Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуй, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!
Наречия
Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям принимать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание- в суффикс. Зато из одного существительного получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху, сверх, сверху и даже верхом – очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –о. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом – о наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять- вдогонку, из обнимать – в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Предлоги
Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными и те очень обиделись на задир.
Когда с Предлогами рядом ставили Существительные и Местоимения, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог- это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
Три Точки…
Сошлись три Точки, разговорились.
-Как жизнь? Что нового?
-Да все то же.
-Приятного мало…
У Точки, известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению нечего добавить. А ведь как хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.
-А что если нам всем попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроем…
-И правда, попробуем?
-Только бы найти подходящее предложение.
Точки насторожились и стали зорко следить за текстом. Это законченное предложение, это законченное. Вот!..
Точки бросились в незаконченное предложение и, как ни в чем не бывало, встали за последним словом.
Очередное слово, которое уже было готово сорваться в пера, чтобы занять свое место в предложении, вдруг заметило Точку.
-Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.
-Нет, стояла.
-Вы не могли здесь стоять.
-Успокойтесь, пожалуйста, - вмешалась в разговор вторая Точка. – Она стоит лично за мной, а вас я что-то не видела.
-Но вы здесь тоже не стояли, - возмутилось Слово, болтаясь на кончике пера.
-Она не стояла? – изумилась третья Точка.- Придите в себя. Она стоит за мной!
Слово видит, что точками этим не будет конца, и начинает злиться…
А точки стоят и посмеиваются. Три Точки – это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат…
Черточка
Маленькая черточка знала свое дело. Она с большим искусством разделяла самые сложные слова, присоединяя нераспространенные предложения, даже принимая участие в образовании некоторых частей речи. Чего только не перенесла Черточка на своем веку – и ни разу не нарушила правила переноса.
Но вот бывает же так: хороший работник долго оставался на своем месте и никуда не продвигался по службе.
Но вдруг Черточку вызвали и сказали:
-Думаем повысить вас по службе и перевести на место Тире. Там больше простора, сможете развернуться…
-Но я не справлюсь, - замялась Черточка.
-Ничего, справитесь. В случае чего – поможем.
И поставили Черточку на месте Тире- между двумя дополнениями. А Дополнения эти как раз противопоставляли себя друг другу и поэтому держались на некотором расстоянии. Пока между ними стояло Тире, это им удавалось, но когда появилась Черточка, она первым делом постаралась их сблизить. Что тут началось…
-Отодвиньтесь!- кричало первое Дополнение своему соседу.- Между нами ничего общего не может быть!
-Сами отодвиньтесь!- парировало второе Дополнение.- Я вас и видеть не желаю.
-Остановитесь, остановитесь!- умоляла их Черточка.
-Не нужно ссориться.
Но ее прижали, и больше она ничего не могла сказать. А Дополнения так разошлись, что на них обратило внимание само Сказуемое, у которого они находились в непосредственном подчинении.
-Прекратите безобразничать!- прикрикнуло на них Сказуемое. – Что тут между вами происходит?
Дополнения сразу притихли. Они понимали, что со Сказуемым шутить нельзя.
-Между нами… - запнулось первое Дополнение.
-Между нами какая-то Черточка, а должно быть Тире, - чуть слышно произнесло второе Дополнение.
Только теперь Сказуемое заметило Черточку:
-Как вы сюда попали?
-Я здесь работаю. Меня сюда перевели, чтобы я развернулась…
-Вы не можете здесь развернуться,- объясняло Сказуемое.- У вас для этого нет данных.
-У меня-то нет данных?! Посмотрели бы вы, как я слова соединяла!
-Не знаю, что вы там соединяли, - сказало Сказуемое, которому уже начинал надоедать этот разговор, - но здесь вы не на месте. Это явная ошибка.
-Вы так считаете? Что ж, можете оставаться при своем мнении. Но учтите: я отсюда никуда не уйду.
Шумит Черточка, скандалит, не поймет, что с ней произошло.
Такая была скромная Черточка, такая воспитанная, и с работой справлялась хорошо, а вот повысили её в должности, поставили не на своё место…
Подлежащее и сказуемое.
В одном королевстве, которое называлось «Предложение» жили- были король и королева. Жили они дружно, всегда помогали друг другу, и никто никогда не пытался командовать друг другом. Король всегда указывал на того, о ком шла речь в предложении. А королева говорила о том, что делает этот кто-то. Когда они сидели на троне, король сидел на одной подушке, а королева на двух.
_______ _______
______
Подлежащее и сказуемое.
« В одном замке жили две принцессы. Они были родными сестрами. Но одна из них родилась на 8 минут раньше другой. Эти девочку были очень любопытными. Одна из них всегда спрашивала: «Это кто? Это что?»
А вторая беспрестанно задавала вопросы: «Что делает? Что сделает?» Родители одинаково горячо любили своих дочерей. Младшая дочь была ниже старшей и это ей совсем не нравилось, поэтому, когда девочки садились за стол обедать она клала на стул своей старшей сестре одну подушку, а себе две.»
_______ _______
______
-О каких принцессах идет речь в этой сказке?
-По каким признакам определили?
-А что вы знаете о подлежащем и сказуемом?
Литература
1. Т. А. Кульгильдинова Т. А. Занимательная грамматика.- Алматы «Атамұра», 1998.
2. В. К. Павленко, М. Ф. Кожушко «Занимательная азбука».- Алматы «Атамұра», 1998.
3. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке». – Ленинград. «Просвещение», 1990.
4. В. Волина. – «Русский язык. Учимся играя».- Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО», 1996.
5. И. Г. Сухин. Занимательные материалы по развитию речи и по русскому языку.- ВАКО, Москва, 2004.
6. Л.В. Трубайчук. Нестандартные формы и приемы обучения на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Челябинск, Глав УНО, 1993.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 148.