ЗАНЯТИЕ № 2 . РАЗДЕЛ ЭВОЛЮЦИЯ. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ.
Издавна людей поражало многообразие форм организмов, удивительная целесообразность в их строении и поведении, соответствие их среде обитания и прогрессивное развитие от простого к сложному. К началу 18 в. накопилось много сведений о растениях и животных. Время продиктовало необходимость классификации имеющегося материала и создания науки систематики. Шведским натуралистом К. Линнеем было определено понятие вида как основной формы организации живого и как основной единицы классификации. Он предложил и утвердил принцип двойных названий (бинарная номенклатура) на латинском языке.
Особый вклад в развитие эволюционных представлений внес французский ботаник и зоолог Ж.Б. Ламарк, который создал первое эволюционное учение.
Основные положения учения Ж.Б.Ламарка:
1. Усложнение организации происходит под действием внутреннего, присущего всем живым существам, стремления к совершенствованию, заложенного при сотворении мира.
2. Признаки приспособленности возникают у организмов под воздействием окружающей среды
в результате упражнения и неупражнения органов.
3. Приобретенные полезные признаки обязательно передаются по наследству.
4. Организм изменяется в полезную для себя сторону: у жирафа вытянулась шея благодаря упражнениям, чтобы он смог достать листву деревьев, у змеи исчезли конечности для удобства передвижения по песку.
Главная заслуга Ламарка состоит в том, что он впервые создал цельное учение об эволюции органического мира.
Он первым обратил внимание на связь организмов со средой, которую рассматривал как причину изменения видов.
Ошибки Ламарка:
Ø неверно определил движущие силы эволюции;
Ø неверно объяснил механизм возникновения приспособлений у организмов;
Ø ошибочно считал, что все полезные признаки передаются потомству.
ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ (ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ)
Различают основные и элементарные факторы эволюции (причины эволюции).
Основные факторы носят направленный характер, а элементарные факторы – носят случайный характер.
Наиболее остро идет внутривидовая борьба, так как особи одного вида нуждаются в сходных условиях, в сходной пище, территории и т.д.
Формы естественного отбора. Естественный отбор – это природный процесс, при котором из всех живых организмов сохраняются во времени только те, которые обладают качествами, способствующими успешному воспроизведению себе подобных.
Он происходит в результате борьбы за существование.
Механизм естественного отбора. В результате наследственной изменчивости особи популяции становятся разнородными. В ходе борьбы более конкурентоспособные особи сохраняются и дают потомство. В результате преимущественного размножения одних организмов и гибели других популяция изменяется. Если сохраненные признаки и в следующих поколениях в конкретных условиях окажутся полезными для выживания, то они будут сохранены, распространены и закреплены в процессе отбора среди всех особей вида. Таким образом, формируются различные адаптации у особей вида. Если же изменения признаков не будут способствовать выживанию особей, то отбор такие формы будет уничтожать и в популяции сохранятся старые признаки приспособленности.
Значение в эволюции мутаций, миграций, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции:
эти случайные, ненаправленные факторы эволюции приводят к изменению генофонда, обеспечивают генетическую неоднородность популяций, могут случайно изменить направление естественного отбора.
Результаты эволюции:
Усложнение организации живого
Приспособленность организмов к среде обитания.
Многообразие видов.
Усложнение организации как результат эволюции. В ходе эволюции естественный отбор сохраняет полезные для организмов признаки. В течение многих поколений этих признаков становится больше, поэтому организмы становятся сложнее по строению и организации.
Приспособленность как результат эволюции. Главным результатом эволюции является появление признаков приспособленности организмов к условиям обитания. Приспособленность (адаптация) – это наличие у организмов признаков, помогающих им выживать в условиях их обитания. Любая приспособленность-это результат действия движущих сил эволюции, в первую очередь, естественного отбора.
ВИДЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
1)Морфологические адаптации – это все средства пассивной защиты организмов, наличие которых определяет большую вероятность сохранения жизни особи в борьбе за существование. Примеры морфологических адаптаций:
Ø покровительственная окраска (окраска под фон окружающей среды),
Ø мимикрия (сходство незащищенных видов с защищенными)
Ø предостерегающая окраска (яркая окраска, предупреждает о ядовитости) и др.
Ø отпугивающая окраска (рисунок глаза или голову естественного врага их отпугивает)
Ø расчленяющая окраска (окраска не дает четких контуров тела, что усложняет нападение естественных врагов)
Ø привлекающая окраска (красивая окраска, привлекающая особей противоположного пола, у растений- привлекающая опылителей)
Ø твердые защитные покровы у животных (хитиновый покров членистоногих, раковины моллюсков, панцирь черепах);
Ø иглы и колючки (кактус, молочай, шиповник, боярышник, еж, дикобраз);
Ø жгучие волоски (крапива, борщевик, шалфей);
Ø густой волосяной и перьевой покров (защита от низких температур)
Ø обтекаемая форма тела водных животных (уменьшает силу трения в водной среде);
Ø развитие различных тканей, приспособлений к перекрестному опылению, рассеиванию плодов и семян у растений и др.
2)Физиологические адаптации – это адаптации, обеспечивающие устойчивость физиологических параметров: поддержание постоянной температуры тела, концентрации солей и сахара в крови и другие показатели, а также адаптации, направленные на снижение воздействия вредного фактора. Например: у животных пустынь перед наступлением засушливого сезона накапливается много жира, служащего источником энергии и воды.
3)Поведенческие адаптации включают в себя все многообразие форм поведения, направленного на выживание организмов. Например,
нахождение укрытий от неблагоприятных климатических факторов и врагов, добывание и запасание пищи, поиск партнеров для спаривания, брачные ритуалы, забота о потомстве (строительство гнезд, насиживание яиц, выкармливание потомства, защита его от врагов), угрожающее поведение (рычание, визуальное увеличение размеров тела, оскал зубов и т.д. )
4) Биохимические адаптации – это адаптации, связанные с выработкой особых химических веществ, имеющих значение в защите, в размножении, в привлечении, в узнавании особей своего вида. Например, выработка нектара, феромонов, кислот, ядов и т.д.
Относительный характер приспособленности, заключается в том, что ни одна адаптация не дает полной гарантии выживания, помогает только в тех условиях, в которых возникла.
Задания №15. ЭВОЛЮЦИЯ 1.
Задания №16. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ. ТЕМА ЭВОЛЮЦИЯ
Утверждения
A)онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы
Б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы
B) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей
Г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели
Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулыЕ) наличие рудиментов и появление атавизмов
Доказательства эволюции
1) эмбриологические
2) сравнительно-анатомические
Д
Примеры
A) филогенетические ряды лошади
Б) рудименты
B) многососковость
Г) насекомые внутри янтаря
Д) археоптериксЕ) сходство позвоночника у пресмыкающихся и млекопитающих
Доказательства эволюции
1) палеонтологические
2) сравнительно-анатомические
Д
Примеры
A) крылья бабочки и птицы
Б) уникальность флоры и фауны Австралии
B) закладка хвостовых позвонков у человека на ранних стадиях развития
Г) гомологичные органы
Д) существующие переходные формыЕ) развитие хорды у личинок рыб
Доказательства эволюции
1) сравнительно-анатомические
2) биогеографические
3) эмбриологические
Д
Примеры
А) складка мигательной перепонки (остаток третьего века)
Б) копчик
В) многососковость
Г) густой волосяной покров на теле
Д) аппендикс
Е) наличие хвоста
Доказательства эволюции
1) Атавизмы
2) Рудименты
Д
Примеры борьбы за существование
А) токование самцов глухарей в брачный период
Б) соподчинение особей шимпанзе в стаде
В) обитание клеща в коже человека
Г) взаимодействие рабочих пчёл разных ульев
Д) обитание щуки и карася в одном водоёме
Е) произрастание берёзы бородавчатой и берёзы повислой в смешанном лесу
Примеры борьбы за существование
А) сезонная линька у зверей
Б) хищничество
В) забота о потомстве
Г) взаимоотношения самок и самцов в период размножения
Д) конкуренция волка и лисы
Е) зимняя спячка
Задания №19. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
30. Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции: 1) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией 2) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству 3) у отдельных особей вида появляется полезная мутация 4) полезная мутация распространяется, закрепляется 5) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию Ответ: | 31. Последовательность действия движущих сил эволюции: 1) сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями 2) размножение особей с полезными изменениями 3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений 4) формирование приспособленности к среде обитания 5) закрепление и распространение в ряду поколений полезного признака среди особей вида Ответ: |
ЗАНЯТИЕ № 2 . РАЗДЕЛ ЭВОЛЮЦИЯ. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ.
Издавна людей поражало многообразие форм организмов, удивительная целесообразность в их строении и поведении, соответствие их среде обитания и прогрессивное развитие от простого к сложному. К началу 18 в. накопилось много сведений о растениях и животных. Время продиктовало необходимость классификации имеющегося материала и создания науки систематики. Шведским натуралистом К. Линнеем было определено понятие вида как основной формы организации живого и как основной единицы классификации. Он предложил и утвердил принцип двойных названий (бинарная номенклатура) на латинском языке.
Особый вклад в развитие эволюционных представлений внес французский ботаник и зоолог Ж.Б. Ламарк, который создал первое эволюционное учение.
Основные положения учения Ж.Б.Ламарка:
1. Усложнение организации происходит под действием внутреннего, присущего всем живым существам, стремления к совершенствованию, заложенного при сотворении мира.
2. Признаки приспособленности возникают у организмов под воздействием окружающей среды
в результате упражнения и неупражнения органов.
3. Приобретенные полезные признаки обязательно передаются по наследству.
4. Организм изменяется в полезную для себя сторону: у жирафа вытянулась шея благодаря упражнениям, чтобы он смог достать листву деревьев, у змеи исчезли конечности для удобства передвижения по песку.
Главная заслуга Ламарка состоит в том, что он впервые создал цельное учение об эволюции органического мира.
Он первым обратил внимание на связь организмов со средой, которую рассматривал как причину изменения видов.
Ошибки Ламарка:
Ø неверно определил движущие силы эволюции;
Ø неверно объяснил механизм возникновения приспособлений у организмов;
Ø ошибочно считал, что все полезные признаки передаются потомству.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 492.