ЗАНЯТИЕ № 2 . РАЗДЕЛ ЭВОЛЮЦИЯ. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАНЯТИЕ № 2 . РАЗДЕЛ ЭВОЛЮЦИЯ. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ.

Издавна людей поражало многообразие форм организмов, удивительная целесообразность в их строении и поведении, соответствие их среде обитания и прогрессивное развитие от простого к сложному. К началу 18 в. накопилось много сведений о растениях и животных. Время продиктовало необходимость классификации имеющегося материала и создания науки систематики. Шведским натуралистом К. Линнеем было определено понятие вида как основной формы организации живого и как основной единицы классификации. Он предложил и утвердил принцип двойных названий (бинарная номенклатура) на латинском языке.

Особый вклад в развитие эволюционных представлений внес французский ботаник и зоолог Ж.Б. Ламарк, который создал первое эволюционное учение.

Основные положения учения Ж.Б.Ламарка:

1. Усложнение организации происходит под действием внутреннего, присущего всем живым существам, стремления к совершенствованию, заложенного при сотворении мира.

2. Признаки приспособленности возникают у организмов под воздействием окружающей среды

в результате    упражнения и неупражнения органов.

3. Приобретенные полезные признаки обязательно передаются по наследству.

4. Организм изменяется в полезную для себя сторону: у жирафа вытянулась шея благодаря упражнениям, чтобы он смог достать листву деревьев, у змеи исчезли конечности для удобства передвижения по песку.

Главная заслуга Ламарка состоит в том, что он впервые создал цельное учение об эволюции органического мира.

Он первым обратил внимание на связь организмов со средой, которую рассматривал как причину изменения видов.

Ошибки Ламарка:

Ø неверно определил движущие силы эволюции;

Ø неверно объяснил механизм возникновения приспособлений у организмов;

Ø ошибочно считал, что все полезные признаки передаются потомству.

ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ (ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ)

Различают основные и элементарные факторы эволюции (причины эволюции).

Основные факторы носят направленный характер, а элементарные факторы – носят случайный характер.

Наиболее остро идет внутривидовая борьба, так как особи одного вида нуждаются в сходных условиях, в сходной пище, территории и т.д.

Формы естественного отбора. Естественный отбор – это природный процесс, при котором из всех живых организмов сохраняются во времени только те, которые обладают качествами, способствующими успешному воспроизведению себе подобных. 

Он происходит в результате борьбы за существование.

Механизм естественного отбора. В результате наследственной изменчивости особи популяции становятся разнородными. В ходе борьбы более конкурентоспособные особи сохраняются и дают потомство. В результате преимущественного размножения одних организмов и гибели других популяция изменяется. Если сохраненные признаки и в следующих поколениях в конкретных условиях окажутся полезными для выживания, то они будут сохранены, распространены и закреплены в процессе отбора среди всех особей вида. Таким образом, формируются различные адаптации у особей вида. Если же изменения признаков не будут способствовать выживанию особей, то отбор такие формы будет уничтожать и в популяции сохранятся старые признаки приспособленности. 

Значение в эволюции мутаций, миграций, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции:

эти случайные,  ненаправленные факторы эволюции  приводят к изменению генофонда, обеспечивают генетическую неоднородность популяций, могут случайно изменить направление естественного отбора.

Результаты эволюции:

Усложнение организации живого

Приспособленность организмов к среде обитания.

Многообразие видов.

Усложнение организации как результат эволюции. В ходе эволюции естественный отбор сохраняет полезные для организмов признаки. В течение многих поколений этих признаков становится больше, поэтому организмы становятся сложнее по строению и организации.

Приспособленность как результат эволюции. Главным результатом эволюции является появление признаков приспособленности организмов к условиям обитания. Приспособленность (адаптация) – это наличие у организмов признаков, помогающих им выживать в условиях их обитания. Любая приспособленность-это результат действия движущих сил эволюции, в первую очередь, естественного отбора.

ВИДЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ

1)Морфологические адаптацииэто все средства пассивной защиты организмов, наличие которых определяет большую вероятность сохранения жизни особи в борьбе за существование. Примеры морфологических адаптаций:

Ø покровительственная окраска (окраска под фон окружающей среды),

Ø мимикрия (сходство незащищенных видов с защищенными)

Ø предостерегающая окраска (яркая окраска, предупреждает о ядовитости) и др.

Ø отпугивающая окраска (рисунок глаза или голову естественного врага их отпугивает)

Ø расчленяющая окраска (окраска не дает четких контуров тела, что усложняет нападение естественных врагов)

Ø привлекающая окраска (красивая окраска, привлекающая особей противоположного пола, у растений- привлекающая опылителей)

Ø твердые защитные покровы у животных (хитиновый покров членистоногих, раковины моллюсков, панцирь черепах);

Ø иглы и колючки (кактус, молочай, шиповник, боярышник, еж, дикобраз);

Ø жгучие волоски (крапива, борщевик, шалфей);

Ø густой волосяной и перьевой покров (защита от низких температур)

Ø обтекаемая форма тела водных животных (уменьшает силу трения в водной среде);

Ø развитие различных тканей, приспособлений к перекрестному опылению, рассеиванию плодов и семян у растений и др.

2)Физиологические адаптации – это адаптации, обеспечивающие устойчивость физиологических параметров: поддержание постоянной температуры тела, концентрации солей и сахара в крови и другие показатели, а также адаптации, направленные на снижение воздействия вредного фактора. Например: у животных пустынь перед наступлением засушливого сезона накапливается много жира, служащего источником энергии и воды.

3)Поведенческие адаптации включают в себя все многообразие форм поведения, направленного на выживание организмов. Например,

нахождение укрытий от неблагоприятных климатических факторов и врагов, добывание и запасание пищи, поиск партнеров для спаривания, брачные ритуалы, забота о потомстве (строительство гнезд, насиживание яиц, выкармливание потомства, защита его от врагов), угрожающее поведение (рычание, визуальное увеличение размеров тела, оскал зубов и т.д. )

4) Биохимические адаптации – это адаптации, связанные с выработкой особых химических веществ, имеющих значение в защите, в размножении, в привлечении, в узнавании особей своего вида. Например, выработка нектара, феромонов, кислот, ядов и т.д.

Относительный характер приспособленности, заключается в том, что ни одна адаптация не дает полной гарантии выживания, помогает только в тех условиях, в которых возникла.

Задания №15. ЭВОЛЮЦИЯ 1.

Задания №16. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ. ТЕМА ЭВОЛЮЦИЯ

Утверждения

A)онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы

B) в стаде лошадей возможно по­явление трёхпалых особей

Г) зародыш млекопитающего име­ет жаберные щели

Д) все позвоночные в индивидуаль­ном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

Е) наличие рудиментов и появление атавизмов

Доказательства эволюции

1) эмбриологические

2) сравнительно-анатомические

А Б В Г

Д

Е

Примеры

A) филогенетические ряды лошади

Б) рудименты

B)  многососковость

Г) насекомые внутри янтаря

Д) археоптерикс

Е) сходство позвоночника у пресмыкающихся и млекопитающих

Доказательства эволюции

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические

А Б В Г

Д

Е

Примеры

A)  крылья бабочки и птицы

Б) уникальность флоры и фауны Австралии

B)  закладка хвостовых позвонков у человека на ранних стадиях развития

Г) гомологичные органы

Д) существующие переходные формы

Е) развитие хорды у личинок рыб             

Доказательства эволюции

1) сравнительно-анатомические

2) биогеографические

3) эмбриологические

А Б В Г

Д

Е

Примеры

А) складка мигательной перепонки (остаток третьего века)

Б) копчик

В) многососковость

Г) густой волосяной покров на теле

Д) аппендикс

Е) наличие хвоста

Доказательства эволюции

1) Атавизмы

2) Рудименты

А Б В Г

Д

Е

Примеры борьбы за существование

А) токование самцов глухарей в брачный период

Б) соподчинение особей шимпанзе в стаде

В) обитание клеща в коже человека

Г) взаимодействие рабочих пчёл разных ульев

Д) обитание щуки и карася в одном водоёме

Е) произрастание берёзы бородавчатой и берёзы повислой в смешанном лесу  

Примеры борьбы за существование

А) сезонная линька у зверей

Б) хищничество

В) забота о потомстве

Г) взаимоотношения самок и самцов в период размножения

Д) конкуренция волка и лисы

Е) зимняя спячка

Задания №19. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

30. Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции: 1) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией 2) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству 3) у отдельных особей вида появляется полезная мутация 4) полезная мутация распространяется, закрепляется 5) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию Ответ: 31. Последовательность действия движущих сил эволюции: 1) сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями 2) размножение особей с полезными изменениями 3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений 4) формирование приспособленности к среде обитания 5) закрепление и распространение в ряду поколений полезного признака среди особей вида  Ответ:

ЗАНЯТИЕ № 2 . РАЗДЕЛ ЭВОЛЮЦИЯ. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ.

Издавна людей поражало многообразие форм организмов, удивительная целесообразность в их строении и поведении, соответствие их среде обитания и прогрессивное развитие от простого к сложному. К началу 18 в. накопилось много сведений о растениях и животных. Время продиктовало необходимость классификации имеющегося материала и создания науки систематики. Шведским натуралистом К. Линнеем было определено понятие вида как основной формы организации живого и как основной единицы классификации. Он предложил и утвердил принцип двойных названий (бинарная номенклатура) на латинском языке.

Особый вклад в развитие эволюционных представлений внес французский ботаник и зоолог Ж.Б. Ламарк, который создал первое эволюционное учение.

Основные положения учения Ж.Б.Ламарка:

1. Усложнение организации происходит под действием внутреннего, присущего всем живым существам, стремления к совершенствованию, заложенного при сотворении мира.

2. Признаки приспособленности возникают у организмов под воздействием окружающей среды

в результате    упражнения и неупражнения органов.

3. Приобретенные полезные признаки обязательно передаются по наследству.

4. Организм изменяется в полезную для себя сторону: у жирафа вытянулась шея благодаря упражнениям, чтобы он смог достать листву деревьев, у змеи исчезли конечности для удобства передвижения по песку.

Главная заслуга Ламарка состоит в том, что он впервые создал цельное учение об эволюции органического мира.

Он первым обратил внимание на связь организмов со средой, которую рассматривал как причину изменения видов.

Ошибки Ламарка:

Ø неверно определил движущие силы эволюции;

Ø неверно объяснил механизм возникновения приспособлений у организмов;

Ø ошибочно считал, что все полезные признаки передаются потомству.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 492.