ОК-5: компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов представления о девиантологии как научной дисциплине, её предмете и методах познания;формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о негативных явлениях современного общества, четкого представления об отношении общества к девиантным проявлениям личности и реакции на них;формирование представлений о роли девиаций и девиантного поведения в механизме конкретного преступления; получение практических навыков по вопросам общей и индивидуальной профилактики девиантного поведения.

1.2

 

1.3

Задачи:

1.4

освоение базовых категорий, принципов и источников девиантологии;формирование представлений об истории развития и современном состоянии девиантологии; изучение современного состояния и тенденций распространения негативных социальных явлений в обществе, анализ их связи с ростом количества преступлений той или иной категории в определенных временных отрезках и географических территориях;закрепление знаний по вопросам профилактики девиантного поведения личности.

         

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цикл (раздел) ООП:

М2.В.ДВ.03

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

2.1.1

Актуальные проблемы уголовного права

2.1.2

Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности

2.1.3

Актуальные проблемы криминологии

2.1.4

Актуальные проблемы уголовного права зарубежных стран

2.1.5

Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права

2.1.6

Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»

2.1.7

Актуальные проблемы защиты информации

2.1.8

Организационно-правовые основы пенитенциарной системы

2.1.9

Актуальные проблемы противодействия преступности несовершеннолетних

2.1.10

Актуальные проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом в условиях глобализации

2.1.11

 

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

2.2.1

Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики

2.2.2

Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»

2.2.3

Уголовно-правовые меры противодействия коррупции

2.2.4

Актуальные проблемы виктимологии

2.2.5

Экспертиза нормативно-правовых актов

2.2.6

Научно-исследовательская практика

2.2.7

Педагогическая практика

2.2.8

Итоговая государственная аттестация

2.2.9

Защита выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)

2.2.10

Актуальные проблемы виктимологии

         

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Код занятия Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр / Курс

Часов Компетен- ции Литература Интер акт.

Примечание

  Раздел 1.

 

       

 

1.1 Тема 1. «Предмет и общая теория девиантного поведения.История девиантологической мысли» 1. Девиантология: понятие, предмет, метод и место в системе наук.Методы эмпирических исследований в девиантологии. 2. Норма и отклонения - исходные понятия для осмысления сущности девиантности. 3.Негативные отклонения и позитивные. Их направленность и социальная предопределенность. 4. Виды негативных и позитивных отклонений. 5. Реакция общества на проявлениядевиантности (социальный контроль). 6. Зарождение девиантологических идей в различных обществах Востока и запада. 7.Основные направления религиозного понимания девиантности. 8. Учение о девиантностиповедения позитивистского направления: биологическое (антропологическое),психологическое, социологическое, основные представители, концепции. 9. Социологическиешколы одевиантности XIX века: теория «аномии», аномия и напряжение, экономические,теория субкультур и др. 10. Современные девиантологические теории. /Пр/

2

2 ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 Л1.1 Л1.2 Э1 0

 

                   

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 7
1.2 Тема 1: «Предмет и общая теория девиантного поведения. История девиантологической мысли» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение: а) История социологии девиантности в России. б) Социологические исследования отдельных проявлений девиантного поведения. в) Становление отечественной социологи девиантности и социального контроля (девиантологии) как специальной социологической теории. г) Аболиционистская криминология. 2. Тематика реферативных работ: а) Современные девиантологические теории. Постмодернизм. б) Возможные перспективы девиантологии. в) Зарождение деаиантологических идей. г) Классическая школа уголовного права и криминологии. д) Позитивизм в философии, науке, социологии. е) Биологическое (антропологическое) направление. ж) Психологическое направление. з) Социологическое направление. 3. Индивидуальное консультирование при подготовке к семинарскому занятию №1: «Предмет и общая теория девиантного поведения. История девиантологической мысли». /Ср/

2

10 ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Э1 0

 

                   

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 8
1.3 Тема 2. «Пьянство и алкоголизмкак вид нарушениясоциальных норм. Наркотизм и наркомания: девиантность, проблемы и перспективы преодоления» 1. Пьянство и алкоголизм: понятие иосновные характеристики состояния в мире и в России. 2. История потребления алкоголя уразных народов. 3. Историяформирования девиантногоявления в России. 4. Причины, факторы и этапы алкоголизации. 5. Алкоголизм у детей и подростков. Подростковый алкоголизм иправонарушения. 6. Повышенная опасность женского алкоголизма. 7. Пивной алкоголизм: понятие, распространенность, влияние пива на организм человека, формирование зависимости у подростков. 8. Обострения проблемы в России, поиски «выхода». 9. Наркотизм: основные понятия,описывающие данное явление. 10. Динамика роста наркотизациинаселения разных стран. 11. Состояние наркотизма в России и основные меры борьбы с ним. 12. Наркомания как вид девиантного поведения. 13. Наркомания и наркоманы – общаяхарактеристика. 14. Наркомания как социально- психологическое явление. 15. Борьба снаркоманией за рубежом и в России. /Пр/

2

2 ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Э1 0

 

                   

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 9
1.4 Тема 2: «Преступность ипрофилактика преступногоповедения в современной России» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение: а) Латентная преступность: понятие и виды. б) Способы выявления латентной преступности. 2.Тематика контрольной работы, предназначенная для более глубокого усвоения материала: а) Понятие «международная преступность», «преступность международногохарактера» и «транснациональная преступность». б) Понятие и основные направления международного сотрудничества вборьбе с преступностью. в) Особенности структуры преступности в мегаполисах. г) Особенности причинного комплекса преступности в мегаполисе. 3. Подготовка к семинарскому занятию №2 «Преступность ипрофилактика преступногоповедения в современной России». 4. Индивидуальное консультирование при подготовке к семинарскому занятию № 2 «Преступность ипрофилактика преступногоповедения в современной России». /Ср/

2

8 ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Э1 0

 

                   

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 10
1.5 Тема 3. «Нетрадиционные видыдевиантного поведения» 1. Агрессивные молодежные объединения: характеристики,направления деятельности,возможности взаимодействия ипрофилактики. 2. Проблемаустановления граництолерантности в отношениимолодежных субкультур. 3. Современное «скинхеды» - российская реальность. 4. Соотношение толерантности иинтолерантности в российском обществе. 5. Роль СМИ в предотвращении интолерентности. 6. Социальные фобии: понятие,характеристики, причины. 7. Антропофобия и самоизоляциякак девиации. Социальная работа ссамоизолирующимися лицами. 8. Компьютерный эскапизм: понятие,типы. Симптомы и последствиякомпьютерногоэскапизма. 9. Причиныи факторы распространенияинтернет- зависимости.Профилактика интернет- зависимости. 10. Лудомания как виддевиантного поведения: понятие,признаки, категорииигрозависимых лиц. 11. Отношение клудомании и подходы к решениюпроблемы игровой зависимости:применение медицинских,общественных, законодательныхи других мер. /Пр/

2

2 ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Э1 2

 

                   

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 11
1.6 Тема 3: «Пьянство и алкоголизм как вид нарушения социальных норм. Наркотизми наркомания: девиантность, проблемы и перспективы преодоления» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение: а) Социально-демографический состав потребителей наркотиков. б) Социально-демографический состав наркозависимых. в) Социально-демографический составлиц, имеющих проблемы в связи с алкоголем. г) Психические аномалии и алкоголизм. 2. Тематика реферативных работ : а) Наркотизм: история и перспективы. б) Наркотизм в России. в) Состояние наркотизма в межгосударственном сравнении. г) Динамика наркотизма в мире. д) Этиология наркотизма и антинаркотической политики. е) Алкогольная смертность в России. ж) Состояние пьянства и алкоголизма в межгосударственном сравнении. з) Потребление алкоголя в России и его последствия. и) Антиалкогольная политика. 3. Индивидуальное консультирование при подготовке к семинарскому занятию №3 «Пьянство и алкоголизм как вид нарушения социальных норм. Наркотизми наркомания: девиантность, проблемы и перспективы преодоления». /Ср/

2

8   Л1.1 Л1.3 Л2.1 Л2.2 0

 

1.7 /Зачёт/

2

4 ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Э1 0

 

                   





ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л1.1

Антонян Ю. М.

Криминология: учеб. для академ. бакалавриата

М.: Юрайт, 2016

30

Л1.2

Иншаков С. М.

Криминология: практикум http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115312

Москва: Юнити- Дана, 2015

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

Л1.3

Финогеева Э. А.

Девиантология: практикум

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439359

Орел: Орловский государственный, 2015 институт искусств и культуры, 2014

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

6.1.2. Дополнительная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л2.1

Книжникова С. В.

Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256674

Москва|Берлин: Директ-Медиа, 2014

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

Л2.2

Кабанов П. А., Магизов Р. Р.

Современная криминология как наука и учебная дисциплина

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480092

Казань: Издательство Казанского университета, 2017

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

Л2.3

Малков В. Д.

Криминология: учебник для вузов

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=120682

Москва: Юстицинформ, 2011

Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Э1

http://www. .mvdinform.ru- Официальный сайт МВД Российской Федерации

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1

Помещения для проведения всех видов работ, предусмотренных учебным планом, укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения. Для проведения практических занятий используется демонстрационное оборудование.

 

 

 

 

 

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания по освоению дисциплины М2.В.ДВ.3.1 «Криминологические основы девиантного поведения личности» адресованы студентам всех форм обучения.

Учебным планом по направлению подготовки 40.04.01«Юриспруденция» предусмотрены следующие виды занятий:

- практические занятия.

В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на семинарских занятиях вопросов, развиваются навыки более углублённые с теоретико-методологическими основаниями понятий нормы, девиантности, культурного релятивизма и социального контроля; изучение отклонений от социальных норм приобретает в современных социально-экономических условиях, когда осуществляются коренные реформы в области политики, экономики и социальной сферы, сопровождающиеся значительными изменениями в уровне и качестве жизни населения. Остроту теме придает также стремительность процессов глобализации, в результате которой растет неравенство не только между социальными группами населения, но и между развитыми и развивающимися странами.

При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен:

– изучить рекомендованную учебную литературу;

– подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме;

–письменно решить домашнее задание, рекомендованные преподавателем при изучении каждой темы.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия. В процессе подготовки к практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Вопросы, не рассмотренные на практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях.

Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в рабочей программе дисциплины вопросам.

При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы

                       

 

УП: z40.04.01.07_1.plx   стр. 15

обучения, в частности:

- интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий;

Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа http://library.rsue.ru/ . Также обучающиеся могут взять на дом необходимую литературу на абонементе вузовской библиотеки или воспользоваться читальными залами вуза.

 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов представления о девиантологии как научной дисциплине, её предмете и методах познания;формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о негативных явлениях современного общества, четкого представления об отношении общества к девиантным проявлениям личности и реакции на них;формирование представлений о роли девиаций и девиантного поведения в механизме конкретного преступления; получение практических навыков по вопросам общей и индивидуальной профилактики девиантного поведения.

1.2

 

1.3

Задачи:

1.4

освоение базовых категорий, принципов и источников девиантологии;формирование представлений об истории развития и современном состоянии девиантологии; изучение современного состояния и тенденций распространения негативных социальных явлений в обществе, анализ их связи с ростом количества преступлений той или иной категории в определенных временных отрезках и географических территориях;закрепление знаний по вопросам профилактики девиантного поведения личности.

         

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цикл (раздел) ООП:

М2.В.ДВ.03

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

2.1.1

Актуальные проблемы уголовного права

2.1.2

Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности

2.1.3

Актуальные проблемы криминологии

2.1.4

Актуальные проблемы уголовного права зарубежных стран

2.1.5

Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права

2.1.6

Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»

2.1.7

Актуальные проблемы защиты информации

2.1.8

Организационно-правовые основы пенитенциарной системы

2.1.9

Актуальные проблемы противодействия преступности несовершеннолетних

2.1.10

Актуальные проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом в условиях глобализации

2.1.11

 

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

2.2.1

Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики

2.2.2

Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»

2.2.3

Уголовно-правовые меры противодействия коррупции

2.2.4

Актуальные проблемы виктимологии

2.2.5

Экспертиза нормативно-правовых актов

2.2.6

Научно-исследовательская практика

2.2.7

Педагогическая практика

2.2.8

Итоговая государственная аттестация

2.2.9

Защита выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)

2.2.10

Актуальные проблемы виктимологии

         

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК-5: компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

Знать:

систему и иерархию нормативно-правовых актов; названия и основное содержание федеральных и региональных законов по профилактике и предупреждению девиантных явлений в обществе; основные механизмы распространения девиаций в обществе. основные механизмы распространения девиаций в обществе;

основные способы купирование социально-негативные явлений на примере российского и зарубежного опыта.

Уметь:


 

УП: z40.04.01.07_1.plx   стр. 5

обосновывать целесообразность применения профилактических мер в определенном субъекте федерации в конкретный период времени; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте Российской Федерации в контексте тех или иных законодательных инициатив; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте российской Федерации в контексте изменения экономической, политической или экологической обстановки.

обосновывать целесообразность применения профилактических мер в определенном субъекте федерации в конкретный период времени; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте Российской Федерации в контексте тех или иных законодательных инициатив; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте российской Федерации в контексте изменения экономической, политической или экологической обстановки.

Владеть:

специальной терминологией девиантологии; навыками организации научных исследований социально-негативных явлений общества; навыками сбора социологической информации о распространенных в области, округе и российской Федерации в целом девиациях; навыками проектирования систему мер профилактики девиантных проявлений конкретного общества; навыками оценки под руководством наставника профилактических возможностей отдельных законопроектов.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 253.