1. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 3-е издание. – М. Транспорт, 1983, стр. 396 – 403.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 2-е издание. – М. Транспорт, 1975, стр. 407 – 414.
3. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений. Н.А. Кубачев, С.С. Кургузов, М.М. Данилюк, В.П. Махин. – М. Транспорт, 1984, стр. 68 - 76.
4. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98). Одесса, 1998, стр. 95 – 100.
Тема: “Буксировка судов”
І. Расчет однородной буксирной линии
Пример решения
Дано: длина буксирного троса ℓб = 300 м, вес одного погонного метра троса в воздухе q = 92 Н, горизонтальная составляющая натяжения троса
То = 80 кН.
Определить:
1)расстояние между судами АВ = 2х;
2)стрелку провеса буксира ƒ;
3)длину буксирного троса, необходимого для прохода пролива с допустимой стрелкой провеса буксира ƒдоп = 8 м.
Решение
1. Вес одного погонного метра троса в воде q1 = q·0,87 = 92 0,87 = 80 Н.
2. Параметр буксирной линии а = .
3. Определим х – половину длины между судами
,
где ℓ - длина участка буксирного троса от вершины буксирной линии до буксирующего или буксируемого судна.
= 0,14944
х = 0,14944 = 0,14944 1000 = 149,44 м
4. Расстояние между судами АВ = 2 х = 2 149,44 = 298,88 м м
5. Определим - 1 = - 1 = 1,01119 – 1 = 0,01119
6. Определим стрелку провеса буксира ƒ=0,01119 = 0,01119 1000=11,2 м
7. Длина буксирного троса с допустимой стрелкой провеса ƒдоп = 8 м
Из формулы
- 1
= = = 126,74 м ≈ 127 м
Задачи
Исходные данные |
Номер задачи
I І. Расчет неоднородной симметричной буксирной линии
Пример решения
Дано: симметричная буксирная линия состоит из 2-х участков троса АС и DВ длиной ℓт = 180 м каждый и участка цепи СD длиной 50 м (2ℓц). Вес одного погонного метра троса в воздухе qmp = 92 Н, цепи qц = 687 Н. Горизонтальная составляющая натяжения буксира То=100 кН.
Определить:
1)расстояние между судами АВ;
2)стрелку провеса ƒЕ.
Решение:
1. Вес одного погонного метра троса и цепи в воде
q'mp = 0,87 92 = 80 Н q'ц = 0,87 687 = 598 Н
2. Параметры буксирной линии тросового и цепного участков буксира
mp = ц =
3. Достроим буксирную линию ВD до вершины М
,
где ℓц – длина половины цепного участка буксира
4. Для участка цепи ℓц = 25 м определим
= 0,14915
х1D = 0,14915 = 0,14915 167 = 24,91 м
- 1 = - 1 = 0,01114
ƒ'E = 0,01114 = 0,01114 167 = 1,86 м
5. Для участка ВМ определим ℓ = ℓт + ℓƒ = 180 + 187 = 367 м
= 0,28953
х2В = 0,28953 = 0,28953 1250 = 361,93 м
- 1 = - 1 = 0,04221
ƒм = 0,04221 = 0,04221·1250 = 52,76 м
6. Для участка МД = ℓƒ = 187 м определим
= 0,14905
х2D = 0,14905 = 0,14905 1250 = 186,31 м
- 1 = - 1 = 0,01113
ƒ'м = 0,01113 · = 0,01113 1250 = 13,91 м
7. Расстояние между судами
АВ = 2 (х2В – (х2D - х1D)) = 2 (361,93 – (186,31 – 24,91)) = 401,06 м
8. Стрелка прогиба
ƒE = ƒм – (ƒ'м - ƒ'E) = 52,76 – (13,91 – 1,86) = 40,71 м м
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | |||||||||
111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | |
ℓm, м | 150 | 150 | 200 | 200 | 200 | 300 | 300 | 250 | 250 | 200 |
ℓц, м | 25 | 100 | 25 | 50 | 100 | 50 | 100 | 50 | 100 | 150 |
qm, Н/м | 92 | 76 | 92 | 76 | 104 | 92 | 104 | 104 | 92 | 76 |
qц, Н/м | 687 | 687 | 853 | 853 | 853 | 687 | 687 | 853 | 853 | 687 |
То, кН | 50 | 200 | 120 | 400 | 100 | 100 | 250 | 450 | 450 | 600 |
I ІІ. Расчет неоднородной несимметричной буксирной линии
Пример решения
Дано: несимметричная буксирная линия, состоящая из участка троса АD ℓm = 400 м и участка цепи DВ ℓц = 50 м. Вес одного погонного метра троса в воздухе qm = 92 Н, цепи qц = 687 Н. Горизонтальная составляющая натяжения буксира То = 49 кН.
Определить:
1)положение вершины буксирной линии DЕ = ℓх;
2)проверить решение, вычислив провес буксирной линии в ее вершине по однородной ƒ1 и неоднородной ƒ2 ее части;
3)определить расстояние между судами АВ.
Решение
1. Вес одного погонного метра троса и цепи в воде
q'm = 0,87 · 92 = 80 Н q'ц = 0,87 687 = 598 Н
2. Параметры буксирной линии тросового и цепного участков
m = ц =
3. Из прилагаемой таблицы для поправочного коэффициента α
ц / ℓц | α | ц / ℓц | α | ц / ℓц | α |
0,00 | 1,000 | 1,00 | 0,368 | 2,00 | 0,135 |
0,05 | 0,951 | 1,05 | 0,350 | 2,10 | 0,122 |
0,10 | 0,905 | 1,10 | 0,333 | 2,20 | 0,111 |
0,15 | 0,861 | 1,15 | 0,317 | 2,30 | 0,100 |
0,20 | 0,819 | 1,20 | 0,301 | 2,40 | 0,091 |
0,25 | 0,779 | 1,25 | 0,286 | 2,50 | 0,082 |
0,30 | 0,741 | 1,30 | 0,272 | 2,60 | 0,074 |
0,35 | 0,705 | 1,35 | 0,259 | 2,70 | 0,067 |
0,40 | 0,670 | 1,40 | 0,247 | 2,80 | 0,061 |
0,45 | 0,638 | 1,45 | 0,235 | 2,90 | 0,055 |
0,50 | 0,606 | 1,50 | 0,223 | 3,00 | 0,050 |
ц / ℓц | α | ц / ℓц | α | ц / ℓц | α |
0,55 | 0,577 | 1,55 | 0,212 | 3,10 | 0,045 |
0,60 | 0,549 | 1,60 | 0,202 | 3,20 | 0,041 |
0,65 | 0,522 | 1,65 | 0,192 | 3,30 | 0,037 |
0,70 | 0,497 | 1,70 | 0,183 | 3,40 | 0,033 |
0,75 | 0,472 | 1,75 | 0,174 | 3,50 | 0,030 |
0,80 | 0,449 | 1,80 | 0,165 | 3,60 | 0,027 |
0,85 | 0,427 | 1,85 | 0,157 | 3,70 | 0,025 |
0,90 | 0,407 | 1,90 | 0,150 | 3,80 | 0,022 |
0,95 | 0, 387 | 1,95 | 0,142 | 3,90 | 0,020 |
4,00 | 0,018 |
по значению найдем α = 0,194.
4. Длина участка троса DЕ от точки соединения троса с цепью до вершины буксирной линии
DЕ = ℓх = = = 160,5м
5. Для однородного тросового участка буксирной линии АЕ
ℓ = ℓm - ℓх = 400 – 160,5 = 239,5 м
- 1 = - 1 = 0,07385
ƒ1 = 0,07385 612 = 45,2 м
6. Для неоднородного участка цепи ВDЕ длина фиктивного участка цепи
MD = ℓф = ℓх
7. Для участка DЕ = ℓх = 160,5 м
- 1 = - 1 = 0,03382
ƒDE = 0,03382 612 = 20,7 м
8. Для участка ВМ = ℓц + ℓф = 50 + 21,47 = 71,47 м
- 1 = - 1 = 0,32652
ƒВМ = 0,32652 82 = 26,77 м
9. Для фиктивного участка цепи DМ = ℓф = 21,47 м
- 1 = - 1 = 0,03371
ƒDМ = 0,03371 · 82 = 2,76 м
10. Провес буксира по неоднородной его части
ƒ2 = ƒDE + ƒВМ - ƒDМ = 20,7 + 26,77– 2,76 = 44,71 м
При ц / ℓц < 4,0 α принимаем равным нулю
Положение вершины найдено правильно, так как ƒ1 = 45,2 м и ƒ2 = 44,71 м практически совпадают.
11. Для участка АЕ = ℓm - ℓх = 400 – 160,5 = 239,5 м
х1А = 0,38198 612 = 233,77 м
12. Для участка DЕ = ℓх = 160,5 м
х1D = 0,25934 612 = 158,72 м
13. Для участка ВМ = ℓц + ℓф = 50 + 21,47 = 71,47 м
х2В = 0,7876 82 = 64,58 м
14. Для фиктивного участка цепи DМ = ℓф = 21,47 м
х2D = 0,25893 82 = 21,23 м
15. Расстояние между оконечностями судов
АВ = х1А + х1D + х2В – х2D = 233,77+158,72 + 64,58 – 21,23 = 435,84 м 436м
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | |||||||||
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | |
ℓm, м | 400 | 400 | 400 | 200 | 400 | 400 | 200 | 250 | 300 | 300 |
qm, Н/м | 92 | 92 | 92 | 92 | 76 | 104 | 92 | 76 | 104 | 104 |
ℓц, м | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 75 | 60 | 50 | 100 | 100 |
qц, Н/м | 687 | 687 | 687 | 687 | 853 | 687 | 687 | 853 | 687 | 687 |
То, кН | 137 | 245 | 20 | 441 | 93 | 98 | 147 | 245 | 137 | 589 |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 169.