Как Морфология порядок навела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха –никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак – все плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова.- Призовем-ка мы на помощь Морфологию!»

-Кто из вас обозначает предмет?- спросила Морфология у слов.

-Мы обозначаем предмет,- ответили одни.

-А какие формы у вас есть?

-Род, число, падеж.

-А что вы умеете делать?

-Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

-Становитесь под знамя «Имя существительное»!- приказала Морфология.

-А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым!- отрапортовали другие слова.

-Становитесь под знамя «Глагол»!- ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.

Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит она в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой- мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от нее, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

Части речи. Предлоги.

В большой стране Слов жили-были разные слова. Одни из них называли предметы. Это были самые уважаемые жители страны. Их называли Имена … (существительные). Проснутся утром имена существительные, посмотрят вокруг себя и сразу начинают перечислять предметы: …(окно, солнце, трава, дерево и др.). Рядом с ними всегда жили слова, которые называли признаки предмета. «Ах,- говорили они, какая сегодня… (хорошая) погода, какое… (яркое) солнце, какой …(прекрасный) день!» Это, конечно, были Имена … (прилагательные). Рядом жили и слова, которые называли действия предметов. Это были … (глаголы). Они отвечали на вопросы… (что делать? что сделать?)

В стране жили и самые маленькие слова. Они ничего не называли. И очень загрустили, пригорюнились. Что же нам делать? Нужны ли мы в этой стране? Ведь мы не называем предметы, признаки, действия? «Как не нужны, - вскричали имена существительные! Ведь мы только с вами большая дружная семья! Вы служите для того, чтобы связать нас в предложения!»

 

 

Сказка об Имени существительном.

Дошли до королевы Морфологии слухи о том, что господа Имена существительные мужского, среднего и женского рода хотят объединить свои рода. Только не могут решить, какому роду отдать предпочтение.

-Пусть все слова-предметы будут моего рода,- заговорил господин Имя существительное мужского рода. Всё равно все школьники приписывают мне слова-предметы и женского, и среднего рода.

-Нет, уж, - возразила госпожа Имя существительное женского рода. Мне давно ученики 2 класса приписывают слова плащ, меч, мяч, дописывая после шипящих ь.

-Не бывать этому!- решила госпожа Морфология. Приставлю- ка я к словам-предметам местоимения: мой, моя, моё. Пусть заботятся о чистоте всех трёх родов Имени существительного.

Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, - а Существительное лежит и стонет.

- Что с тобой? – спрашивают друзья.

- Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

- Да, - задумались Прилагательное и Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

- Ну что вы! – возмутилось Существительное. – Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.

- Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное:

- Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если окончание –я – женский род, - о (или –е) – средний, нет окончания – мужской.

- И ничего не решают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончания –а. Значит, это существительные женского рода?

Тут существительное потеряло терпение:

- Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли – в роли Подлежащего – стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

- Послушай! – воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). – Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 168.