ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины: формирование у студентов представления о девиантологии как научной дисциплине, её предмете и методах познания;формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о негативных явлениях современного общества, четкого представления об отношении общества к девиантным проявлениям личности и реакции на них;формирование представлений о роли девиаций и девиантного поведения в механизме конкретного преступления; получение практических навыков по вопросам общей и индивидуальной профилактики девиантного поведения.
Задачи:
освоение базовых категорий, принципов и источников девиантологии;формирование представлений об истории развития и современном состоянии девиантологии; изучение современного состояния и тенденций распространения негативных социальных явлений в обществе, анализ их связи с ростом количества преступлений той или иной категории в определенных временных отрезках и географических территориях;закрепление знаний по вопросам профилактики девиантного поведения личности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ООП:
М2.В.ДВ.03
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Актуальные проблемы уголовного права
Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности
Актуальные проблемы криминологии
Актуальные проблемы уголовного права зарубежных стран
Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права
Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»
Актуальные проблемы защиты информации
Организационно-правовые основы пенитенциарной системы
Актуальные проблемы противодействия преступности несовершеннолетних
Актуальные проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом в условиях глобализации
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики
Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»
Уголовно-правовые меры противодействия коррупции
Актуальные проблемы виктимологии
Экспертиза нормативно-правовых актов
Научно-исследовательская практика
Педагогическая практика
Итоговая государственная аттестация
Защита выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)
Актуальные проблемы виктимологии
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Семестр / Курс
Примечание
2
УП: z40.04.01.07_1.plx | стр. 7 | ||||||||
1.2 | Тема 1: «Предмет и общая теория девиантного поведения. История девиантологической мысли» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение: а) История социологии девиантности в России. б) Социологические исследования отдельных проявлений девиантного поведения. в) Становление отечественной социологи девиантности и социального контроля (девиантологии) как специальной социологической теории. г) Аболиционистская криминология. 2. Тематика реферативных работ: а) Современные девиантологические теории. Постмодернизм. б) Возможные перспективы девиантологии. в) Зарождение деаиантологических идей. г) Классическая школа уголовного права и криминологии. д) Позитивизм в философии, науке, социологии. е) Биологическое (антропологическое) направление. ж) Психологическое направление. з) Социологическое направление. 3. Индивидуальное консультирование при подготовке к семинарскому занятию №1: «Предмет и общая теория девиантного поведения. История девиантологической мысли». /Ср/ | 2 | 10 | ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 | Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Э1 | 0 |
| ||
УП: z40.04.01.07_1.plx | стр. 8 | ||||||||
1.3 | Тема 2. «Пьянство и алкоголизмкак вид нарушениясоциальных норм. Наркотизм и наркомания: девиантность, проблемы и перспективы преодоления» 1. Пьянство и алкоголизм: понятие иосновные характеристики состояния в мире и в России. 2. История потребления алкоголя уразных народов. 3. Историяформирования девиантногоявления в России. 4. Причины, факторы и этапы алкоголизации. 5. Алкоголизм у детей и подростков. Подростковый алкоголизм иправонарушения. 6. Повышенная опасность женского алкоголизма. 7. Пивной алкоголизм: понятие, распространенность, влияние пива на организм человека, формирование зависимости у подростков. 8. Обострения проблемы в России, поиски «выхода». 9. Наркотизм: основные понятия,описывающие данное явление. 10. Динамика роста наркотизациинаселения разных стран. 11. Состояние наркотизма в России и основные меры борьбы с ним. 12. Наркомания как вид девиантного поведения. 13. Наркомания и наркоманы – общаяхарактеристика. 14. Наркомания как социально- психологическое явление. 15. Борьба снаркоманией за рубежом и в России. /Пр/ | 2 | 2 | ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 | Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Э1 | 0 |
| ||
УП: z40.04.01.07_1.plx | стр. 9 | ||||||||
1.4 | Тема 2: «Преступность ипрофилактика преступногоповедения в современной России» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение: а) Латентная преступность: понятие и виды. б) Способы выявления латентной преступности. 2.Тематика контрольной работы, предназначенная для более глубокого усвоения материала: а) Понятие «международная преступность», «преступность международногохарактера» и «транснациональная преступность». б) Понятие и основные направления международного сотрудничества вборьбе с преступностью. в) Особенности структуры преступности в мегаполисах. г) Особенности причинного комплекса преступности в мегаполисе. 3. Подготовка к семинарскому занятию №2 «Преступность ипрофилактика преступногоповедения в современной России». 4. Индивидуальное консультирование при подготовке к семинарскому занятию № 2 «Преступность ипрофилактика преступногоповедения в современной России». /Ср/ | 2 | 8 | ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 | Л1.3 Л2.1 Л2.2 Э1 | 0 |
| ||
УП: z40.04.01.07_1.plx | стр. 10 | ||||||||
1.5 | Тема 3. «Нетрадиционные видыдевиантного поведения» 1. Агрессивные молодежные объединения: характеристики,направления деятельности,возможности взаимодействия ипрофилактики. 2. Проблемаустановления граництолерантности в отношениимолодежных субкультур. 3. Современное «скинхеды» - российская реальность. 4. Соотношение толерантности иинтолерантности в российском обществе. 5. Роль СМИ в предотвращении интолерентности. 6. Социальные фобии: понятие,характеристики, причины. 7. Антропофобия и самоизоляциякак девиации. Социальная работа ссамоизолирующимися лицами. 8. Компьютерный эскапизм: понятие,типы. Симптомы и последствиякомпьютерногоэскапизма. 9. Причиныи факторы распространенияинтернет- зависимости.Профилактика интернет- зависимости. 10. Лудомания как виддевиантного поведения: понятие,признаки, категорииигрозависимых лиц. 11. Отношение клудомании и подходы к решениюпроблемы игровой зависимости:применение медицинских,общественных, законодательныхи других мер. /Пр/ | 2 | 2 | ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 | Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Э1 | 2 |
| ||
УП: z40.04.01.07_1.plx | стр. 11 | ||||||||||
1.6 | Тема 3: «Пьянство и алкоголизм как вид нарушения социальных норм. Наркотизми наркомания: девиантность, проблемы и перспективы преодоления» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение: а) Социально-демографический состав потребителей наркотиков. б) Социально-демографический состав наркозависимых. в) Социально-демографический составлиц, имеющих проблемы в связи с алкоголем. г) Психические аномалии и алкоголизм. 2. Тематика реферативных работ : а) Наркотизм: история и перспективы. б) Наркотизм в России. в) Состояние наркотизма в межгосударственном сравнении. г) Динамика наркотизма в мире. д) Этиология наркотизма и антинаркотической политики. е) Алкогольная смертность в России. ж) Состояние пьянства и алкоголизма в межгосударственном сравнении. з) Потребление алкоголя в России и его последствия. и) Антиалкогольная политика. 3. Индивидуальное консультирование при подготовке к семинарскому занятию №3 «Пьянство и алкоголизм как вид нарушения социальных норм. Наркотизми наркомания: девиантность, проблемы и перспективы преодоления». /Ср/ | 2 | 8 | Л1.1 Л1.3 Л2.1 Л2.2 | 0 |
| |||||
1.7 | /Зачёт/ | 2 | 4 | ОК-5 ПК-4 ПК-5 ПК-11 | Л1.1 Л1.3 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Э1 | 0 |
| ||||
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | |||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||||||||
6.1. Рекомендуемая литература | |||||||||||
6.1.1. Основная литература | |||||||||||
Авторы, составители | Заглавие | Издательство, год | Колич-во | ||||||||
Л1.1 | Антонян Ю. М. | Криминология: учеб. для академ. бакалавриата | М.: Юрайт, 2016 | 30 | |||||||
Л1.2 | Иншаков С. М. | Криминология: практикум http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115312 | Москва: Юнити- Дана, 2015 | Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей | |||||||
Л1.3 | Финогеева Э. А. | Девиантология: практикум http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439359 | Орел: Орловский государственный, 2015 институт искусств и культуры, 2014 | Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей | |||||||
6.1.2. Дополнительная литература | |||||||||||
| Авторы, составители | Заглавие | Издательство, год | Колич-во | |||||||
Л2.1 | Книжникова С. В. | Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256674 | Москва|Берлин: Директ-Медиа, 2014 | Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей | |||||||
Л2.2 | Кабанов П. А., Магизов Р. Р. | Современная криминология как наука и учебная дисциплина http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480092 | Казань: Издательство Казанского университета, 2017 | Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей | |||||||
Л2.3 | Малков В. Д. | Криминология: учебник для вузов http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=120682 | Москва: Юстицинформ, 2011 | Неограниченный доступ для зарегистрированных пользователей | |||||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |||||||||||
Э1 | http://www. .mvdinform.ru- Официальный сайт МВД Российской Федерации | ||||||||||
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||||||||
7.1 | Помещения для проведения всех видов работ, предусмотренных учебным планом, укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения. Для проведения практических занятий используется демонстрационное оборудование. | ||||||||||
|
|
|
| ||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||||||||
Методические указания по освоению дисциплины М2.В.ДВ.3.1 «Криминологические основы девиантного поведения личности» адресованы студентам всех форм обучения. Учебным планом по направлению подготовки 40.04.01«Юриспруденция» предусмотрены следующие виды занятий: - практические занятия. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на семинарских занятиях вопросов, развиваются навыки более углублённые с теоретико-методологическими основаниями понятий нормы, девиантности, культурного релятивизма и социального контроля; изучение отклонений от социальных норм приобретает в современных социально-экономических условиях, когда осуществляются коренные реформы в области политики, экономики и социальной сферы, сопровождающиеся значительными изменениями в уровне и качестве жизни населения. Остроту теме придает также стремительность процессов глобализации, в результате которой растет неравенство не только между социальными группами населения, но и между развитыми и развивающимися странами. При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен: – изучить рекомендованную учебную литературу; – подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме; –письменно решить домашнее задание, рекомендованные преподавателем при изучении каждой темы. По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия. В процессе подготовки к практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы, не рассмотренные на практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в рабочей программе дисциплины вопросам. При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы | |||||||||||
УП: z40.04.01.07_1.plx | стр. 15 | |
обучения, в частности: - интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий; Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа http://library.rsue.ru/ . Также обучающиеся могут взять на дом необходимую литературу на абонементе вузовской библиотеки или воспользоваться читальными залами вуза. |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины: формирование у студентов представления о девиантологии как научной дисциплине, её предмете и методах познания;формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о негативных явлениях современного общества, четкого представления об отношении общества к девиантным проявлениям личности и реакции на них;формирование представлений о роли девиаций и девиантного поведения в механизме конкретного преступления; получение практических навыков по вопросам общей и индивидуальной профилактики девиантного поведения.
Задачи:
освоение базовых категорий, принципов и источников девиантологии;формирование представлений об истории развития и современном состоянии девиантологии; изучение современного состояния и тенденций распространения негативных социальных явлений в обществе, анализ их связи с ростом количества преступлений той или иной категории в определенных временных отрезках и географических территориях;закрепление знаний по вопросам профилактики девиантного поведения личности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ООП:
М2.В.ДВ.03
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Актуальные проблемы уголовного права
Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности
Актуальные проблемы криминологии
Актуальные проблемы уголовного права зарубежных стран
Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права
Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»
Актуальные проблемы защиты информации
Организационно-правовые основы пенитенциарной системы
Актуальные проблемы противодействия преступности несовершеннолетних
Актуальные проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом в условиях глобализации
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики
Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам»
Уголовно-правовые меры противодействия коррупции
Актуальные проблемы виктимологии
Экспертиза нормативно-правовых актов
Научно-исследовательская практика
Педагогическая практика
Итоговая государственная аттестация
Защита выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)
Актуальные проблемы виктимологии
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК-5: компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
Знать:
систему и иерархию нормативно-правовых актов; названия и основное содержание федеральных и региональных законов по профилактике и предупреждению девиантных явлений в обществе; основные механизмы распространения девиаций в обществе. основные механизмы распространения девиаций в обществе;
основные способы купирование социально-негативные явлений на примере российского и зарубежного опыта.
Уметь:
УП: z40.04.01.07_1.plx | стр. 5 | |
обосновывать целесообразность применения профилактических мер в определенном субъекте федерации в конкретный период времени; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте Российской Федерации в контексте тех или иных законодательных инициатив; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте российской Федерации в контексте изменения экономической, политической или экологической обстановки. обосновывать целесообразность применения профилактических мер в определенном субъекте федерации в конкретный период времени; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте Российской Федерации в контексте тех или иных законодательных инициатив; прогнозировать девиантные проявления в области или субъекте российской Федерации в контексте изменения экономической, политической или экологической обстановки. | ||
Владеть: | ||
специальной терминологией девиантологии; навыками организации научных исследований социально-негативных явлений общества; навыками сбора социологической информации о распространенных в области, округе и российской Федерации в целом девиациях; навыками проектирования систему мер профилактики девиантных проявлений конкретного общества; навыками оценки под руководством наставника профилактических возможностей отдельных законопроектов. | ||
Дата: 2019-04-23, просмотров: 286. |