Проект налоговой реформы, предложенный Похмелкиным В.В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данном проекте налоговая системы ориентирована на налогообложение ресурсов, используемых в ходе осуществления хозяйственной деятельности. В связи с этим основная налоговая нагрузка переносится на обложение имущества. Похмелкин В.В. предлагает отменить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. При этом предусматривается существенная модификация состава поимущественного налогообложения. Он предлагает систему имущественных налогов, которая будет включать:

ü налог за использование фондов (который, по мнению Похмелкина В.В., будет составлять 69% всех налоговых поступлений);

ü налог на имущество физических лиц;

ü налог на использование товарно-материальных ценностей;

ü налог на капитал.

Подоходный налог с граждан автор предлагает взимать по прогрессивной шкале с верхним пределом обложения до 50%.

Существенная прогрессия подоходного налога, которую пред­лагает В. Похмелкин, может привести к падению его собираемости и сокрытию от налогообложения крупных доходов. Можно пред­положить уменьшение налогооблагаемой базы и, соответственно, поступлений в бюджет по основным видам налогов в связи с резким увеличением налогового бремени на основные фонды. Но в этом случае под угрозой окажется инвестиционная политика и модернизация технологических процессов.

Предложенный проект направлен на коренное изменение налоговой системы, так как предлагается сместить акценты в налогообложении: снизить налоговое бремя потребителям (отмена НДС) и перенести основную тяжесть на предприятия – производителей товаров, работ, услуг.

Похмелкин В.В. подчеркивает выгодность применения налогов, не зависящих от эффективности деятельности налогоплательщика. Но в этом случае возникает опасность введения дискриминационного режима по отношению к фондоемким отраслям. Так, процветающими станут торговые фирмы, банки и другие участники финансовых рынков, то есть фирмы, не занимающиеся производственной деятельностью и не имеющие поэтому дорогостоящего оборудования.

Автор проекта предусматривает установления особого режима налогообложения производителей сельхозпродукции – продовольственный налог, уплачиваемый в натуральной форме. Но следует заметить, что такой шаг может вызвать негативные последствия в виде стимулирования сделок на условиях бартера, ограничение свободного рынка отечественных продовольственных товаров, и следовательно, обострение проблем финансирования бюджетных потребностей, особенно в регионах. «Натурализация» налогообложения также затруднит интеграцию России в международную систему правовых норм, регулирующих налогообложение.

В то время как Похмелкин В.В. предлагает отменить НДС и налог на прибыль, он умалчивает о том, как будут возмещаться эти выпадающие доходы, ведь это не может произойти за счет доходов от имущественного налогообложения. В настоящее время проблемы оценки имущества, и прежде всего земли, не решены. Причем и само имущество распределено не равномерно, особенно недвижимость граждан (по территориям и по группам собственников).

В области межбюджетных отношений предлагается изменение структуры распределения налоговых поступлений, а также отнесе­ния налогов к разряду федеральных, региональных и местных. Так, налог на имущество физических лиц должен быть отнесен к категории федеральных, а подоходный — к местным налогам. При этом сохраняется принцип закрепленных и регулирующих источников формирования различных уровней бюджетной системы. В общей сложности в федеральный бюджет будет зачисляться 48,9% доходов консолидированного бюджета. В то же время, по мнению Похмелкина В.В., существует возможность определенной дифференциации как между бюджетами разного уровня, так и для отдельных субъ­ектов РФ, то есть предлагается идея избирательного подхода в регулировании государственных вертикальных финансовых потоков.

Среди недостатков этого проекта следует отметить то, что в нем не решена проблема имущественных вычетов, фактически превращающая подо­ходный налог в налог с оборота по результатам финансовых сделок физических лиц. Такого рода обложение создает дестимулирующий эффект, например, в отношении физических лиц — участников рынка ценных бумаг.

Предлагаемая шкала подоходного налога тоже не совсем удобна, так как предполагает расчеты по формуле, содержащей три переменные (в том числе показатель инфляции), а такое исчисление требует затрат по времени, денежных средств и труда.

В данном проекте при исчислении общей суммы налоговых обязательств вводится понятие «сумма налога по предприятию». При этом эта величина также должна рассчитываться по определенной (математической) формуле. Рассмот­рение предлагаемой системы подоходного налогообложения фи­зических лиц дает основание утверждать, что она направлена на серьезное увеличение налогового бремени и усложнение процедуры исчисления окладной суммы. Применение подобных налоговых реформации в отношении подоходного налога с граждан и их поимущественного обложения несомненно приведет к падению собираемости данных налогов и ухудшению налоговой дисциплины.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.