Для предохранения металлических поверхностей тракторов, автомобилей и сельхозмашин от атмосферной коррозии используют пластические и жидкие консервационные смазки. Краткая характеристика основных из них приведена на рисунке 3.1. Пластичные защитные смазки наносят на металлические поверхности в не нагретом состоянии лопаткой, ветошью, в нагретом (85...115°С) окунанием, кистью и другими способами. Возможно нанесение в виде бензинового раствора с последующим удалением растворителя.
Такую же, а иногда и более надежную защиту от коррозии обеспечивают жидкие смазочные материалы К-17, НГ-203, НГ-204у. Они имеют определенные преимущества: возможно нанесение без подогрева, в том числе в труднодоступные внутренние поверхности, ввод в действие агрегатов без расконсервации и др. При консервации маслом К-17 из агрегатов сливают рабочее масло, после чего прокачивают К-17, излишек сливают. Под свечи или форсунки двигателей заливают 60...80 г масла и прокручивают коленчатый вал двигателя от руки на 5...6 оборотов. Предварительно отключают масляные фильтры.
Одна из важных характеристик защитных смазок – влагоустойчивость: смазки не должны смываться водой, образовывать с ней эмульсии, растворяться водой и изменять защитные свойства при взаимодействии с влагой. Смываемость смазок водой (при 31ОС) показана на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – График смываемости смазок водой
1 – смазка 1-13; 2 – ЦИАТИМ-201; 3 – солидол УС-2; 4 – ПВК.
Наиболее легко удаляется смазка 1-13, содержащая водорастворимое натриевое мыло. Из-за низких механически свойств быстро смывается смазка ЦИАТИМ-201. Солидол имеет большую влагостойкость, так как содержит гидрофобные кальциевые мыла. Наиболее стойка защитная смазка ПВК.
На основе продуктов переработки нефти, загустителей, маслорастворимого ингибитора коррозии и растворителей изготавливают защитное пленочное покрытие НГ-216 (масплин) ТУ 38 101427-97. После нанесения на детали (распылением, кистью) растворители испаряются, а на поверхности образуется воскообразная пленка толщиной 100...500 мкм.
Для защиты от коррозии скрытых полостей автомобилей все большее распространение получает автоконсервант «Мовиль». Его характеристики приведены в таблице 3.1. Он представляет собой раствор ингибитора коррозии АКОР-1, окисленного петролатума, церезина, олифы и некоторых присадок в уайт-спирите. Наносят автоконсервант распыливанием под давлением около 0,3 МПа (3 кгс/см2).
Таблица 3.1 – Характеристики автоконсерванта «Мовиль»
Показатели | Нормы |
Плотность при 20 ОС, кг/м3 Массовая доля, нелетучих веществ, не менее % Растекаемость по стали 10, не менее мм Требования к пленке Внешний вид Время высыхания, мин, не более Эффективность защити влажной поверхности (электролит 3% NaCl, 48 ч) Защитные свойства, % коррозионного поражения (морская вода, 300 ч), не более Термостойкость при 70°С | 840…860 43 30 Светло-коричневая, прозрачная, без подтеков и нарушения сплошности 25 Выдерживает 1,0 Выдерживает |
Для приготовления рабоче-консервационных моторных, трансмиссионных и других масел, используемых для внутренней и наружной консервации агрегатов тракторов, автомобилей, комбайнов и сельскохозяйственных машин, служит защитная антикоррозионная присадка АКОР-1. Это вязкая жидкость (вязкость при 100°С около 100 сСт), зольность не менее 3,5 %, щелочное число не менее 35 мг/г. Готовят её на основе нитрованных базовых масел с добавлением 10 % технического стеарина. На поверхности металла присадка образует защитную пленку, обладающую высокой водостойкостью. Концентрация присадки зависит от условия хранения машин и вида поверхности, которая должна быть защищена от коррозии (таблица 3.2). Предельный срок защиты, обеспечиваемый рабоче-консервационными маслами, достигает трех лет.
Таблица 3.2 – Рекомендуемая концентрация присадки АКОР-1, в %
Консервируемые машины | Вид консервации | Условия хранения | ||
отапливаемое помещение | не отапливаемое помещение | на открытом воздухе | ||
Двигатели, агрегаты трансмиссии, редукторы. Агрегаты тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин Агрегаты посевных машин, машин для внесения минеральных удобрений | Внутренняя Наружная Наружная | 5 5…10 15 | 5 5…10 15…30 | 5 15 30 |
Для приготовления рабоче-консервационного масла присадку нагревают до 60...70°С и добавляют в рабочее масло при перемешивании. Все агрегаты, законсервированные с использованием присадки АКОР-1, вводят в эксплуатацию без расконсервации и замены масла в картере. Если во время эксплуатации рабоче-консервационное масло не меняли, то при повторной постановке техники на хранение его не сливают, а только доливают до нормального уровня.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 285.