Откуда появились глаголы-исключения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуй, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!

 

Наречия

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям принимать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание- в суффикс. Зато из одного существительного получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху, сверх, сверху и даже верхом – очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –о. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом – о наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять- вдогонку, из обнимать – в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

 

Предлоги

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными и те очень обиделись на задир.

Когда с Предлогами рядом ставили Существительные и Местоимения, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог- это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

 

Три Точки…

Сошлись три Точки, разговорились.

-Как жизнь? Что нового?

-Да все то же.

-Приятного мало…

У Точки, известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению нечего добавить. А ведь как хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

-А что если нам всем попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроем…

-И правда, попробуем?

-Только бы найти подходящее предложение.

Точки насторожились и стали зорко следить за текстом. Это законченное предложение, это законченное. Вот!..

Точки бросились в незаконченное предложение и, как ни в чем не бывало, встали за последним словом.

Очередное слово, которое уже было готово сорваться в пера, чтобы занять свое место в предложении, вдруг заметило Точку.

-Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.

-Нет, стояла.

-Вы не могли здесь стоять.

-Успокойтесь, пожалуйста, - вмешалась в разговор вторая Точка. – Она стоит лично за мной, а вас я что-то не видела.

-Но вы здесь тоже не стояли, - возмутилось Слово, болтаясь на кончике пера.

-Она не стояла? – изумилась третья Точка.- Придите в себя. Она стоит за мной!

Слово видит, что точками этим не будет конца, и начинает злиться…

А точки стоят и посмеиваются. Три Точки – это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат…

Черточка

Маленькая черточка знала свое дело. Она с большим искусством разделяла самые сложные слова, присоединяя нераспространенные предложения, даже принимая участие в образовании некоторых частей речи. Чего только не перенесла Черточка на своем веку – и ни разу не нарушила правила переноса.

Но вот бывает же так: хороший работник долго оставался на своем месте и никуда не продвигался по службе.

Но вдруг Черточку вызвали и сказали:

-Думаем повысить вас по службе и перевести на место Тире. Там больше простора, сможете развернуться…

-Но я не справлюсь, - замялась Черточка.

-Ничего, справитесь. В случае чего – поможем.

И поставили Черточку на месте Тире- между двумя дополнениями. А Дополнения эти как раз противопоставляли себя друг другу и поэтому держались на некотором расстоянии. Пока между ними стояло Тире, это им удавалось, но когда появилась Черточка, она первым делом постаралась их сблизить. Что тут началось…

-Отодвиньтесь!- кричало первое Дополнение своему соседу.- Между нами ничего общего не может быть!

-Сами отодвиньтесь!- парировало второе Дополнение.- Я вас и видеть не желаю.

-Остановитесь, остановитесь!- умоляла их Черточка.

-Не нужно ссориться.

Но ее прижали, и больше она ничего не могла сказать. А Дополнения так разошлись, что на них обратило внимание само Сказуемое, у которого они находились в непосредственном подчинении.

-Прекратите безобразничать!- прикрикнуло на них Сказуемое. – Что тут между вами происходит?

Дополнения сразу притихли. Они понимали, что со Сказуемым шутить нельзя.

-Между нами… - запнулось первое Дополнение.

-Между нами какая-то Черточка, а должно быть Тире, - чуть слышно произнесло второе Дополнение.

Только теперь Сказуемое заметило Черточку:

-Как вы сюда попали?

-Я здесь работаю. Меня сюда перевели, чтобы я развернулась…

-Вы не можете здесь развернуться,- объясняло Сказуемое.- У вас для этого нет данных.

-У меня-то нет данных?! Посмотрели бы вы, как я слова соединяла!

-Не знаю, что вы там соединяли, - сказало Сказуемое, которому уже начинал надоедать этот разговор, - но здесь вы не на месте. Это явная ошибка.

-Вы так считаете? Что ж, можете оставаться при своем мнении. Но учтите: я отсюда никуда не уйду.

Шумит Черточка, скандалит, не поймет, что с ней произошло.

Такая была скромная Черточка, такая воспитанная, и с работой справлялась хорошо, а вот повысили её в должности, поставили не на своё место…

 

 

Подлежащее и сказуемое.

В одном королевстве, которое называлось «Предложение» жили- были король и королева. Жили они дружно, всегда помогали друг другу, и никто никогда не пытался командовать друг другом. Король всегда указывал на того, о ком шла речь в предложении. А королева говорила о том, что делает этот кто-то. Когда они сидели на троне, король сидел на одной подушке, а королева на двух.

      

_______         _______                   

                        ______

 Подлежащее и сказуемое.

 « В одном замке жили две принцессы. Они были родными сестрами. Но одна из них родилась на 8 минут раньше другой. Эти девочку были очень любопытными. Одна из них всегда спрашивала: «Это кто? Это что?»

А вторая беспрестанно задавала вопросы: «Что делает? Что сделает?» Родители одинаково горячо любили своих дочерей. Младшая дочь была ниже старшей и это ей совсем не нравилось, поэтому, когда девочки садились за стол обедать она клала на стул своей старшей сестре одну подушку, а себе две.»

 

           

_______         _______                   

                        ______

-О каких принцессах идет речь в этой сказке?

-По каким признакам определили?

-А что вы знаете о подлежащем и сказуемом?

 

 

Литература

1. Т. А. Кульгильдинова Т. А. Занимательная грамматика.- Алматы «Атамұра», 1998.

2. В. К. Павленко, М. Ф. Кожушко «Занимательная азбука».- Алматы «Атамұра», 1998.

3. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке». – Ленинград. «Просвещение», 1990.

4. В. Волина. – «Русский язык. Учимся играя».- Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО», 1996.

5. И. Г. Сухин. Занимательные материалы по развитию речи и по русскому языку.- ВАКО, Москва, 2004.

6. Л.В. Трубайчук. Нестандартные формы и приемы обучения на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Челябинск, Глав УНО, 1993.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 148.