Начиная с 1991 года, совпавшего с получением независимости пятью центрально-азиатскими республиками, началось возрождение интересов, связанных с Шелковым путем, в области культурных обменов, торговли и туризма. Воодушевленная подобным развитием событий, на своей Генеральной ассамблее, прошедшей в 1993 году в Индонезии, ВТО постановила разработать долгосрочный проект по продвижению специальной туристской концепции Шелкового пути. Исторической вехой стало принятие в 1994 году девятнадцатью странами-участницами Проекта Самаркандской декларации по Шелковому пути, инициаторами которой стали Президент Узбекистана и Генеральный секретарь ВТО. Был создан специальный логотип проекта ВТО "Шелковый путь", нацеленный на объединение всех стран, организаций и частных предприятий под единым изобразительным символом.
С тех пор был предпринят ряд основополагающих инициатив, ознаменовавших продвижение и развитие проекта "Шелковый путь". В первую очередь было необходимо разграничить страны-участницы согласно степени их вовлечения в проект. Таким образом, было выявлено три концентрических круга: в первый круг вошли территории Туркестана, который к тому времени только начал открывать свои границы для туризма.
Основные усилия ВТО в отношении этой группы стран направлены на их подготовку к прогнозируемому росту туризма посредством разработки для них планов действий, профессиональной подготовки, разработки законодательства, облегчения визовых формальностей и обеспечения статистических данных. Во второй круг вошли страны, которые уже открыли достопримечательности Шелкового пути для посещения и приобрели определенный опыт в области данного туристского продукта. К таким странам относятся Китай, Пакистан, Исламская Республика Иран и Турция. Усилия ВТО в области этого круга стран нацелены на наращивание уже проводимых мероприятий по развитию и продвижению туризма. Третий круг охватил такие конечные пункты Шелкового пути, как Япония, Корейский полуостров, страны АСЕАН, арабские страны и Европу. Учитывая, что эти регионы являются основными рынками для туризма на Шелковом пути, задача ВТО состоит в повышении информированности о данном Проекте.
После того как был проведено это географическое деление, следующим логическим шагом стала разработка подробной и гармоничной маркетинговой стратегии для стран Шелкового пути. Проект "Шелковый путь" представляет собой межконтинентальную концепцию, которая нуждается в сотрудничестве и участии за пределами границ отдельно взятых стран. Для преобразования этих потенциальных ресурсов в комплексный туристский продукт необходимо активное участие различных секторов туристской индустрии, включая гостиничный бизнес, турагентства и туроператоров, а также представителей национальных властей. В этой связи, в 1996 году ВТО предложила маркетинговый план, который был единодушно поддержан странами-участницами на форуме, прошедшем в июне 1996 года в Китае. В этом форуме, прошедшем в г. Шиань, приняли участие около 110 сотрудников сферы туризма, туроператоры, хотельеры, преподаватели и журналисты из 25 стран, а также представители ЮНЕСКО и ПРООН. ВТО впервые оказала содействие странам Шелкового пути в установлении новых существенных бизнес-связей с туроператорами из основных направляющих рынков.
Воодушевленная успехом Шианьского форума, ВТО, в сотрудничестве с ЮНЕСКО и Азиатско-тихоокеанским центром APTEC, организовала Второй форум по туризму на Шелковом пути, который состоялся в январе 1997 г. в историческом городе Нара (Япония). На форум собрались ведущие сотрудники в области туризма из 19 стран; на заседании на основе принципов общей рекламно-маркетинговой стратегии, разработанной на Форуме в г. Шиань, обсуждались вопросы унификации продвижения туризма в странах Шелкового пути. Презентации стран на Форуме заложили основу для подготовки ВТО подробного перечня всех туристских ресурсов стран Шелкового пути, включая достопримечательности, туристские объекты, объекты размещения, транспорт и информационные центры. Основным итогом Форума в Наре стала публикация красочной брошюры о туристских продуктах Шелкового пути, средства на издание которой были выделены Правительством Японии. Данная брошюра активно используется странами Шелкового пути в качестве эффективного маркетингового инструмента.
Второе международное заседание по Шелковому пути прошло в апреле 1997 года в Тегеране. Это заседание также было проведено при поддержке ЮНЕСКО, и в нем приняли участие представители национальных туристских администраций, международных организаций, туроператоры и журналисты из 27 стран, объединенные единой целью возрождения легендарного Шелкового пути посредством туризма. Первоочередными задачами заседания были укрепление международного взаимопонимания и распространение культурных обменов как внутри всего региона Шелкового пути, так и между индивидуальными странами Шелкового пути и всем миром. На данном заседании был предложен ряд мер, которые следует принять странам Шелкового пути для достижения более высокого уровня устойчивости при развитии туризма, а также в целях охраны и поддержания природного и культурного богатства. При этом на заседании также было рекомендовано разработать специализированный веб-сайт, посвященный проекту "Шелковый путь", учредить ежегодное проведение Дня туризма на Шелковом пути и моторалли, а также принять официальный гимн Шелкового пути.
Проведение сессии Генеральной ассамблеи с 17 по 24 октября 1997 г. в Стамбуле (Турция) предоставило еще одну возможность для представителей стран Шелкового пути встретиться в рамках Генеральной ассамблеи и оценить достижения в области данного проекта. Итогом данного мероприятия стало выдвижение двух инициатив: во-первых, разработка плана действий для связи ремесленных центров в странах Шелкового пути на основе опыта, достигнутого ПРООН при выполнении проекта в Узбекистане; во-вторых, поддержка предложения медия-группы из Новой Зеландии о подготовки короткометражного фильма, состоящего из 26 частей, посвященного достопримечательностям стран Шелкового пути.
Проект "Шелковый путь" разработан специально для стран-участниц, и именно эти страны получат выгоды от его развития. Благодаря активному участию и тесному сотрудничеству между самими странами, с одной стороны, и между странами и ВТО, с другой стороны, за последние четыре года был принят ряд ощутимых мер, нацеленных на то, чтобы превратить проект "Шелковый путь" в осязаемый туристский продукт и информировать о нем представителей основных направляющих рынков. Со своей стороны, страны также далеко продвинулись в развитии своей инфраструктуры. В итоге, многое было сделано в области разработки проекта начиная с 1994 года, когда было положено его начало. Однако много еще предстоит сделать. В этой связи ВТО намеревается продолжить свое путешествие для дальнейшего прогресса и развития проекта при активной поддержке и сотрудничестве стран-участниц проекта.
САМАРКАНД, УЗБЕКИСТАН, 22 октября 2004 года – По прошествии десяти лет после принятия Всемирной туристской организацией (ВТО) исторической Самаркандской декларации, в пятницу в величественном Самарканде был открыт Офис по туризму на Шелковом пути, который приняло при поддержке ВТО правительство Узбекистана.
Заместитель Генерального секретаря д-р Дэвид де Вилье, официально открывший офис от имени ВТО, дал высокую оценку инициативе и упорству, проявленным Узбекистаном в продвижении проекта развития туризма на Шелковом пути. Председатель национальной туристской администрации Узбекистана г-н Бахтияр Хусанбаев подчеркнул, что деятельность офиса будет осуществляться в интересах всех стран, участвующих в проекте ВТО в области Шелкового пути. Азербайджан, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Украина и ряд других стран продемонстрировали свою поддержку офиса, направив на церемонию открытия представителей государственного и частного секторов.
Офис займется изучением туристских ресурсов и объектов Шелкового пути и созданием базы данных о фирмах, имеющих отношение к туризму на Шелковом пути, и других заинтересованных сторонах. Он также будет содействовать маркетингу Шелкового пути в качестве многонационального разнообразного в культурном отношении и увлекательного туристского направления, повышая информированность представителей туристского сектора на основных направляющих рынках. Д-р де Вилье и г-н Хусанбаев также провели встречу с должностными лицами базирующегося в Японии Офиса поддержки азиатско-тихоокеанского региона ВТО, которые присутствовали на церемонии и обсудили возможность проведения крупной конференции с целью стимулирования путешествий японцев в туристские центры Средней Азии на Шелковом пути.
Самарканд, гордящийся выдающимися архитектурными и культурными памятниками 14 и 15 веков, обладает развитой туристской инфраструктурой от первоклассных гостиниц до традиционных пансионов, обслуживающих многочисленных зарубежных и узбекских туристов. В старинных арабских рукописях город упоминается как “жемчужина Востока”, европейцы называли его “страной ученых ”. Когда Александр Македонский впервые увидел Самарканд, он по сообщениям воскликнул: “Я слышал, что город прекрасен, но никогда не думал, что он столь прекрасен и величав”.
Паломничество.
Паломничество. Значительный вклад в развитие путешествий внесло паломничество. История паломничества. Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение. Благодаря своему оракулу многочисленные странники приходили сюда, чтобы узнать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.
В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжая развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.
Паломническое движение заметно расширяется в XV и особенно в XVI в. Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих из тех, кто отправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием для реализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания. Среди пилигримов были дворяне, искавшие посвящения в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, стремящиеся овладеть оккультными знаниями, творческие личности, например Юстус Тепеллус и Вильгельм Постель, которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки, наконец, купцы, путешествующие с торговыми целями.
В XIX в. «священные путешествия» принимают организованные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300 — 400 человек. С конца 1870-х годов францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20 — 30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом.
Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:
• христианская Европа,
• Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленным другими религиями;
• Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями;
• Северная Африка с преобладанием ислама;
• Западная и Восточная Африка, где господствует ислам и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий;
• Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма;
• Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама;
• Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма;
• Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства;
• Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма);
• Средняя Азия с господством ислама.
Каждый макрорегион известен прежде всего мировыми центрами паломничества. Паломники различных концессий, устремленные целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные, по тем временам, путешествия. Крестовые походы записаны эпохальными событиями в средневековье. В настоящее время паломничество составляет основу религиозного туризма, имеющего огромнейшие масштабы своей деятельности. Достаточно упомянуть имеющее место и сегодня массовое паломничество приверженцев ислама в Мекку или христиан к Гробу Господню в Иерусалим, посещение других святых мест в религиозные праздники и др.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 3226.