Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха –никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак – все плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова.- Призовем-ка мы на помощь Морфологию!»
-Кто из вас обозначает предмет?- спросила Морфология у слов.
-Мы обозначаем предмет,- ответили одни.
-А какие формы у вас есть?
-Род, число, падеж.
-А что вы умеете делать?
-Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
-Становитесь под знамя «Имя существительное»!- приказала Морфология.
-А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым!- отрапортовали другие слова.
-Становитесь под знамя «Глагол»!- ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.
Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит она в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой- мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от нее, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.
Части речи. Предлоги.
В большой стране Слов жили-были разные слова. Одни из них называли предметы. Это были самые уважаемые жители страны. Их называли Имена … (существительные). Проснутся утром имена существительные, посмотрят вокруг себя и сразу начинают перечислять предметы: …(окно, солнце, трава, дерево и др.). Рядом с ними всегда жили слова, которые называли признаки предмета. «Ах,- говорили они, какая сегодня… (хорошая) погода, какое… (яркое) солнце, какой …(прекрасный) день!» Это, конечно, были Имена … (прилагательные). Рядом жили и слова, которые называли действия предметов. Это были … (глаголы). Они отвечали на вопросы… (что делать? что сделать?)
В стране жили и самые маленькие слова. Они ничего не называли. И очень загрустили, пригорюнились. Что же нам делать? Нужны ли мы в этой стране? Ведь мы не называем предметы, признаки, действия? «Как не нужны, - вскричали имена существительные! Ведь мы только с вами большая дружная семья! Вы служите для того, чтобы связать нас в предложения!»
Сказка об Имени существительном.
Дошли до королевы Морфологии слухи о том, что господа Имена существительные мужского, среднего и женского рода хотят объединить свои рода. Только не могут решить, какому роду отдать предпочтение.
-Пусть все слова-предметы будут моего рода,- заговорил господин Имя существительное мужского рода. Всё равно все школьники приписывают мне слова-предметы и женского, и среднего рода.
-Нет, уж, - возразила госпожа Имя существительное женского рода. Мне давно ученики 2 класса приписывают слова плащ, меч, мяч, дописывая после шипящих ь.
-Не бывать этому!- решила госпожа Морфология. Приставлю- ка я к словам-предметам местоимения: мой, моя, моё. Пусть заботятся о чистоте всех трёх родов Имени существительного.
Друзья спешат на помощь
Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, - а Существительное лежит и стонет.
- Что с тобой? – спрашивают друзья.
- Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
- Да, - задумались Прилагательное и Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
- Ну что вы! – возмутилось Существительное. – Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.
- Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?
Вздохнуло Существительное:
- Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если окончание –я – женский род, - о (или –е) – средний, нет окончания – мужской.
- И ничего не решают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончания –а. Значит, это существительные женского рода?
Тут существительное потеряло терпение:
- Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли – в роли Подлежащего – стою в именительном падеже.
Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.
- Послушай! – воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). – Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».
Дата: 2019-04-23, просмотров: 168.