Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тесты (разрабатываются по темам (модулям) дисциплины)

1. Система норм, ценностей, установок, образцов и стилей поведенияопределенной социальной группы, отличная от господствующей в данномобществе нормативной культуры, носит название:

а) аккультурации

б) субкультуры

в) контркультуры

г) перефигуративной культуры

д) нонконформизма

2. Если женщина украла ребенка, потому что очень хотела бытьматерью, то, согласно известной типологии Мертона, мы имеем дело с:

а) конформизмом

б) ритуализмом

в) ретретизмом (эскапизм)

г) бунтарством (мятеж)

д) инноваторством

 

 

Практические задания, задачи

1. Какой исследовательский метод использовался Ф. Зомбарто в ниже приведеннойситуации? Назовите метод исследования Ф. Зомбарто изучал взаимодействие личности и ролевых стандартов.

В Стэнфорде дляучастия на платной основе в исследовании тюремной жизни через газету были приглашеныстуденты- мужчины (здоровые, интеллектуалы, без психических расстройств). По жребию ихразделили на две группы -


 

УП: z40.04.01.07_1.plx

 

 

  стр. 13

«заключенных» и «тюремщиков». Полицейские помогли ученому:арестовали студентов и заключили их в импровизированную тюрьму, «Тюремщики», не имеяподробных инструкций, кроме одной - относится к делу серьезно, раздели донага своихподопечных, обыскали, нарядили в тюремную одежду и развели по «камерам». В первый деньвсе было весело и дружественно (вхождение в роли). На второй - студенты - «заключенные» предприняли попытку бунта: сорвали с себя колпаки и стали оскорблять охрану. Тюремщикиприменили силу, часть подопечных переместили в карцер, Заключенным было уже не досмеха - они почувствовали себя одинокими, подавленными. Некоторые «тюремщики» почувствовали вкус власти. Стали не только наслаждаться ею, но и злоупотреблять. Ихобращение с заключенными стало грубым, роли стали исполняться всерьез. Через 6 днейработа была прекращена. Все участники оказались психически травмированными.

2. Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступников и причины преступного поведения. Что такое сфера криминальной активности представителей преступного мира? Каковы ее отличительные особенности?

Проведите виктимологический анализ данного преступления.

Сначала Иван даже гордился этим. Еще бы, такой известный бизнесмен (его часто по телевизору показывают) живет с ним в одном подъезде. Квартира у него сильная - он закупил сразу два этажа, все переоборудовал, даже бассейн есть. Было интересно смотреть в окно, как к дому по утрам подъезжали два «мерседеса». Один охранник проверял подъезд, второй докладывал шефу по телефону, что можно выходить.

Какая угроза таится за этим соседством Иван понял лишь тогда, когда на бизнесмена было совершено нападение. Стреляли двое из автоматов. Убили и обоих охранников, и шофера, и самого хозяина. Затем для верности в машину бросили гранату. «Мерседес», в котором был бизнесмен, разнесло в клочья. Погибла случайно оказавшаяся в зоне обстрела женщина с ребенком.

- А ведь там могли оказаться и моя Лиза с Машенькой!

 

 

Типовые компетентностно-ориентированные профессиональные задачи

1. Проанализируйте приведенные ниже отрывки по следующей схеме: 1) охарактеризуйте три метода социального контроля (Парсонса) и четыре основных типа неформального контроля (Кросби); 2) приведите примеры иллюстрирующие данные методы и типы социального контроля из российской действительности.

«Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля.

Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники.

Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. Наконец, благодаря реабилитациидевианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе. Во многих тюрьмах имеются программы реабилитации, а группы вроде «анонимных алкоголиков» осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками. Для того, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни и адаптироваться, применяется также психотерапия».

«Кросби (1975) выделил четыре основных типа неформального контроля.

Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (например, повышении в должности), служат для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации.

Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы - непосредственно направлено против девяаитных поступков и обусловлено желанием их предотвратить.

Убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.

 

Последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм - при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу, такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщин за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться предосудительным и позорным для мужчины».

2. Проведите пилотажное исследование на тему: «Особенности женского алкоголизма». На основе анализа полученных результатов разработайте комплекс мероприятий по профилактике с данным девиантным явлением.

 

 

 

 

 

   

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л1.1

Антонян Ю. М.

Криминология: учеб. для академ. бакалавриата

М.: Юрайт, 2016

30

Л1.2

Иншаков С. М.

Криминология: практикум http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115312

Москва: Юнити- Дана, 2015

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

Л1.3

Финогеева Э. А.

Девиантология: практикум

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439359

Орел: Орловский государственный, 2015 институт искусств и культуры, 2014

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

6.1.2. Дополнительная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л2.1

Книжникова С. В.

Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256674

Москва|Берлин: Директ-Медиа, 2014

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

Л2.2

Кабанов П. А., Магизов Р. Р.

Современная криминология как наука и учебная дисциплина

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480092

Казань: Издательство Казанского университета, 2017

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

Л2.3

Малков В. Д.

Криминология: учебник для вузов

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=120682

Москва: Юстицинформ, 2011

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Э1

http://www. .mvdinform.ru- Официальный сайт МВД Российской Федерации

Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.