І V . Определение высоты волны для безопасной буксировки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пример решения

Дано: длина буксирного стального троса L = 600 м, диаметр троса

d = 52 мм, тяга на гаке Fr = 98 кН, разрывная прочность буксирного троса Рразр. = 880 кН, расстояние между судами на спокойной воде (То = Fr), АВ = 595,2 м при рывке (То = 0,5 Рразр.) А'В' = 599,8 м.

Определить высоту волны, при которой возможна безопасная буксировка.

Решение

1. Упругое удлинение троса ∆у = ,

где ε = 36 кН/мм2 – упругость стального троса.

∆у =

2. Весовое удлинение троса    

∆в = А'В' – АВ = 599,8 – 595,2 = 4,6 м

3. Высота волны, при которой возможна безопасная буксировка

h = ∆ = ∆у + ∆в = 2,1 + 4,6 = 6,7 м



Задачи

Исходные данные

Номер задачи

131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Fr, кН 98 80 200 30 60 140 200 100 70 290
Рразр., кН 840 420 750 800 640 750 910 1200 840 1200
L, м 550 300 400 400 400 400 600 600 550 850
АВ, м 544,6 299,4 399,5 392,8 398,6 399,6 599,0 594,0 544,7 841,8
А'В', м 549,5 299,9 399,8 399,9 399,8 399,9 599,9 599,8 549,8 849,5
d, мм 45,0 32,5 43,5 41,0 39,0 43,5 47,5 52,0 45,0 52,0

V. Определение весовой игры буксирной линии

Пример решения

Дано: неоднородная буксирная линия состоит из стального троса длиной ℓm = 300 м и цепи ℓц = 75 м. Вес одного погонного метра троса в воздухе qm = 76 Н, цепи qц = 687 Н.

Определить весовую игру буксира при изменении горизонтальной составляющей натяжения от То = 118кН до Тодоп=388кН.

Решение:

1.Вес одного погонного метра троса и цепи в воде

q'm = 0,87 · qm = 0,87 76 = 66 Н q'ц = 0,87 qц = 0,87 687 = 598 Н

2.Параметры буксирной линии тросового и цепного участков буксира при

То = 118 кН

mp =   ц =

3. Из прилагаемой таблицы для поправочного коэффициента α


Поправочный коэффициент α

 

α α α
0,00 1,000 1,00 0,368 2,00 0,135
0,05 0,951 1,05 0,350 2,10 0,122
0,10 0,905 1,10 0,333 2,20 0,111
0,15 0,861 1,15 0,317 2,30 0,100
0,20 0,819 1,20 0,301 2,40 0,091
0,25 0,779 1,25 0,286 2,50 0,082
0,30 0,741 1,30 0,272 2,60 0,074
0,35 0,705 1,35 0,259 2,70 0,067
0,40 0,670 1,40 0,247 2,80 0,061
0,45 0,638 1,45 0,235 2,90 0,055
0,50 0,606 1,50 0,223 3,00 0,050
0,55 0,577 1,55 0,212 3,10 0,045
0,60 0,549 1,60 0,202 3,20 0,041
0,65 0,522 1,65 0,192 3,30 0,037
0,70 0,497 1,70 0,183 3,40 0,033
0,75 0,472 1,75 0,174 3,50 0,030
0,80 0,449 1,80 0,165 3,60 0,027
0,85 0,427 1,85 0,157 3,70 0,025
0,90 0,407 1,90 0,150 3,80 0,022
0,95 0,387 1,95 0,142 3,90 0,020
        4,00 0,018

 

по значению =  найдем α = 0,073

4. Длина участка троса DЕ от точки соединения с цепью до вершины буксирной линии

DЕ = ℓх =  =  ≈ 56,46 м

5. Для фиктивного участка цепи DМ = ℓф = ℓх

6. Для участка АЕ

АЕ = ℓm - ℓх = 300 – 56,46 = 243,54 м

= 0,13579

0,13579 х1А = 0,13579 m = 0,13579 · 1788 = 242,79 м

7. Для участка DЕ = ℓх = 56,46 м

= 0,03157

0,03157 х1D = 0,03157 · m = 0,03157 · 1788 = 56,45 м

8. Для участка ВМ = ℓц + ℓф = 75 + 6,23 = 81,23 м

0,40146 х = 0,40146 ц = 0,40146 197 = 79,09 м

9. Для участка DМ = ℓф = 6,23 м      

0,03162 х2D = 0,03162 · ц = 0,03162 · 197 = 6,23 м

10. Расстояние между оконечностями судов при То = 118 кН

АВ = х + х1D + х – х2D = 242,79 + 56,45 + 79,09 – 6,23 = 372,1 м

11. Параметры буксирной линии тросового и цепного участков буксира при

То доп. = 388 кН

m' =   ц' =


Так как  > 4, α = 0 (см. таблицу «Поправочный коэффициент α»)

12. Длина участка троса DE' от точки соединения с цепью до вершины буксирной линии при То доп. = 388 кН

DE' = ℓх' =  

13. Для фиктивного участка цепи DМ при То доп. = 388 кН

ф' = ℓх'

14. Для участка АЕ при То доп. = 388 кН

ℓ'АЕ = ℓт - ℓх' = 300 – 52 = 248 м

= 0,04218

х'1А = 0,0418 m' = 0,0418 5878 = 247,93 м

15. Для участка DЕ' = ℓх' = 52 м при То доп. = 388 кН

= 0,00885

х'1D = 0,00885 m' = 0,00885 5878 = 52,02 м

16. Для участка ВМ' = ℓц + ℓф' = 75 + 5,7 = 80,7 м

х' = 0,12403 ц = 0,12403 649 = 80,5 м

17. Для участка DМ' = ℓ'ф = 5,7 м      

х'2D = 0,00878 ц' = 0,00878 649 = 5,7 м

18. Расстояние между оконечностями судов при То доп. = 388 кН

А'В' = х' + х'1D + х' – х'2D = 247,93 + 52,02 + 80,5 – 5,7 = 374,75 м

19. Весовая игра буксирной линии ∆в = А'В' – АВ = 374,75 – 372,1 = 2,65 м

20. Наибольший провес буксирной линии найдем из однородного участка

АЕ = 243,54 м

- 1 = - 1 = 0,00923

ƒ = 0,00923 m = 0,00923 1788 = 16,5 м

Наибольший провес буксирной линии 

ƒ = ƒЕ = 16,5 м

 



Задачи

Исходные данные

Номер задачи

141 142 143 144 145 146 147 148 149 150
m, м 300 300 400 400 400 400 600 600 350 350
qm, H/м 76 76 76 76 76 76 92 92 71 71
ц, м 50 100 25 50 75 100 25 75 25 50
qц, Н/м 687 687 853 853 853 853 687 687 853 853
То, кН 118 118 88 88 88 88 137 137 49 49
То доп., кН 388 388 300 300 300 300 490 490 275 275

Рекомендованная литература:

 

1.Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений. Н.А. Кубачев, С.С. Кургузов, М.М. Данилюк, В.П. Махин. – М. Транспорт, 1984, стр. 93 - 108.

2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 3-е издание. – М. Транспорт, 1983, стр. 462 – 490.

3.Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 2-е издание. – М. Транспорт, 1975, стр. 459 – 481.

4. Управление судном. Под общей редакцией В.И. Снопкова, – М. Транспорт, 1991, стр. 90 - 115.


Тема: “Снятие судов с мели”

Примеры решения

I . Снятие судов с мели стягиванием

Судно сидит на мели всем корпусом. Грунт – глина с песком. Пробоин нет. Силу присоса грунта не учитываем. Расположение судов-спасателей согласно схеме. Судно № 1 – однотипное с аварийным, суда №№ 2,3 – спасатели с упором винта на переднем ходу РПХ 2,3 = 287 кН.

Исходные данные:

Д = 9220 m, = 115 м, Тн = 6,5 м, Т¤ = 6,8 м, Тк = 7,1 м; Тн1 = 5,2 м,

Т¤1 = 6,5 м, Тк1 = 7,8 м; число тонн на 1 м изменения средней осадки

q = 1600 m/м, коэффициент трения стального корпуса судна о грунт

ƒ=0,32, РПХ1=480кН, абсцисса ЦТ ватерлинии хƒ = - 0,6м, продольная метацентрическая высота Н = 120 м.

Определить количество груза, которое необходимо выгрузить с судна, чтобы оно могло сняться с мели методом стягивания.

Решение.

1.Определим величину потерянного водоизмещения

∆Д = q (Тср – Тср1)

где Тср = м

Тср – средняя осадка до посадки на мель, м

Тср, Тср1 следует подсчитывать с точностью до 1 см

Тср1 = м

Тср – средняя осадка после посадки на мель, м

∆Д = 1600 (6,8 – 6,5) = 480 m

2.Определим усилие, необходимое для снятия судна с мели

F = ƒ·∆Д = 0,32 480 = 153,6 m = 1506,8 кН

3.Найдем величину усилия, развиваемого совместно судами-спасателями при стягивании судна с мели

F1 = РПХ1 + 2РПХ 2,3 cos 30º = 480 + 2 287 0,866 = 977,1 кН

5. Количество груза, подлежащего снятию с судна

Р = m

6. Дифферентующий момент на 1 м

m = m/м

7. Определим абсциссу ц.т. снимаемого груза

хр = хƒ +

где ∆Тн = Тн - Тн1 = 6,5 – 5,2 = 1,3 м

∆Тк = Тк – Тк1 =7,1 – 7,8 = -0,7 м

хр = -0,6 + м

 

Задачи

Исходные данные

Номер задачи

151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
Д, m 127200 110000 45840 33350 18560 17900 17400 12740 9860 9530
, м 235,85 235 195 165 140,1 140 134,5 130,3 113 115
Тн , м 15,9 13,8 10,5 9,74 9,50 8,90 8,85 7,80 7,12 6,90
Т , м 16,0 14,0 10,7 9,74 9,68 8,93 9,15 7,85 7,16 7,00
Тк , м 16,1 14,2 10,9 9,74 9,86 8,96 9,45 7,90 7,20 7,10
Тн1 , м 13,0 11,2 8,8 7,62 6,10 7,20 8,00 6,78 5,92 5,93
Т 1, м 15,15 13,55 10,1 8,95 8,85 8,58 8,95 7,65 6,90 6,80
Тк1 , м 17,3 15,9 11,4 10,28 11,60 9,96 9,90 8,52 7,88 7,67
q, m /м 8400 8300 4670 3680 2430 2330 2200 1910 1600 1600
Н , м 230 210 255 207 144 146 140 136 120 120
хƒ , м -0,5 -0,5 ±0 -0,2 -3,1 -1,0 +0,6 -0,2 -0,8 -0,2
ƒ 0,22 0,42 0,30 0,38 0,32 0,22 0,42 0,30 0,38 0,32
 РПХ1, кН 1679,1 1650,2 1239 771 750 565,4 713,1 532,4 438,2 398,5
РПХ2,3, кН 740 730 560 340 310 325 385 355 315 205,6

II . Снятие судов с мели способом отгрузки

Судно сидит на мели носовой частью. Пробоин нет. Силу присоса грунта не учитываем.

Исходные данные:

Д = 9220 m, = 115 м; Тн = 6,5 м; Тк = 7,1 м; Тн1 = 5,2 м; Тк1 = 7,8 м; число тонн на 1 м изменения средней осадки q = 1600 m/м, продольная метацентрическая высота Н = 120 м; поперечная метацентрическая высота h = 0,9 м; координаты ц.m. выгружаемого груза из носового трюма х1 = +40 м; z1 = +3 м; из кормового трюма х2 = -40 м; z2 = +8 м; абсцисса ц.m. ватерлинии

хƒ = -0,6 м.

Определить количество груза, которое необходимо выгрузить из носового и кормового трюмов, чтобы судно оказалось на плаву.

Решение.

1. Определим дифферентующий момент на 1 м:

m = m/м

2. Определим среднюю осадку до и после посадки на мель

Тср = м

Тср1 = м

3. Определим общее количество груза, подлежащего снятию с судна:

Р = ∆Д = q (Тср – Тср1) = 1600 (6,8 – 6,5) = 480 m

4. Определим абсциссу точки приложения равнодействующей сил реакции грунта:

хр = хƒ +

где ∆Тн = Тн - Тн1 = 6,5 – 5,2 = 1,3 м

∆Тк = Тк – Тк1 =7,1 – 7,8 = -0,7 м

хр = -0,6 + м

5. Определим количество груза, которое необходимо выгрузить из носового трюма:

Рн = Р m

6.Определим количество груза, которое необходимо выгрузить из кормового трюма: Рк = Р – Рн = 480 – 477 = 3 m*

7.Определим осадку носом после снятия груза:

Тн' = Тн – Р 6,5 – 480 м

  Примечание: в случае отрицательной величины Рк это количество груза нужно погрузить в трюм

8.Определим осадку кормой после снятия груза:

Тк' = Тк + Р 7,1 + 480 м

9.Определим поправки на поперечную и продольную метацентрические высоты

 

∆h = -

 

где: ∆Тср = м;

z = м


∆h = - м;

∆Н = - = - м.


Задачи

 

Исходные данные

Номер задачи

161 162 163 164 165 166 167 168 169 170
Д, m 110000 45840 33350 18560 17900 17400 12740 9860 9530 127200
, м 235 195 165 140,1 140 134,5 130,3 113 115 235,85
Тн , м 13,8 10,5 9,74 9,50 8,90 8,85 7,80 7,12 6,90 15,9
Тк , м 14,2 10,9 9,74 9,86 8,96 9,45 7,90 7,20 7,10 16,1
Тн1 , м 11,2 8,8 7,62 6,10 7,20 8,00 6,78 5,92 5,93 13,0
Тк1 , м 15,9 11,4 10,28 11,60 9,96 9,90 8,52 7,88 7,67 17,3
q, m/м 8300 4670 3680 2430 2330 2200 1910 1600 1600 8400
Н , м 210 255 207 144 146 140 136 120 120 230
h, м 2,0 2,6 1,03 1,03 0,96 0,95 0,97 0,99 0,91 2,5
хƒ , м -0,5 ±0 -0,2 -3,1 -1,0 +0,6 -0,2 -0,8 -0,2 -0,5
х1 , м +82 +61 +54 +50 +50 +50 +45 +40 +40 +82
z1 , м +12 +7,4 +8 +10 +5 +5 +5 +5 +4 +12
х2 , м -60 -35 -29 -57 -50 -45 -50 -40 -40 -60
z2 , м +12 +7 +8 +8 +5 +6 +6 +5 +4 +12

III . Снятие судна с мели при наличии крена в случае, когда внешняя кромка банки лежит позади миделя

 

Судно сидит на мели носовой частью и с креном на правый борт. Пробоин нет.

Исходные данные:

Д = 9220 m, = 115 м; Тн = 6,5 м; Тк = 7,1 м; θ = 0º; Тн1 = 5,2 м; Тк1 = 7,8 м;

θ1 = 5º пр/б; число тонн на 1 м изменения средней осадки q = 1600 m/м; продольная метацентрическая высота Н = 120 м; поперечная метацентрическая высота h = 0,9 м; координаты ц.m. выгружаемого груза из носового трюма х1=+40 м; из кормового трюма х2= -40 м; абсцисса ц.m. ватерлинии хƒ= -0,6 м.

Определить количество груза, которое необходимо снять из носового и кормового трюмов судна на мели, а также величину кренящего момента, который необходимо создать, чтобы судно оказалось на плаву.

Решение.

1. Определим величину дифферентующего момента на 1 м:

m = m/м

2. Определим среднюю осадку до и после посадки на мель:

Тср = м

Тср1 = м

3. Определим общее количество груза, подлежащего снятию с судна:

Р = ∆Д = q (Тср – Тср1) = 1600 (6,8 – 6,5) = 480 m

4. Определили абсциссу точки приложения равнодействующей сил реакции грунта:

хр = хƒ +

где ∆Тн = Тн - Тн1 = 6,5 – 5,2 = 1,3 м

∆Тк = Тк – Тк1 =7,1 – 7,8 = -0,7 м

хр = -0,6 + м

5. Определим количество груза, которое необходимо выгрузить из носового трюма:

Рн = Р m

6. Определим количество груза, которое необходимо выгрузить из кормового трюма:

Рк = Р – Рн = 480 – 477 = 3 m

Примечание: в случае отрицательной величины Рк это количество груза нужно погрузить в трюм.

7. Определим ординату точки точки приложения равнодействующей силы реакции грунта:

ур = м

Примечание: знак «-» при крене на правый борт, а знак «+» при крене на левый борт.

8. Определим значение кренящего момента, который необходимо создать, чтобы судно оказалось на плаву:

Мкр = -∆Д · ур = -480 · (-1,51) = +724,8 мм

 

Задачи

Исходные данные

Номер задачи

171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
Д, m 45840 33350 18560 17900 17400 12740 9860 9530 127200 110000
, м 195 165 140,1 140 134,5 130,3 113 115 235,85 235
Тн , м 10,5 9,74 9,50 8,90 8,85 7,80 7,12 6,90 15,9 13,8
Тк , м 10,9 9,74 9,86 8,96 9,45 7,90 7,20 7,10 16,1 14,2
Тн1 , м 8,8 7,62 6,10 7,20 8,00 6,78 5,92 5,93 13,0 11,2
Тк1 , м 11,4 10,28 11,60 9,96 9,90 8,52 7,88 7,67 17,3 15,9
θ1, град. 9º л/б 8º пр/б 10º пр/б 10º л/б 6º пр/б 10º л/б 5º л/б 8º пр/б 8º пр/б 5º л/б
q, m/м 4670 3680 2430 2330 2200 1910 1600 1600 8400 8300
Н , м 255 207 144 146 140 136 120 120 230 210
h, м 2,6 1,03 1,03 0,96 0,95 0,97 0,99 0,91 2,5 2,0
хƒ , м ±0 -0,2 -3,1 -1,0 +0,6 -0,2 -0,8 -0,2 -0,5 -0,5
х1 , м +61 +54 +50 +50 +50 +45 +40 +40 +82 +82
х2 , м -35 -29 -57 -50 -45 -50 -40 -40 -60 -60

IV . Снятие судна с мели дифферентованием в случае, когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин

 

Судно сидит на мели носовой частью. Пробоин нет. Имеется достаточный запас глубин под свободной частью киля. Силу присоса грунта не учитываем.

Исходные данные:

D =9220 m, =115 м, Тн =6,5 м, Т =6,8 м, Тк=7,1 м; Тн1=5,2 м, Т 1=6,5 м,

Тк1 = 7,8 м; число тонн на 1 м изменения средней осадки q = 1600 m/м; продольная метацентрическая высота Н = 120 м; абсцисса ц.m. перемещаемого груза х1 = +40 м; х2 = -40 м; абсцисса внешней кромки банки хА = +25 м.

Определить количество груза Р1, которое необходимо переместить по судну, чтобы оно оказалось на плаву.

Решение.

1. Определим дифферентующий момент на 1 м:

m = m/м

2. Определим количество груза, которое необходимо переместить по судну, чтобы оно оказалось на плаву:

Р1 =

где ∆Тн = Тн - Тн1 = 6,5 – 5,2 = 1,3 м

∆Тк = Тк – Тк1 =7,1 – 7,8 = -0,7 м

Р1 = = 406,5 m

3. Определим осадку носом после перемещения груза

Тн'' = Тн - м

4. Определим осадку кормой после перемещения груза

Тк'' = Тк + м


Задачи

Исходные данные

Номер задачи

181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
D, m 18560 17900 17400 12740 9860 9530 127200 110000 45840 33350
, м 140,1 140 134,5 130,3 113 115 235,85 235 195 165
Тн , м 9,50 8,90 8,85 7,80 7,12 6,90 15,90 13,80 10,50 9,74
Т , м 9,68 8,93 9,15 7,85 7,16 7,00 16,00 14,00 10,70 9,74
Тк , м 9,86 8,96 9,45 7,90 7,20 7,10 16,10 14,20 10,90 9,74
Тн1 , м 6,10 7,20 8,00 6,78 5,92 5,93 13,00 11,20 8,80 7,62
Т 1, м 8,85 8,58 8,95 7,65 6,90 6,80 15,15 13,55 10,10 8,95
Тк1 , м 11,60 9,96 9,90 8,52 7,88 7,67 17,30 15,90 11,40 10,28
q, m/м 2430 2330 2200 1910 1600 1600 8400 8300 4670 3680
Н , м 144 146 140 136 120 120 230 210 255 207
х1 , м +50 +50 +50 +45 +40 +40 +82 +82 +61 +54
х2 , м -57 -50 -45 -50 -40 -40 -60 -60 -35 -29
хА , м +35 +50 +45 +45 +30 +30 +50 +50 +30 +30

 

V . Снятие судна с мели с помощью выгрузки после предварительного перемещения части груза с носа в корму в случае, когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин

 

Судно сидит на мели носовой частью и с креном на правый борт. Пробоин нет. Имеется достаточный запас глубин под свободной частью киля. Силу присоса грунта не учитываем.

Исходные данные : D =9220 m, =115 м, Тн=6,5 м, Т =6,8 м, Тк=7,1 м;

Тн1= 5,2 м, Т 1 = 6,5 м, Тк1 = 7,8 м; число тонн на 1 м изменения средней осадки q = 1600 m/м; продольная метацентрическая высота Н = 120 м; количество перемещенного груза Р1 = 200 m; абсциссы перемещенного груза

х1 = +40 м; х2 = -40 м; абсцисса выгружаемого груза х = +40; абсцисса внешней кромки банки хА = +25 м, абсцисса ц.m. ватерлинии хƒ = -0,6 м.

Определить количество груза, которое необходимо снять с судна, чтобы оно оказалось на плаву.

Решение.

1.Определим дифферентующий момент на 1 м: m = m/м

2.Определим величину потерянного водоизмещения:

∆D = q (Тср – Тср1) = 1600 (6,8 – 6,5) = 480 m

3.Определим количество груза, которое необходимо снять с судна, чтобы оно оказалось на плаву, если 200 m перемещено с носа в корму:

 

Р =

 = m

где ∆Тн = Тн - Тн1 = 6,5 – 5,2 = 1,3 м ; ∆Тк = Тк – Тк1 =7,1 – 7,8 = -0,7м



Задачи

Исходные данные

Номер задачи

191 192 193 194 195 196 197 198 199 200
D, m 17900 17400 12740 9860 9530 127200 110000 45840 33350 18560
, м 140 134,5 130,3 113 115 235,85 235 195 165 140,1
Тн , м 8,90 8,85 7,80 7,12 6,90 15,90 13,80 10,50 9,74 9,50
Т , м 8,93 9,15 7,85 7,16 7,00 16,00 14,00 10,70 9,74 9,68
Тк , м 8,96 9,45 7,90 7,20 7,10 16,10 14,20 10,90 9,74 9,86
Тн1 , м 7,20 8,00 6,78 5,92 5,93 13,00 11,20 8,80 7,62 6,10
Т 1, м 8,58 8,95 7,65 6,90 6,80 15,15 13,55 10,10 8,95 8,85
Тк1 , м 9,96 9,90 8,52 7,88 7,67 17,30 15,90 11,40 10,28 11,60
q, m/м 2330 2200 1910 1600 1600 8400 8300 4670 3680 2430
Н , м 146 140 136 120 120 230 210 255 207 144
Р1 , m 400 200 200 250 200 3000 2500 1000 1000 800
х1 , х, м +50 +50 +45 +40 +40 +82 +82 +61 +54 +50
х2 , м -50 -45 -50 -40 -40 -60 -60 -35 -29 -57
хА , м +50 +45 +45 +30 +30 +50 +50 +30 +30 +35
хƒ , м -1,0 +0,6 -0,2 -0,8 -0,2 -0,5 -0,5 ±0 -0,2 -3,1

 

IV . Снятие судна с мели дифферентованием, если часть груза снята, и когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубины

 

Судно сидит на мели носовой частью. Пробоин нет. Силу присоса не учитываем. Под свободной частью киля имеется достаточный запас глубины.

Исходные данные:

D = 9220 m, =115 м, Тн =6,5 м, Т =6,8 м, Тк =7,1 м; Тн1 =5,2 м,Т 1=6,5 м, Тк1 = 7,8 м; число тонн на 1 м изменения средней осадки q = 1600 m/м; продольная метацентрическая высота Н = 120 м; количество снятого груза

Р = 200 m; абсцисса выгруженного груза х = +40 м; абсцисса перемещенного груза х1 = +40, х2 = -40 м; абсцисса внешней кромки банки хА = +25 м, абсцисса ц.m. ватерлинии хƒ = -0,6 м.

Определить количество груза, которое необходимо переместить с носа в корму, чтобы судно оказалось на плаву, если часть груза Р = 200 m груза.

Решение

1. Определим дифферентующий момент на 1 м:

m = m/м

2. Определим величину потерянного водоизмещения:

∆D = q (Тср – Тср1) = 1600 (6,8 – 6,5) = 480 m

3. Определим количество груза, которое необходимо переместить с носа в корму, чтобы судно оказалось на плаву:

Р1 =

где ∆Тн = Тн - Тн1 = 6,5 – 5,2 = 1,3 м; ∆Тк = Тк – Тк1 =7,1 – 7,8 = -0,7 м

Р1 = m

Задачи

Исходные данные

Номер задачи

201 202 203 204 205 206 207 208 209 210
D, m 17400 12740 9860 9530 127200 110000 45840 33350 18560 17900
, м 134,5 130,3 113 115 235,85 235 195 165 140,1 140
Тн , м 8,85 7,80 7,12 6,90 15,90 13,80 10,50 9,74 9,50 8,90
Т , м 9,15 7,85 7,16 7,00 16,00 14,00 10,70 9,74 9,68 8,93
Тк , м 9,45 7,90 7,20 7,10 16,10 14,20 10,90 9,74 9,86 8,96
Тн1 , м 8,00 6,78 5,92 5,93 13,00 11,20 8,80 7,62 6,10 7,20
Т 1, м 8,95 7,65 6,90 6,80 15,15 13,55 10,10 8,95 8,85 8,58
Тк1 , м 9,90 8,52 7,88 7,67 17,30 15,90 11,40 10,28 11,60 9,96
q, m/м 2200 1910 1600 1600 8400 8300 4670 3680 2430 2330
Н , м 140 136 120 120 230 210 255 207 144 146
Р , m 200 200 250 250 3000 2500 1000 1000 800 400
х , м +50 +45 +40 +40 +82 +82 +61 +54 +50 +50
х1 , м +50 +45 +40 +40 +82 +82 +61 +54 +50 +50
х2 , м -45 -50 -40 -40 -60 -60 -35 -29 -57 -50
хА , м +45 +45 +30 +30 +50 +50 +30 +30 +35 +50
хƒ , м +0,6 -0,2 -0,8 -0,2 -0,5 -0,5 ±0 -0,2 -3,1 -1,0

V . Снятие судна с мели при отсутствии запаса глубины под килем с учетом работы машины на задний ход

 

Судно сидит на мели носовой частью, грунт – глина с песком. Пробоин нет. Силу присоса грунта не учитываем.

Исходные данные:

D =9220 m, =115 м, Тн =6,5 м, Т = 6,8 м, Тк=7,1 м; Тн1=5,2 м, Т 1=6,5 м,

Тк1 = 7,8 м; число тонн на 1 м изменения средней осадки q = 1600 m/м; коэффициент трения стального корпуса судна о грунт ƒ = 0,32; упор винта заднего хода Рз.х.=384,6 кН; ц.m. выгружаемого груза из носового трюма х1= +40 м, из кормового трюма х2 = -40 м, абсцисса ц.m. ватерлинии хƒ = -0,6 м; продольная метацентрическая высота Н = 120 м.

Определить количество груза, которое необходимо выгрузить из носового и кормового трюмов, чтобы судно могло сняться с мели самостоятельно, работая машиной на задний ход.

Решение.

1. Определим дифферентующий момент на 1 м:

m = m/м

2. Определим общее количество груза, подлежащего снятию:

Р = ∆D = q (Тср – Тср1) = 1600 (6,8 – 6,5) = 480 m

3. Определим абсциссу точки приложения равнодействующей сил реакции грунта:

хр = хƒ +

где ∆Тн = Тн - Тн1 = 6,5 – 5,2 = 1,3 м

∆Тк = Тк – Тк1 =7,1 – 7,8 = -0,7 м

хр = -0,6 + м

4. Определим усилие, необходимое для снятия судна с мели:

F = g ƒ · ∆D = 9,81 · 0,32 · 480 = 1506,8 кН

5. Определим усилие, необходимое для снятия судна с мели с учетом работы винта на задний ход:

F1 = F – Рз.х. = 1506,8 – 384,6 = 1122,2 кН

6. Определим массу груза, подлежащего снятию с судна, чтобы можно было сняться с мели работой машины на задний ход

Р = m

7. Определим количество груза, которое необходимо выгрузить из носового трюма:

Рн = Р m

8. Определим количесво груза, которое необходимо выгрузить из кормового трюма: Рк = Р – Рн = 357,5 – 355,3 = 2,2 m

Задачи

Исходные данные

Номер задачи

211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
D, m 12740 9860 9530 127200 110000 45840 33350 18560 17900 17400
, м 130,3 113 115 235,85 235 195 165 140,1 140 134,5
Тн , м 7,80 7,12 6,90 15,90 13,80 10,50 9,74 9,50 8,90 8,85
Т , м 7,85 7,16 7,00 16,00 14,00 10,70 9,74 9,68 8,93 9,15
Тк , м 7,90 7,20 7,10 16,10 14,20 10,90 9,74 9,86 8,96 9,45
Тн1 , м 6,78 5,92 5,93 13,00 11,20 8,80 7,62 6,10 7,20 8,00
Т, 1, м 7,65 6,90 6,80 15,15 13,55 10,10 8,95 8,85 8,58 8,95
Тк1 , м 8,52 7,88 7,67 17,30 15,90 11,40 10,28 11,60 9,96 9,90
q, m/м 1910 1600 1600 8400 8300 4670 3680 2430 2330 2200
Н, м 136 120 120 230 210 255 207 144 146 140
ƒ 0,30 0,38 0,32 0,22 0,42 0,30 0,38 0,32 0,22 0,42
Рз.х., кН 425,9 350,6 318,8 1343,3 1343,3 991,2 618,8 600,0 452,3 570,5
хƒ , м -0,2 -0,8 -0,2 -0,5 -0,5 ±0 -0,2 -3,1 -1,0 +0,6
х1 , м +45 +40 +40 +82 +82 +61 +54 +50 +50 +50
х2 , м -50 -40 -40 -60 -60 -35 -29 -57 -50 -45

 

VI . Определение начальной скорости буксировщика при снятии с мели способом рывка

Исходные данные:

D = 600 m; скорость полного хода Vо = 6,2 м/с; длина буксирного троса

т = 350 м; разрывное усилие троса Рразр. = 1373,4 кН; площадь сечения троса

Sт = 12,7 10-4 м2; модуль упругости стального троса Е = 8 107 кН/м2.

Определить начальную скорость буксировщика при снятии судна с мели способом рывка.

Решение.

1. Определим предельно допустимую нагрузку буксирного троса

Р = кН

2. Определим начальную скорость буксировщика

V =  



Задачи

Исходные данные

Номер задачи

221 222 223 224 225 226 227 228 229 230
D, m 18560 17900 17400 12740 9860 9530 6739 5628 4050 1620
Vo, м/с 9,2 8,1 8,1 7,4 7,45 7,6 6,7 7,0 9,6 6,94
т, м 440 420 420 400 380 380 350 350 800 700
Рразр.,кН 1025 886 886 764,7 764,7 612,1 457,1 457,1 2982 1765,8
Sт х 10-4 м2 7,48 6,47 6,47 6,84 5,64 4,58 4,58 4,58 19,0 12,9

Рекомендованная литература:

 

1.Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений. Н.А. Кубачев, С.С. Кургузов, М.М. Данилюк, В.П. Махин. – М. Транспорт, 1984, стр. 109 - 121.

2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 3-е издание. – М. Транспорт, 1983, стр. 491 – 509.

3.Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 2-е издание. – М. Транспорт, 1975, стр. 491 – 516.

8. Управление судном. Под общей редакцией В.И. Снопкова, – М. Транспорт, 1991, стр. 115- 132.


Приложение 1

 

Номограмма NPL


 

 


 

 

 

 

Диаграмма А.И. Богданова для оценки параметров неблагоприятных попутных волн


 








Дата: 2019-04-23, просмотров: 153.