Концепция экологической защиты окружающей среды при строительстве и эксплуатации системы нефтесбора предусматривает прямую деятельность по охране всех компонентов природной среды: атмосферы, гидрологической системы, грунта, рельефа, ландшафта, фауны и флоры.
8.2.1. Охрана почвенно-растительного комплекса.
Основной ущерб почвам, растительности и животному миру при эксплуатации систем трубопроводного транспорта нефти и пластовых вод причиняется в результате воздействия следующих факторов:
- химического загрязнения местности нефтепродуктами и минерализованными водами (солями);
- механического разрушения почв и уничтожения произрастающей растительности при прохождении тяжелой строительной техники и проведении траншее-устроительных и планировочных работ;
- подтопления и заболачивания прилегающих покрытых лесом территорий в результате перегораживания линий почвенно-грунтового (поверхностного) стока воды трассами наземных участков трубопроводов. В нормальном режиме эксплуатации трубопроводов воздействие указанных факторов минимально и связано с проведением профилактических работ по ревизии, диагностике и периодическому испытанию трубопроводов.
Основными природоохранными мероприятиями являются:
- сбор загрязнителей в дренажную емкость с последующим вывозом собранного нефтешлама в шламонакопитель.
При строительстве новых участков, капитальном и текущем ремонтах трубопроводов оказывается достаточно существенное воздействие на почвенно-растительный комплекс, что связано с проведением строительно-монтажных работ (проезд техники, прокладка траншей, устройство насыпей), демонтажем (или консервацией) изношенных и гидроиспытаниями вновь прокладываемых участков трубопроводов.
С целью предотвращения или минимизации возможного ущерба окружающей природной среде от проведения указанных видов работ, помимо выполнения обязательного комплекса инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий должны выполняться следующие специальные природоохранные мероприятия и правила:
- строгое соблюдение технологии проведения земляных работ, использование технологических схем производства работ, машин и механизмов, наносящих наименьший ущерб поверхности почвы и растительной среды. Слив отработанных горюче-смазочных материалов в местах базирования строительной техники только в предназначенные для этого емкости, неукоснительное соблюдение правил пожарной безопасности при производстве строительных работ в лесных массивах, в бытовых и административных помещениях, выполнение рекультивации земель в ходе и сразу после окончания строительства
- сбор рабочей среды, отложений и грязи, промывочной жидкости от опорожняемых участков труб в шламонакопитель, с последующей закачкой отстоявшейся жидкой фазы в систему нефтесбора или вывозом на очистные сооружения УПН, либо сбросом в водные объекты;
- проведение огневых работ на промысловых трубопроводах (особенно в засушливый период) в строгом соответствии с действующими "Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства" и "Правилами пожарной безопасности в нефтяной промышленности";
- вывоз демонтированных труб (или их участков) на временные площадки хранения;
- контроль и поддержание в исправном состоянии существующих водопропускных сооружений, устанавливаемых в местах перегораживания поверхностного стока воды, их дополнительное устройство в местах существенного подтопления прилегающих территорий, ранее не наблюдавшегося;
- контроль за возможным размывом и укрепление берегов (посевом трав, посадкой деревьев, бетонированием и др. способами) на переходах через реки и ручьи с целью предотвращения их водной эрозии;
- проведение работ по демонтажу, капитальному ремонту и строительству новых трубопроводов только в границах предварительно оформляемого в соответствии с действующими требованиями земельного отвода;
- осуществление крупных строительно-монтажных работ на трассах трубопроводов по возможности в период с устойчивым снежным покровом с целью максимального сохранения почвенно-растительного покрова;
- перед началом работ по строительству новой трассы и проведению ремонтных работ необходимо снимать и хранить в валках плодородный слой почвы, при рекультивации возвращать на трассу;
- проведение рекультивации в соответствии с требованиями действующего Регламента на приемку земель, временно используемых при разведке, обустройстве и эксплуатации нефтяных месторождений всех земель, нарушаемых при проведении ремонтных и строительных работ на трассах трубопроводов, включающей в себя очистку территорий от порубочных и строительных остатков, создание плодородного слоя почвы и устойчивого растительного покрова (травяного, кустарничкового или древесного);
- использование древесины, вырубленной на отведенной территории, для нужд строительства;
- ликвидация порубочных остатков (сучья, ветви) сжиганием с соблюдением пожарной безопасности или захоронением в специально отведенных траншеях в местах рубки, так как захламленность резко усиливает пожароопасность территории;
- выполнение строительных работ строго в полосе отвода, что предотвратит механическое нарушение растительности и почвенного покрова на прилегающих участках;
- недопущение бесконтрольных рубок леса на территории месторождения; избежание вырубки кедровников, которые являются ценными лесными угодьями;
- осуществление движения транспорта исключительно по имеющимся автодорогам.
Для сокращения эрозионных процессов на склонах не допускается разработка грунта.
При аварийном режиме эксплуатации происходит наиболее значимое по своим масштабам и глубине нарушения почвенно-растительного покрова отрицательное воздействие на природную среду. Это связанно с попаданием на рельеф в массовых количествах нефти и пластовых вод. Основными причинами являются:
- порывы эксплуатируемых трубопроводов;
- аварийные опорожнения внутриплощадочных трубопроводов при остановках скважин; неплотности фланцевых соединений на трубопроводах.
Как правило, положение усугубляется отсутствием (либо несвоевременностью и недостаточностью) действенных мер по оперативной локализации мест аварийных разливов нефти и пластовых вод на минимально возможной площади, а также мер по максимальному сбору и/или нейтрализации последних.
Для снижения размеров ущерба природной среде от возможных аварийных разливов на нефтепромысле должны выполняться следующие требования и мероприятия:
- четкое выполнение рабочим персоналом действий согласно разработанного и утвержденного к применению для нефтепромысла плана ликвидации возможных аварий на трубопроводах, содержащего порядок оповещения и сбора должностных лиц, организации и производства аварийных работ;
- оконтуривание аварийных разливов нефти (пластовых вод) на минимальной площади неразрывными песчаными или торфяными обвалованиями, нефтесборными траншеями или мобильными боновыми заграждениями;
- снятие загрязненного почвенно-грунтового слоя с его вывозом на площадки временного складирования для последующей очистки при незначительных площадях нарушения земной поверхности;
- наличие в распоряжении высокопроходимой техники для работы на болотах или заболоченных землях;
- сбор разлившейся нефти (пластовой воды) со свежих разливов первичными откачивающими средствами (агрегатами): ЦА-320, АКН-6,6 (илосос) и др.;
- передача нефтезагрязненных (засоленных) участков для дальнейших работ по полному сбору на них остаточной нефти (пластовой воды), их детоксикации и последующей рекультивации силами специализированных подрядных организаций, которые имеют согласованные с Комитетом охраны окружающей среды технологические регламенты и соответствующие лицензии;
- минимальное использование ненарушенных земель при проведении работ по ликвидации на трубопроводах аварий и их последствий; их рекультивация после окончания аварийных работ в соответствии с требованиями вышеупомянутого регламента;
- опорожнение внутриплощадочных трубопроводов при ремонтных работах на скважинах и замерных установках только в специально оборудованные на кустовых площадках дренажные емкости, с последующей откачкой содержимого в систему нефтесбора, либо ее вывозом на очистные сооружения УПН.
На линиях вероятного стока нефти (ложбины, лощины) при авариях на промысловых трубопроводах в болота и понижения рельефа рекомендуется предварительное создание заградительных дамб или запасов песка для создания нефтеловушек с учетом объема потенциального стока.
8.2.2. Охрана животного мира
Основной ущерб животному миру при эксплуатации систем трубопроводного транспорта нефти и пластовых вод причиняется в результате воздействия факторов, описанных в предыдущем пункте.
Все мероприятия (в частности указанные в данной главе) связанные с охраной атмосферного воздуха, поверхностных вод и земель (в т.ч. мероприятия по предотвращению аварийных разливов нефти) способствуют сохранению среды обитания животных.
К специальным мерам по охране животного мира можно отнести:
- контроль за ввозом на территорию месторождения охотничьих ружей и других орудий промысла;
- запрет на содержание собак без привязи;
- своевременную утилизацию бытовых отходов (для предотвращения увеличения численности серой вороны);
- по согласованию с охотинспекцией следует установить предупреждающие дорожные знаки в местах вероятного пересечения автодорог крупными животными (лось);
- прокладка и ремонт подводных трубопроводов в меженный период (желательно зимний) с целью охраны рыбных запасов;
- проведение активной разъяснительной работы с персоналом, запрет на движение без производственной необходимости вездеходного транспорта вне существующих дорог или трасс, ограничение пребывания на территории месторождения лиц, не занятых на производстве, усиление егерской службы на территории;.
- контроль состояния животного мира.
8.2.3. Охрана водных ресурсов
На предприятии по согласованию с комитетом по охране окружающей среды организован отдел экологии, который обязан следить за охраной окружающей природной среды согласно утвержденному плану водоохранных мероприятий. В объемы водоохранных мероприятий (согласно Проектам водоохранных зон и ОВОСам) включаются следующие виды работ: проведение своевременного ремонта нефтедобывающего оборудования и нефтепроводов, рекультивация амбаров, своевременная ликвидация аварийных разливов, устранение замазученности, обследование подводных переходов, установка боновых заграждений, зачистка русел рек от завалов, контроль за своевременной откачкой и вывоз сточных вод, организация наблюдений за качеством водных ресурсов.
Экологическая защита гидрологической системы территории включает жесткие условия размещения площадных объектов среди затопляемых территорий, полное исключение технологических сливов воды, газоконденсата и нефтепродуктов в водоемы, речки и грунтовые воды, обеспечение условий прокладки трубопроводов на участках речек или водоемов не менее 1м ниже максимальной глубины водоема или русла.
При строительстве новых участков, капитальном и текущем ремонтах трубопроводов в местах их переходов через водотоки (реки, ручьи) происходит изменение русла водотока в результате нарушения береговой линии, пойменных земель и донных грунтов. Основными мероприятиями по охране водных ресурсов здесь являются:
- проведение работ на водных переходах в зимнее время;
- прокладка подземных переходов через водотоки, а также надземных на железобетонных (металлических)сваях;
- своевременное извлечение из грунтов заменяемых участков трубопроводов;
- сброс пресной воды, используемой при опрессовке новых участков, в специальные емкости (блоки долива), либо ее вытеснение в нефтесборные коллекторы (например, продувкой углеводородным газом);
- опорожнение полости трубопроводов только за пределами защитных прибрежных полос водных объектов, а по возможности и вне водоохранных зон;
- обязательное ограждение территории, отводимой для производства строительно-монтажных работ;
- размещение площадок для стоянки и заправки ГСМ строительной техники за пределами водоохранных зон водотоков;
- оснащение рабочих мест и строительных площадок контейнерами для бытовых и строительных отходов.
Наиболее опасное загрязнение водных объектов нефтью и пластовыми водами происходит при аварийных ситуациях, связанных с нарушением герметичности нефтепроводов. Для снижения размеров ущерба водным ресурсам используются профилактические мероприятия:
- постоянный контроль давления в начале и конце трубопроводов с целью обнаружения порывов;
- повышение надежности переходов через водные преграды путем увеличения (в пределах поймы) толщины стенки, применения труб с защитным антикоррозионным покрытием, строительства подводных переходов в комплексе с регулярной дефектоскопией (ультразвуковой толщинометрией) труб;
- установка аварийной сигнализации на оборудовании кустовых площадок и трубопроводов, секционирование технологических трубопроводов запорной;
- обустройство участков для установки передвижных (а при возможности стационарных) боновых заграждений отечественного ("Уж", "Анаконда", "БН" и др.) или зарубежного исполнения.
При ликвидации аварий на трубопроводе все действия регламентируются действующим в цеху соответствующим планом действий (см. предыдущий пункт), который на случай крупных аварий предусматривает:
- оповещение начальника нефтепромысла, ведущего технолога и сменного технолога, заказ необходимой техники;
- выезд аварийной бригады для определения места и характера порыва;
- остановку трубопровода в случае, если площадь загрязнения превышает 500 м, либо при снижении показаний датчиков на 1,5 и более атм.;
- локализация загрязнения на минимально возможной площади способами указанными в предыдущем пункте;
- организация первичной откачки нефти (или пластовых вод) и передача загрязненного участка специализированным подрядным организациям.
8.2.4. Охрана атмосферного воздуха
Экологическая защита воздушного бассейна включает непревышение предельно-допустимых концентраций (ПДК) в атмосфере всех ингредиентов, которые выбрасываются нефтегазопромысловыми объектами. В ограничения входят также обозначение граничных размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ), которые должны обеспечить потребные параметры состояния воздушной среды за пределами СЗЗ.
При эксплуатации систем трубопроводного транспорта нефти воздействие на атмосферу будут оказывать неорганизованные выбросы, поступающие в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования. Основными источниками выброса является запорно-регулирующая арматура (ЗРА).
Через неорганизованные источники выбросов при эксплуатации трубопроводов в атмосферу поступают углеводороды. Поступающие в атмосферный воздух углеводороды относятся к 4 классу опасности, их содержание в воздухе нормируется по относительно безопасному уровню воздействия (ОБУВ) предельных углеводородов С1-С5, который составляет 50 мг/м3.
Масса выбрасываемых в атмосферу углеводородов в рабочем режиме оборудования определена по "Методике расчета выбросов вредных веществ в окружающую среду от неорганизованных источников нефтегазового оборудования. РД 39 - 142 - 00". Учитывая тот факт, что источники выбросов ВВ значительно рассредоточены по территории нефтепромысла, а также в соответствии с условием п. 5.21 ОНД - 86 расчет рассеивания ВВ в атмосфере при эксплуатации трубопроводов не проводился из-за его нецелесообразности.
При соблюдении технологии ремонтных работ дополнительные выбросы ВВ в атмосферу исключаются
8.2.5.Оценка экологического ущерба
Ущерб природной среде при эксплуатации системы трубопроводов в нормальном рабочем режиме работы может быть нанесен выбросами ВВ в атмосферу.
Расчет экономического ущерба, наносимого окружающей среде проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.92 г. Предполагаемая плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух определяется, исходя из утвержденных этим постановлением коэффициентов, учитывающих экологические факторы и экологическую значимость, предполагаемых выбросов в атмосферу, а также базовых нормативов платы за выбросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа «Применение полимерно-металлических труб при сооружении промысловых газонефтепроводов» выполнена в соответствии с современными техническими требованиями и нормативными документами.
В данной работе предлагается применять для сооружения промысловых газонефтепроводов гибкие полимерно-металлические трубы вместо наиболее распространенных на данный момент стальных труб.
Предложена конструкция ГПМТ, приведены достоинства полимерно-металлических труб перед стальными, представлена инструкция по монтажу и ремонту указанных труб со всем применяемым оборудованием и инструментами.
Предложен сравнительный расчет трубопровода из ГПМТ и из стальных труб, в котором произведен расчет коэффициента гидравлического сопротивления и потерь напора на трение. Доказано преимущество ГПМТ при эксплуатации трубопровода.
Представлена сравнительная схема экономической эффективности применения ГПМТ перед стальными трубами.
В выпускной квалификационной работе предлагаются к использованию самые современные и технологичные материалы и оборудование, что также повышает надежность промыслового газонефтепровода.
Данная квалификационная работа носит реальный характер и может быть принята за основу при сооружении промысловых газонефтепроводов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Промысловые трубопроводы и оборудование / Ф.М. Мустафанов. – М.: ОАО «Издательство «Недра», 2004. – 662 с.
2. П.И. Тугунов, В.Ф. Новоселов. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. Учебное пособие для ВУЗов. – Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. – 658 с.
3. Трубопроводный транспорт нефти / Г.Г. Васильев, Г.Е. Коробков, А.А. Коршак и др.; Под редакцией С.М. Вайнштока: Учеб. для ВУЗов: В 2 т. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2002.
4. Нечваль А.М. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов: Учебное пособие. – Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2001. – 165 с.
Федеральные законы
· «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с изменениями на 10.01.2003г. (21.07.97г. № 116-ФЗ).
· «Об охране окружающей природной среды».
· «Об экологической безопасности».
Дата: 2019-04-22, просмотров: 509.