 1993 года, обстановка в стране приобрела более стабильный характер, что способствовало установлению федеративных отношений с центром. Но с неимением опыта в законотворчестве, и в результате споров о введении поста Президента или главы республики, принятие Конституции РА затянулось до 1997 года. В настоящее время органы власти региона плодотворно работают и успешно решают повседневные проблемы населения.

Вторая глава посвящена населению Республики Алтай: его национальному составу, титульному этносу республики, а также межэтническим отношениям населения. Население республики является многонациональным, где по численности на первом месте стоит русский народ, затем следуют алтайцы и казахи. Первая перепись населения Горного Алтая была проведена в 1897 году. Она показала, что все население составляет 42 тыс. человек. За столетний период население Горного Алтая значительно изменилось и увеличилось. По данным последней Всесоюзной переписи 1989 г., оно выросло с 42 тыс. человек до 191 тыс. человек, в том числе алтайцев с 34 до 59 тыс. человек.[1] Это свидетельствует о том, что рост населения происходил за счет притока новых людей, а не за счет естественного прироста. Приток населения на территорию Горного Алтая стал причиной активного ассимилятивного процесса алтайских этнических групп. Таким образом, наиболее ассимилированными являются алтайцы, проживающие на севере республики. Таковыми являются челканцы, тубалары, кумандинцы, а также жители южных территорий - теленгиты. Эти этнические группы федеральным законом РФ наделялись статусом коренных малочисленных народов. Такое разделение алтайцев на малые этнические группы дает понять, что процесс самоидентификации алтайского этноса идет очень сложно. Действительно, самоидентификация алтайцев началась с установлением советской власти в Горном Алтае, а после распада СССР, на фоне эйфории свободы и самоопределения, на фоне возрождения традиций и обычаев начался «раздробление» алтайского народа на мелкие этнические группы. Об этом свидетельствуют Итоги Всероссийской переписи населения по Республике Алтай 2002 года, где малые северные алтайцы были зафиксированы как отдельно существующие народы.

Характеризуя межэтнические отношения, можно отметить, что на территории республики серьезных этноконфликтных ситуаций не наблюдалось и что жители региона имеют высокий уровень толерантности по отношению к друг другу. Активный диалог разных культур обеспечивает не просто стабильность, но и дружное соседское проживание в Республике Алтай.

 

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что алтайский народ, прошедший долгий и трудный путь к своей государственности, добился ее в конце XX века. Алтайскому народу пришлось пройти немало испытаний, чтобы сохранить, в первую очередь, себя как народ, сохранить свою культуру и язык. Входя в состав таких древних государственных образований как Тюркский, Уйгурский, Киргизский каганаты происходило постепенная консолидация тюркских этнических групп в алтайский народ. Оказавшись под влиянием монгольских, джунгарских и китайских государств алтайца пришлось бороться уже за свою сохранность, это им удалось только в 1756 году, с вхождением алтайцев в состав Российской империи. Российское государство оказало весьма сильное влияние на самосознание, культуру, быт алтайского народа. С присоединением Горного Алтая к России идет постепенное заселение ее территории русскими крестьянами, староверами, а позднее и казахскими племенами.

Первая Всероссийская перепись населения, проведенная в 18987 году показала, что большинство населения Горного Алтая составляют коренные жители. Сравнив переписи 1897 г. и перепись 1989 г., можно сделать вывод, что численность населения Горного Алтая значительно увеличилось, но не за счет естественного прироста, а за счет притока нового населения на территорию региона. Процесс заселения Горного Алтая происходил очень активно, что незамедлительно привел к ассимилятивным процессам коренного населения. В первую очередь ассимиляции подверглись те алтайские племена, которые заселяли предгорные части Алтая, ими оказались кумандинцы, челканцы и тубалары. Порой неаккуратное использование лесных массивов приводило к крупным пожарам, которые непосредственно влияли на традиционные промыслы коренного народа (охота, собирательство). Поэтому многим приходилось начинать оседлый образ жизни, привыкать к новой культуре. В настоящее время эти этнические группы выделены как малые коренные народы Республики Алтай.

После Октябрьской революции 1917 года, с приходом к власти большевиков, многим малым народам представилась возможность создать свою автономию в составе СССР. Этой возможностью воспользовались и алтайская этническая элита. Она добилась, чтобы Горный Алтай был выделен в отдельную автономную область, хотя оказалась в составе Алтайского края. Это был первый шаг к построению собственной государственности. Советская власть кардинально изменила образ жизни алтайского народа, большинство стало оседлым населением. Активно взаимодействуя с русской культурой, стала забываться собственная культура: были забыты почти все обычаи, традиции, обряды.

Но в то же время, в советский период были построены множество школ, больниц и домов культуры, т.е. алтайское общество значительно модернизировалось. Со сменой поколений, стала появляться собственная интеллигенция, собственные политически активные люди.

Таким образом, в советский период произошли значительные изменения в алтайском обществе, которые оказали значительное влияние на дальнейшие события. С распадом СССР идут активные политические процессы по созданию и повышению собственной государственности многих народов России. Горно-Алтайская автономная область была преобразована в Республику Алтай.. Но, тем не менее, были установлены стабильные федеративные отношения как между центром и Республикой Алтай, так и с другими субъектами Российской Федерации.

Процесс создания Федерации в России нельзя назвать легким. После установления федеративных отношений с субъектами страны, стало очевидным, что федеративное устройство страны ассиметричное. В ней сочетались как территориальные, так и этнические принципы федеративных отношений. Большинство созданных республик оказались национальными регионами, и у них оказалось больше полномочий, чем у краев и областей. Данная ситуация не могла не привести к недовольству руководства краев и областей, и данная проблема решается федеральными органами власти путем объединения некоторых субъектов. Также на данную политику укрупнения субъектов влияет их социально - экономическая разнообразность. На повестке дня стоит проблема упразднения экономически депрессивных регионов, в категорию которых попадают многие национальные республики. Против данной политики активно выступает не только региональная политическая элита, но и титульные этносы регионов.

Титульный этнос Республики Алтай представляет собой население, условно разделенное на северных и южных алтайцев. Северных алтайцев представляют кумандинцы, тубалары и челканцы. Южные алтайцы - это собственно Алтай - кижи и теленгиты. Кумандинцы, тубалары, челканцы, а затем и теленгиты в результате постановления правительства РФ от 24 марта 2000 г. были включены в перечень малочисленных коренных народов России. Данное разделение алтайцев на несколько отдельных народов дает понять, что процесс самоидентификации алтайцев идет до сих пор сложно. Причиной данной ситуации можно рассмотреть процессы 1990-х годов, когда в республике появились множество общественно - культурных и религиозных организаций. Политика гласности и разнообразие новых организаций повлияли и на самоопределение алтайского этноса.

Несмотря на разнообразный состав населения, межэтнических конфликтов наблюдать не приходилось. Это свидетельствует о высоком уровне толерантности населения Республики Алтай. Активный межкультурный диалог дает только положительные результаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственность алтайского народа создавалась в тяжелых условиях. Появление государственности у алтайцев сказалось и с положительной стороны, и с отрицательной. Отрицательное заключается в том, что с включением Горного Алтая в состав Российской империи, с установлением советской власти забываются культурные аспекты национальной политики, расширение мировоззрения алтайцев сопровождается с высокой степенью ассимиляции, потерей родного языка. К положительным моментам можно отнести тот факт, что с созданием собственной республики, алтайский этнос чувствует себя более уверенным. Это дает психологическую удовлетворенность - осознание того, что данный этнос обозначил себя среди многих других с помощью создания собственного государственного образования - Республики Алтай.

 

Приложение 1

Карта Республики Алтай.

 

Приложение 2

Флаг Республики Алтай представляет собой прямоугольное полотнище из четырёх горизонтальных полос.. Два цвета флага Республики Алтай соответствуют цветам Государственного флага Российской Федерации и подчеркивают, что Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Голубые полосы являются символом чистоты, неба, гор, рек и озер Алтая. Белые полосы олицетворяют вечность, стремление к возрождению, любви и согласию народов Республики Алтай.

Герб Республики Алтай представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечного синего неба Алтая. На сине-голубом фоне изображены: в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии — Белухи — Юч Сюмера, символизирующая красоту и мощь родной земли; в центре — белый грифон — Кан-Кереде с головой и золотистыми крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы; в нижней части круга — орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая — Бии и Катуни с их притоками; между ними треножник золотистого цвета — очаг — символ Родины, крепости и вечности родного дома; волнистые линии под треножником — очагом — символ Телецкого озера — Алтын-Келя.

 

Приложение 3

Диаграмма 1 Динамика численности населения Республики Алтай

Диаграмма 2 Национальный состав населения Республики Алтай на 2002 го

 

Приложение 4

Таблица 1 Всероссийская перепись населения 2002 г. Сведения о численности «алтайских» этносов и русских по РА и РФ.[126]

Народы По РФ По РА
Всего, абс. % (72058) (в РА - 92,9) 202947 100
Алтайцы % 67239 (РА -92,5) 62192 30,6
Теленгиты % 2399 (РА - 98,7) 2368 1,2
Тубалары % 1565 (РА - 98) 1533 0,8
Челканцы % 855 (РА - 97,1) 830 0,4
Кумандинцы % 3114 (РА - 9,9) 931 0,4
Телеуты % 2650 (РА - 1,2) 32 0,0
Русские % - - 116510 57,4

 

Список использованной литературы:

Официально - документальные издания:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2001. С. 48.

2. Федеральный конституционный закон от 25.03.2004. № 1- ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми - Пермяцкого автономного округа» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: ntc.duma/gov.ru/bra, 28.11.2006.

3. Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2 -ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» [Электронный ресурс] // Режим доступа http:ntc.duma/ gov.ru/bra, 10.05.2007.

4. Федеративный Договор: Документы. Комментарий. М., 1992. 79 с.

5. Конституция Республики Алтай (Основной Закон). Горно-Алтайск. 2006. С.5 - 32.

6. Законы Республики Алтай. Выпуск № 1. С.3 - 6.

Статистические источники:

7. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай. (статистический сборник). Горно-Алтайск. 2005. С. 12.

Литература:

8. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М. 1994.С.6.

9. Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году. СПб. 1885. С293 - 295.

10. Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз - кайсаков. Алматы: Гылым, 1998. С.153 - 165.

11. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. 1896. Вып. 3-4. С.281 - 343.

12. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. Идейно - теоретические, политические и правовые аспекты. М. 2000

13. Ассоциация челканцев // Звезда Алтая, 1990 г. 20 октября.

14. Баскаков Н.А. Алтайский язык: введение в изучение алтайского языка и его диалектов. М.1958. С.5-45.

15. Баскаков Н.А. Три рунические надписи из Мендур – Соккона Горно – Алтайской а.о. //Советская этнография, № 6, 1966.

16. Боронин О.В. ,А.Ю. Быков «Исторические предпосылки сложения негативных элементов в восприятии казахов алтайцами.» // Население, управление, экономика, культурная жизнь Сибири XVIII начала XX в. Барнаул, 2003.

17. Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма.// Полис.№3, 2002. С.97.

18. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. – М.-Л. 1965. С124

19. Гельмерсен Г. Телецкое озеро и телеуты восточного Алтая.// Горный журнал. СПб., 1840. Кн. 2. С 34-41

20. Грошева Г.В. Хакасский этнос в системе российского федерализма (1990 - е - 2000- е гг.) Диссертация на соискание …Томск.2008.

21. Грязнов М.П.Первый Пазырыкский курган. – Л. 1950

22. Данилин А.Г. Бурханизм. Из истории национально - освободительного движения. - Горно-Алтайск.1993. С. 84.

23. Демир Б. Этнополитическая дезинтеграция: после СССР - Россия?// Федерализм.2000. С.97 - 98.

24. Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. - Новосибирск. 2003. С.217.

25. Дробижева Л.М. Суверенитет российских республик в массовом общественном сознании: пример Татарстана и Саха (Якутии) [Электронный ресурс] // Режим доступа6 http: //federalmcart.ksu.ru/conference/konfer/drobizheva.htm.02.11.2006.

26. Думнова Э.М. Социальное самочувствие русского этноса в Республике Алтай.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 7- 9.

27. Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно-Алтайск. 2001. С.3-4.

28. Зверев В.А. Национальный состав населения Западной Сибири в конце XIXначале XX веков//Горный Алтай и Россия 240 лет. Горно-Алтайск.1996.С.88-91.

29. Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967.С.167

30. Зубаревич Н. Объединение автономных округов: преимущества и риски // Казанский федералист.2006. №1 С.151 - 152.

31. Иванцова Н.Ф. Роль Каракорум – Алтайской управы в решении вопроса государственно-национального строительства и аграрных преобразованиях в Горном Алтае в начале 1918 г.// горный Алтай и Россия 240 лет. Горно – Алтайск. 1996. С.

32. История Горного Алтая. Гоно – Алтайск.2002.С.226.

33. История Республики Алтай – Горно - Алтайск. 2002. С.184

34. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. По Республике Алтай: национальный Табаев Д. И. На путях к государственности // Канн - Алтай. Горно-Алтайск. 1996. № 10. С. 22.

35. Кабузан В.М. Троицкий С.М.Численность и состав населения Сибири в первой половине XIX века.// Русское население Приморья и Сибири. М.1973.

36. Казагачева З.С. Справедливости ради // Звезда Алтая.6 марта 2001.

37. Казанцев А.Ю. К вопросу о самоопределении Горного Алтая. // Политическая история Горного Алтая и Г.И.Чорос - Гуркин.1900- 1940 гг. Горно-Алтайск.2005. С. 160.

38. Казанцев А.Ю. Этнополитические процессы в Республике Алтай в конце XX века. // Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С.214 - 220.

39. Кандаракова Е.П. Присоединение северных алтайцев к России// Горный Алтай и Россия.240 лет. Горно- Алтайск.1991.

40. Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М.1951.С.359.

41. Колоткин М.Н. Горный Алтай в геополитическом контексте: накануне юбилея.// Алтай - Россия: Материалы Всероссийской научно - практич. конф., посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства.(16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 165- 168.

42. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.). Горно-Алтайск. 2006. С. 78 - 80

43. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М.1984.С.10-11.

44. Лапшин М.И. Звезда Алтая.2005 г. 23 апреля.

45. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.48.С.235

46. Мамет Л.П. Ойротия. Горно - Алтайск.1994.С. 71-86.

47. Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. Горно- Алтайск.1991.С.244.

48. Модоров Н.С. История Горного Алтая.1993.Горно – Алтайск.С.26.

49. Модоров Н.С. Межнациональные, межэтнические и межконфессиональные процессы в Горном Алтае: состояние, проблемы, пути их устранения.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С.14 - 18.

50. Модоров Н.С. Народы России (к проблеме их присоединения к Русскому государству) //Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 18 - 22.

51. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай; политические, социально – экономические и культурные отношения в XVII – XIX вв. Горно-Алтайск .1996.С.64-68.

52. Муртаза - Оглы Ф.А, Нации и народности СССР как субъекты автономии. Томск.1982

53. Мкусинов И. Ш. Республики в составе Российской Федерации: правовой статус и перспективы развития. Материалы парламентских слушаний.17 февраля 1998 г. М., 1998. С.67.

54. Мухаметшин Ф. Принципы формирования федерации нового типа // Федерализм. 2000. №2. С.45.

55. Мухаев Р.Т. Политология - М. 2005.С.206.

56. Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: религии и перспективы. Т.3. СПб., 1996. С.156.

57. Национальный состав населения СССР. По данным всесоюзной переписи населения 1989г. М.1991. С.32

58. Октябрьская И.В. Казахи Алтая: проблема новых идентичностей.// Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международ. науч. - практ. конф. Вып. 6. Барнаул. 2005. С.39 - 45.

59. Октябрьская И.В. Регионализм и федерализм. Российская практика и мировой опыт.// Проблемы этнического сепаратизма и регионализма в Центральной Азии и Сибири: история и современность. Материалы научной конференции 13-14 сентября 2004 года. Барнаул. 2004.С.129.

60. От уезда к республике (к 10-летию Республики Алтай). Горно-Алтайск.2001.С.274.

61. Политология: Энциклопедический словарь - М. 1993.С.383.

62. Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск.2001.С.336.

63. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. М. - Л.1969. С. 188 - 196.

64. Пустагачев А.Я.К вопросу присоединения восточных этносов к России // Горный Алтай и Россия.240 лет. Горно – Алтайск.1996.С. 196.

65. Радлов В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии. - Томск. 1887. С.12 - 22.

66. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в Скифское время. – М.Л., 1953.С. 260

67. Руденко С.И. Раскопки Пазырыкской группы курганов //Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып. XXXVII. – М.:Изд – во АН СССР,1951. – С.106 – 116.

68. Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в период феодализма в России (XVII – XIX вв.) С. 240.

69. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII –XIX вв.: проблемы политической истории и присоединения к России. Грно – Алтайск.1991.

70. Султанов Р.И. Республики в составе РФ: правовой статус и перспектива развития. Материалы парламентских слушаний.17 февраля 1998 года - М.:1998 С.6- 15.

71. Суразаков А.С.К общей теории социальных систем //Социально – экономические структуры древних обществ Западной Сибири. – Барнаул: АГУ, 1997.

72. Суразаков А. С. Письмена далекого прошлого. Горно – Алтайск.1993. С.30.

73. Судьбы коренных народов Горного Алтая (Из истории национально - государственного строительства. 1800-1940 гг.). Горно-Алтайск.2004. С.154.

74. Табаев Д.И. Местное самоуправление в Горном Алтае (сравнительный историко-правовой анализ) // Политическая история Горного Алтая и Г. И. Чорос - Гуркин. 1900 - 1940 гг. Горно - Алтайск . 2005. С.244.

75. Табаев Д. И. На путях к государственности // Канн - Алтай. Горно-Алтайск. 1996. № 10. С. 22.

76. Табаев Д.И. Какая Конституция нам нужна? // Звезда Алтая.1997. № 5.

77. Табаев Д.И. С верой в закон. Горно-Алтайск.1997. С.45.

78. Табаев Д.И. Федерализм и проблемы взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти и законодательств (на примере Республики Алтай) // На рубеже веков. Юридические заметки 1997-2005 гг. Горно-Алтайск. 2006. С. 129 - 130.

79. Табаев Д.И., Харин В.А. Республика: Штаты, ведомства, управления // Звезда Алтая. 1992г. 10 дек.

80. Тадина Н.А. Русское глазами алтайцев по плевым материалам (об этнокультурных взаимодействиях) //Этнография Алтая и сопредельных территорий: Матерю международ. конф. Вып. 6. Барнаул. 2005. С.59

81. Тадина Н.А. Трансформация системы ценностей у алтайцев и ее последствия // Горный Алтай и Россия - 240 лет: Материалы всерос. науч. конф. Горно - Алтайск.1996. С.114-117.

82. Тадыев П.Е. Из прошлого Горного Алтая. Горно-Алтайск.1976 г. С.7.

83. Тишкин А.А. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая. Барнаул.2004.С.17 – 50

84. Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтнических государствах: Международная конференция 1993 г. М.1994

85. Трудные пути к автономии (к 80-летию образования автономной области)// "Люди 20 века".Горно-Алтайск.2002.

86. Фетисов А.С. Религиозная ситуация в Горном Алтае в 1991 -2005 гг.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 255 -256.

87. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул.1901 г. Вып. I. С.65

88. Юсубов Э.С. Теория федерализма в России. Томск. 1998.

89. Ядринцев Н.М. Заметки об алтайцах и черневых татарах . М. 2006. С.24-25.

90. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб.

91. Ялбачева Н.М., Стрельцова Т.А. Генетический подход к происхождению коренных народов Республики Алтай.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006.С.172- 173.

 

[1] Национальный состав населения СССР. По данным всесоюзной переписи населения 1989г. М.1991. С.32.

[2] Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М. 1958.С.34.

[3] История Горного Алтая. Гоно – Алтайск.2002.С.54.

[4] Тадыев П.Е. Из прошлого Горного Алтая. Горно-Алтайск.1976 г. С.7.

[5] Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в Скифское время. –М.Л., 1953.С. 260.

[6] Модоров Н.С. История Горного Алтая.1993.Горно – Алтайск.С.26.

[7] Грязнов М.П.Первый Пазырыкский курган. – Л. 1950.

[8] Руденко С.И. Раскопки Пазырыкской группы курганов //Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып.XXXVII. – М.:Изд – во АН СССР,1951. – С.106 – 116.

[9] Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири.М.1951.С.359.

[10] История Республики Алтай – Горно - Алтайск. 2002. С.184.

[11] Тишкин А.А. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая. Барнаул.2004.С.17 – 50.

[12] Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск.2001.С.19.

[13] Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. М. 1984. С.10 -11.

[14] Кислев С. В. Древняя история Южной Сибири. М.1951. С.324.

[15] Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М.1984.С.10-11.

[16] Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века.М.1984.С.22.

[17] История Республики Алтай - Горно – Алтайск.2002.С.184.

[18] Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск.2001.С.53.

[19] Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. Горно- Алтайск.1991.С.23-26.

[20] Суразаков А.С.К общей теории социальных систем//Социально – экономические структуры древних обществ Западной Сибири. – Барнаул: АГУ, 1997. – С.6-9.

[21] Суразаков А. С. Письмена далекого прошлого. Горно – Алтайск.1993. С.16.

[22] Кызласов Л.Р. История южной Сибири в средние века. М. 1984.С.46-52.

[23] История Республики Алтай. Горно – Алтайск.2002.С.230.

[24] Баскаков Н.А. Три рунические надписи из Мендур – Соккона Горно – Алтайской а.о. //Советская этнография, № 6, 1966.

[25] Модоров Н.С. История и культура Горного Ал тая. Горно – Алтайск.1991.С.32

[26] Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. – М.-Л. 1965. С124.

[27] История Республики Алтай. Горно – Алтайск.2002.С.346.

[28] Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. Горно – Алтайск.1991.С.53.

[29] Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в период феодализма в России (XVII – XIX вв.) С.37 – 40.

[30] Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай; политические, социально – экономические и культурные отношения в XVII – XIX вв. Горно – Алтайск .1996.С.64-68.

[31] Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII –XIX вв.: проблемы политической истории и присоединения к России. Грно – Алтайск.1991.С.67.

[32] Кандаракова Е.П. Присоединение северных алтайцев к России// Горный Алтай и Россия.240 лет. Горно- Алтайск.1991.С.78.

[33] Пустагачев А.Я.К вопросу присоединения восточных этносов к России // Горный Алтай и Россия.240 лет. Горно – Алтайск.1996.С.68 -71.

[34] Кабузан В.М. Троицкий С.М.Численность и состав населения Сибири в первой половине XIX века.// Русское население Приморья и Сибири.М.1973.С.256.

[35] Ленин В.И.Централизация и автономия// Полное собрание сочинений. М. 1975. Т.24.С.143.

[36] Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма.// Полис.№3, 2002. С.97.

[37] Трудные пути к автономии(к 80-летию образования автономной области)// "Люди 20 века".Горно-Алтайск.2002.С.152-ё63.

[38] Иванцова Н.Ф. Роль Каракорум – Алтайской управы в решении вопроса государственно-национального строительства и аграрных преобразованиях в Горном Алтае в начале 1918 г.// горный Алтай и Россия 240 лет. Горно – Алтайск. 1996. С.109.

[39]Мамет Л.П. Ойротия. Горно - Алтайск.1994.С.71-86.

[40] Политология: Энциклопедический словарь - М. 1993.С.383.

[41] Мухаев Р.Т. Политология - М. 2005.С.206.

[42] Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. Идейно - теоретические, политические и правовые аспекты. М. 2000. С.26 - 34.

[43] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М. 1994.С.6.

Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма //Полис. № 3. 2002.С.97.

[45] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма – М.1994. С. 10-22.

[46] Юсубов Э.С. Теория федерализма в России.Томск. 1998.С.34.

[47] Юсубов Э.С.Там же.. С 41.

[48] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Там же.С.27-30.

[49] Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967.С.167- 172.

[50] Муртаза - Оглы Ф.А, Нации и народности СССР как субъекты автономии. Томск.1982.С.30 - 52.

[51] Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтнических государствах: Международная конференция 1993 г. М.1994.С.18.

[52] Юсубов Э.С,Теория федерализма в России. Томск.1998.С.30.

[53] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М. 1994.С.224.

[54] Федеративный Договор: Документы. Комментарий. М., 1992.С.10 -15., С.60 - 71.

[55] Октябрьская И.В. Регионализм и федерализм. Российская практика и мировой опыт.// Проблемы этнического сепаратизма и регионализма в Центральной Азии и Сибири: история и современность. Материалы научной конференции 13-14 сентября 2004 года. Барнаул. 2004.С.129.

[56] Султанов Р.И. Республики в составе РФ: правовой статус и перспектива развития. Материалы парламентских слушаний.17 февраля 1998 года - М.:1998.С.11.

[57] Демир Б. Этнополитическая дезинтеграция: после СССР - Россия?// Федерализм.2000. С.97 - 98.

[58] Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. - Новосибирск. 2003. С.217.

[59] Федеральный конституционный закон от 25.03.2004. № 1- ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми - Пермяцкого автономного округа» [ Электронный ресурс] // Режим доступа: http: ntc.duma/gov.ru/bra, 28.11.2006.

[60] Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2 -ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» [Электронный ресурс] // Режим доступа http:ntc.duma/ gov.ru/bra, 10.05.2007.

[61] Зубаревич Н. Объединение автономных округов: преимущества и риски // Казанский федералист.2006. №1 С.151 - 152.

[62] Грошева Г.В. Хакасский этнос в системе российского федерализма (1990 - е - 2000- е гг.) Диссертация на соискание …Томск.2008. С.73.

[63] Султанов Р.И. Республики в составе РФ: правовой статус и перспективы развития. Материалы парламентских слушаний. 17 февраля 1998 г. - М. 1998.С.13 - 14.

[64] Мкусинов И. Ш. Республики в составе Российской Федерации: правовой статус и перспективы развития. Материалы парламентских слушаний.17 февраля 1998 г. М., 1998. С.67.

[65] Мухаметшин Ф. Принципы формирования федерации нового типа // Федерализм. 2000. №2. С.45.

[66] Дробижева Л.М. Суверенитет российских республик в массовом общественном сознании: пример Татарстана и Саха (Якутии) [ Электронный ресурс] // Режим доступа6 http: //federalmcart.ksu.ru/conference/konfer/drobizheva.htm.02.11.2006.

[67] Грошева Г.В. Хакасский этнос в системе российского федерализма (1990 - е - 2000- е гг.) Диссертация на соискание …Томск.2008. С.59.

[68] Табаев Д.И. Местное самоуправление в Горном Алтае (сравнительный историко-правовой анализ) // Политическая история Горного Алтая и Г. И. Чорос - Гуркин. 1900 - 1940 гг. Горно - Алтайск . 2005. С.62.

[69] Табаев Д.И. Сложные пути к государственности. // На рубеже веков. Юридические заметки. 1997 - 2005 гг. Горно-Алтайск. 2006 г. С. 141.

[70] Ленин В.И. Письмо к С.Г.Шаумяну.//Полное собрание сочинений. .Т.48.М. 1975.С. 233-235.

[71] Трудные пути к автономии(к 80-летию образования автономной области)// "Люди 20 века".Горно-Алтайск.2002.С.152-ё63.

[72]Мамет Л.П.Ойротия. Горно - Алтайск.1994.С.71-86.

[73] Казанцев А.Ю. К вопросу о самоопределении Горного Алтая // Политическая история Горного Алтая и Г.И.Чорос - Гуркин.1900- 1940 гг. Горно-Алтайск.2005.С.119.

[74] Табаев Д. И. На путях к государственности // Канн - Алтай. Горно-Алтайск. 1996. № 10. С. 22.

[75] Казанцев А.Ю. К вопросу о самоопределении Горного Алтая …С.119.

[76] Законы Республики Алтай. Выпуск № 1. С.3 - 6.

[77] От уезда к республике (к 10-летию Республики Алтай). Горно-Алтайск.2001.С.274.

[78] Табаев Д.И. С верой в закон. Горно-Алтайск.1997. С.45.

[79] Табаев Д.И., Харин В.А. Республика: Штаты, ведомства, управления // Звезда Алтая. 1992г. 10 дек.

[80] Табаев Д.И. Какая Конституция нам нужна? // Звезда Алтая.1997. № 5.

[81] Табаев Д.И. Федерализм и проблемы взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти и законодательств (на примере Республики Алтай) // На рубеже веков. Юридические заметки 1997-2005 гг. Горно-Алтайск. 2006. С. 129 - 130.

[82] Конституция Республики Алтай (Основной Закон). Горно-Алтайск. 2006. С.5 - 32.

[83] Лапшин М.И. Звезда Алтая.2005 г. 23 апреля.

[84] Колоткин М.Н. Горный Алтай в геополитическом контексте: накануне юбилея.// Алтай - Россия: Материалы Всероссийской научно - практич. конф., посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства.(16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 165- 168.

[85] Зверев В.А. Национальный состав населения Западной Сибири в конце XIXначале XX веков//Горный Алтай и Россия 240 лет. Горно-Алтайск.1996.С.88-91.

[86]Модоров Н.С. Народы России ( к проблеме их присоединения к Русскому государству) //Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 18 - 22.

[87] Судьбы коренных народов Горного Алтая (Из истории национально - государственного строительства. 1800-1940 гг.). Горно-Алтайск.2004. С. 151.

[88] Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай; политические, социально – экономические и культурные отношения в XVII – XIX вв. Горно – Алтайск .1996.С.64-68.

[89] Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.). Горно-Алтайск. 2006. С. 38.

[90] Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул.1901 г. Вып. I. С.65.

[91] Октябрьская И.В. Казахи Алтая: проблема новых идентичностей.// Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международ. науч. - практ. конф. Вып. 6. Барнаул. 2005. С.39 - 45.

[92] Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз - кайсаков. Алматы: Гылым, 1998. С.153 - 165.

[93] О.В. Боронин ,А.Ю. Быков «Исторические предпосылки сложения негативных элементов в восприятии казахов алтайцами.»// Население, управление, экономика, культурная жизнь Сибири XVIII начала XXв. Барнаул, 2003. С.68-71.

[94] Национальный состав населения СССР. По данным всесоюзной переписи населения 1989г. М.1991. С.32.

[95] Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай. (статистический сборник). Горно-Алтайск. 2005.С. 12.

[96] Судьбы коренных народов Горного Алтая (Из истории национально - государственного строительства. 1800-1940 гг.). Горно-Алтайск.2004. С.154.

[97] [97] Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай. (статистический сборник). Горно-Алтайск. 2005. С. 18.

[98] Гельмерсен Г. Телецкое озеро и телеуты восточного Алтая.// Горный журнал. СПб., 1840. Кн. 2. С 34-41.

[99] Радлов В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии. - Томск. 1887. С.12 - 22.

[100] Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году. СПб. 1885. С293 - 295.

[101] Ядринцев Н.М. Заметки об алтайцах и черневых татарах . М. 2006. С.24-25.

Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб. С.28-29.

[102] Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. 1896. Вып. 3-4. С.281 - 343.

[103] Баскаков Н.А. Алтайский язык: введение в изучение алтайского языка и его диалектов. М.1958. С.5-45.

[104] Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. М. - Л.1969. С. 188 - 196.

[105] Ялбачева Н.М., Стрельцова Т.А. Генетический подход к происхождению коренных народов Республики Алтай.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006.С.172- 173.

[106] Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно - Алтайск. 2001. С.3-4.

[107] Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XX Iвв.). Горно-Алтайск. 2006. С.78 - 79.

[108] Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. По Республике Алтай: национальный состав населения. Горно-Алтайск.2005. - Т.2. С. 11-12.

[109] Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.). Горно-Алтайск. 2006. С. 78 - 80.

[110] Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.). Горно-Алтайск. 2006. С. 84 - 85.

[111] Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: религии и перспективы. Т.3. СПб., 1996. С.156.

[112] Модоров Н.С. Межнациональные, межэтнические и межконфессиональные процессы в Горном Алтае: состояние, проблемы, пути их устранения.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С.14 - 18.

[113] Модоров Н.С. Межнациональные, межэтнические и межконфессиональные процессы в Горном Алтае: состояние, проблемы, пути их устранения.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С.14 - 18.

2 Казагачева З.С. Справедливости ради // Звезда Алтая.6 марта 2001.

[114] Фетисов А.С. Религиозная ситуация в Горном Алтае в 1991 -2005 гг.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 255 -256.

[115] Коренные этносы Горного Алтая. (конец XIX- началоXXI вв.). Горно-Алтайск. 2006. С.15-16.

[116] Данилин А.Г. Бурханизм. Из истории национально - освободительного движения. - Горно-Алтайск.1993. С. 84.

[117] Тадина Н.А. Русское глазами алтайцев по плевым материалам (об этнокультурных взаимодействиях) //Этнография Алтая и сопредельных территорий: Матерю международ. конф. Вып. 6. Барнаул. 2005. С.59 .

[118] Данилин А.Г. Бурханизм. Из истории национально - освободительного движения. - Горно-Алтайск.1993. С. 84.

[119] Казанцев А.Ю. Этнополитические процессы в Республике Алтай в конце XX века. // Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С.214 - 220.

[120] Ассоциация челканцев // Звезда Алтая, 1990 г. 20 октября.

[121] Фетисов А.С. Религиозная ситуация в Горном Алтае в 1991 -2005 гг.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 255 -256.

[122] Тадина Н.А. Русское глазами алтайцев по плевым материалам (об этнокультурных взаимодействиях) //Этнография Алтая и сопредельных территорий: Матерю международ. конф. Вып. 6. Барнаул. 2005. С.59 .

[123] Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989. С.182.

[124] Тадина Н.А. Трансформация системы ценностей у алтайцев и ее последствия // Горный Алтай и Россия - 240 лет: Материалы всерос. науч. конф. Горно - Алтайск.1996. С.114-117.

[125] Думнова Э.М. Социальное самочувствие русского этноса в Республике Алтай.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 7- 9.

[126] Коренные этносы Горного Алтая (конецXIX - началоXXI вв.) Горно - Алтайск. 2006 С.127.

Алтайский этнос в системе российской государственности

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОМУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Исторический факультет

Кафедра Отечественной истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

АЛТАЙСКИЙ ЭТНОС В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Евсеева Аржана Юрьевна

Руководитель

Канд. ист. наук, доцент

Э. Л. Львова

Автор работы

А. Ю. Евсеева

Томск 2009

 

Оглавление

Введение

Глава I. Республика Алтай как субъект Российской Федерации

1.1 Исторический очерк Горного Алтая

1.2 Понятие федерализма и особенности его развития в России

1.3 Республика Алтай как субъект Российской Федерации

Глава II. Алтайцы - титульный этнос Республики Алтай

2.1 Этнический состав населения Республики Алтай

2.2 Алтайцы - титульный этнос Республики Алтай

2.3 Политическая ситуация в Республике Алтай

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность темы исследования. Российская Федерация является многонациональной страной, на территории которой проживает более 160 народов. Спецификой российского государственного устройства является сочетание двух принципов организации федеральных отношений - территориального и этнического. Распад СССР и последующий за ним «парад суверенитетов» оформил исключительное федеративное устройство России. Ярким примером такого сочетания является Республика Алтай, получившая статус республики в 1993 году. Становление собственной государственности для титульного этноса - алтайцев проходило долго и тяжело: с древнейших времен им приходилось бороться за собственную сохранность в составе таких государств как Китай, Джунгария, Монголия. Последним государством, в состав которого вошли алтайцы, стала Российская империя, где алтайцам удалось сохранить себя как народ. Сейчас, спустя несколько столетий, алтайцы образовали собственную республику в составе Российской Федерации. Но, тем не менее, в настоящее время остается актуальным вопрос о сохранности алтайского народа в составе полиэтничного государства Российская Федерация.

Степень изученности темы. В настоящее время существует множество исследований, посвященных древней истории Горного Алтая, истории алтайцев. Огромное множество работ посвященных древним курганам разных эпох и их раскопкам. Отмечу наиболее известных историков - это Кубарев В.Д., Суразаков А.С., Грязнов М.П., Адрианов А.В., Радлов В.В., Киселев С.В., Полосьмак М.В., Руденко С.И., Худяков Ю.С., Потапов Л.П., Окладников В.П. и многие другие.

Дальнейшее развитие и становление государственности алтайского этноса, образование Республики Алтай и вступление в федеративные отношения рассматривают Модоров Н.С., Сатлаев Ф.А., Самаев Г.П., Кандаракова Е.П., Пустагачев А.Я., Иванцова Н.Ф. Главным исследователем в этой области выступает Д.И. Табаев - человек, непосредственно участвовавший в образовании Республики Алтай.

Подробно изучено федеративное устройство Российского государства такими учеными как Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д., Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д., Добрынин Н.М., Султанов Р.И., Юсубов Э.С., Аринин А.Н., Мкусинов И. Ш., Мухаметшин Ф., Дробижева Л.М.

Исследователь Р.Г.Абдулатипов подробно изучил всю специфику российского федерализма, выделив ее асимметричность и несходство с другими федерациями мира в работе «Опты федерализма». Теоретическим проблемам федерализма в России посвящена книга Э.С. Юсубова, в которой он исследует становление и развитие отечественной теории федерализма и правового статуса субъектов федерации.

Работы по этногенезу алтайского этноса, его сохранению, традициям, обычаям, современному состоянию алтайцев посвятили Ялбачева Н.М., Стрельцова Т.А., Дьяконова В.П., Ямаева Е.Е., Шерстова Л.И., Пустогачева Т., Кандаракова Е.П.. Потапов Л.П., Баскаков М.А., Аристов Н.А., Гельмерсен Г., Радлов В В., Адрианов А.В. и Ядриецев Н.М.

Современное этническое положение алтайцев, межэтнические отношения, этнополитические процессы исследовали Думнова Э. М., Казанцев А.Ю., Казагачева, Модоров Н.С. Также большой вклад делают исследователи Института алтаистики им. С.С. Суразакова. Ими с начала 2000-х годов были проведены множество социологических исследований, посвященных выявлению основных тенденций в демографической, экономической, социальной, духовной, политической сферах жизни алтайского населения.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных алтайскому народу, формированию их государственности, отсутствуют обобщающие исследования, посвященные изучению влияния государственности на этнические процессы алтайцев. Во многих работах исследователи обращают внимание только на исторические процессы, повлиявшие на появление государственности у алтайцев, а работ, посвященных значению национальной государственности на развитие самих алтайцев практически нет. Нет работ, дающих оценку самих алтайцев собственной государственности, какую роль она сыграла в жизни народа.

Объектом исследования является алтайский этнос в системе российской государственности.

Предметом исследования выступают процессы этнокультурного и социально - политического строительств алтайцев.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между этнокультурным и политическим развитием алтайцев наряду со становлением их государственности.

Задачи исследования:

1. Обозначить особенности влияния национального фактора на образование современной системы российской государственности.

2. Обозначить роль национального фактора при становлении государственности у алтайцев.

3. Охарактеризовать современное состояние всего населения Республики Алтай и алтайского народа.

4. Выявить положительные и отрицательные тенденции, повлиявшие на современное состояние титульного этноса при образовании Республики Алтай.

5. Выявить основные проблемы и алтайского этноса на рубеже XX - XXI веков.

Источниковая база представлена следующими группами документов.

Акты федерального и местного законодательства: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Алтай, Федеральные Конституционные законы, Федеративный договор 1992 г., Договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционные и другие законы Республики Алтай, проекты законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.

Статистические источники : Итоги Всероссийской переписи 2002 года по Республике Алтай, «Рождаемость по Республике Алтай (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.)» позволили охарактеризовать национальный состав региона, а также численное состояние титульного этноса.

Материалы периодической печати. Периодическая печать республики ярко свидетельствует о происходящих событиях и дает возможность проследить и объективно оценить социальные, экономические, политические, культурные и другие процессы. Официальные республиканские газеты «Звезда Алтая», «Алтайдын чолмоны», районные газеты «Чуйские зори», является хорошим информационным ресурсом для исследователей и не только.

Также в ходе данного исследования были использованы данные Интернет ресурсов. Официальные сайты дают возможность просматривать федеральные и региональные законодательные акты, пользоваться информацией статей и электронных книг.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой исследование этнокультурного развития алтайского этноса в системе российской государственности. Была предпринята попытка проследить влияние государственности, с древнейших времен и до современности, на самосознание, культуру и мировоззрение алтайского этноса.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений, включивших в себя административную карту региона, таблицы, рисунки к тексту.

В первой главе представлен краткий исторический очерк всех древнейших государственных образований, в состав которых входил алтайский народ, в том числе и в состав Российской империи. Дальнейшее преобразование Российского государства в СССР, а затем и в Российскую Федерацию дали возможность алтайскому народу создать собственную государственность. Республика Алтай представляет собой субъект Российской Федерации, которая была образована в период так называемого «парада суверенитетов» союзных республик и автономных областей, округов Советского Союза. Также была сделана попытка дать объективную оценку специфичной форме федеративного устройства нашей страны. Она сочетает в себе как территориальные, так и этнические принципы федеративных отношений, что влечет за собой немало споров и недопонимание между федеральными и региональными органами власти. В настоящее время политика федеральных органов государственной власти направлена на выравнивание прав и возможностей субъектов страны путем объединения некоторых из них.

Создание Республики Алтай для местного населения считается высшим достижением в формировании собственной государственности. Становление республики протекало в тяжелых условиях распада СССР, при экономическом кризисе и при отсутствии каких- либо четких федеральных законов. Но с окончательным формированием субъектов федерации, с принятием Федеративного договора 1992 г, Конституции Российской Федерации 1993 года, обстановка в стране приобрела более стабильный характер, что способствовало установлению федеративных отношений с центром. Но с неимением опыта в законотворчестве, и в результате споров о введении поста Президента или главы республики, принятие Конституции РА затянулось до 1997 года. В настоящее время органы власти региона плодотворно работают и успешно решают повседневные проблемы населения.

Вторая глава посвящена населению Республики Алтай: его национальному составу, титульному этносу республики, а также межэтническим отношениям населения. Население республики является многонациональным, где по численности на первом месте стоит русский народ, затем следуют алтайцы и казахи. Первая перепись населения Горного Алтая была проведена в 1897 году. Она показала, что все население составляет 42 тыс. человек. За столетний период население Горного Алтая значительно изменилось и увеличилось. По данным последней Всесоюзной переписи 1989 г., оно выросло с 42 тыс. человек до 191 тыс. человек, в том числе алтайцев с 34 до 59 тыс. человек.[1] Это свидетельствует о том, что рост населения происходил за счет притока новых людей, а не за счет естественного прироста. Приток населения на территорию Горного Алтая стал причиной активного ассимилятивного процесса алтайских этнических групп. Таким образом, наиболее ассимилированными являются алтайцы, проживающие на севере республики. Таковыми являются челканцы, тубалары, кумандинцы, а также жители южных территорий - теленгиты. Эти этнические группы федеральным законом РФ наделялись статусом коренных малочисленных народов. Такое разделение алтайцев на малые этнические группы дает понять, что процесс самоидентификации алтайского этноса идет очень сложно. Действительно, самоидентификация алтайцев началась с установлением советской власти в Горном Алтае, а после распада СССР, на фоне эйфории свободы и самоопределения, на фоне возрождения традиций и обычаев начался «раздробление» алтайского народа на мелкие этнические группы. Об этом свидетельствуют Итоги Всероссийской переписи населения по Республике Алтай 2002 года, где малые северные алтайцы были зафиксированы как отдельно существующие народы.

Характеризуя межэтнические отношения, можно отметить, что на территории республики серьезных этноконфликтных ситуаций не наблюдалось и что жители региона имеют высокий уровень толерантности по отношению к друг другу. Активный диалог разных культур обеспечивает не просто стабильность, но и дружное соседское проживание в Республике Алтай.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 322.