Деньги в лагере военнопленных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необычная форма товарных денег появилась в годы второй мировой войны в лагерях военнопленных. Через Красный крест заключенные снабжались различными товарами — продуктами питания, одеждой, сигаретами и т.д. В связи с тем, что эти товары распределялись по нормам без учета личных склонностей заключенных, распределение не всегда оказывалось рациональным и эффективным. Кто-то из заключенных мог предпочесть шоколад, другой — сыр, а третий желал бы получить новую рубашку. Несовпадение вкусов и состава имущества заключенных привело к возникновению торговли между ними.

Тем не менее, обмен оказался не лучшим способом перераспределения, так как для него требовалось совпадение потребностей. Другими словами, система, построенная на бартерном обмене, была не самым удобным способом обеспечения каждого заключенного товаром, в котором он более всего нуждался или ценил. Даже ограниченная экономика лагеря военнопленных испытывала потребность в некой форме денег для обслуживания имевших там место сделок.

Постепенно общепринятой “валютой”, в которой выражались все цены и при помощи которой совершались все торговые операции, стали сигареты. Рубашка, например, стоила около 80 сигарет. Заработная плата также выражалась в сигаретах: некоторые заключенные предлагали другим постирать их одежду, исходя из двух сигарет за предмет. Даже некурящие были рады выменять сигареты, зная, что со временем они смогут обменять их на необходимую им вещь. Так в лагерях военнопленных сигареты стали средством сбережения, мерой стоимости и средством обращения.[2]

 

Настоящие деньги в Анголе — пиво[3]

Пиво является деньгами в ангольской экономике. Оно служит в качестве средства обращения, меры стоимости и средства сбережения.

Забудьте о золотом стандарте и добро пожаловать в Анголу, где всякий имеет какой-нибудь побочный доход и куда денежная стабильность, какая ни на есть, доставляется заключенной под давлением в банке пива.

“Здесь пиво — национальная валюта”, — сказал португальский учитель, работающий в Луане.

Поскольку экономисты напряженно ищут более твердую основу для шаткой мировой денежной системы, возможно, им не помешает внимательно присмотреться к устойчивой ангольской модели, где на черном рынке цена 24-баночной упаковки импортного европейского пива непоколебимо держится на уровне 28 000 ангольских куанзов.

По официальному обменному курсу это составит 931 доллар — эквивалент месячного заработка среднего государственного служащего, — означая, что пиво — непозволительная роскошь для всех, кроме самых богатых ангольцев.

Однако на самом деле практически никто в Анголе не мог бы прожить исключительно на зарплату. Кроме того, официальный обменный курс имеет малый вес в Анголе. Что имеет вес — так это импортное пиво.

“Все так или иначе соизмеряется с ним”, — сказал аргентинский технический специалист, нанятый ангольским правительством. “По сравнению с прошлым годом пиво стоит примерно столько же”.

Импортное пиво попадает в экономику несколькими путями. Например, все европейские и американские нефтяные компании, действующие в Анголе, содержат собственные магазины, где их служащие могут купить за твердую валюту импортные товары, в том числе и пиво. И само ангольское правительство имеет огромный беспошлинный центр розничной торговли для дипломатов и других людей, которые имеют иностранную валюту.

Рядом с удаленной от моря частью Луаны раскинулся магазин, известный как Джамбоу, полный импортных продовольственных и потребительских товаров, включая 10 марок шотландского виски и семь сортов импортного пива.

Именно пиво здесь приковывает взгляд — сложенные упаковки западногерманского, датского, бельгийского эля и легкого пива, кажется, никогда не кончатся.

По официальному курсу упаковка из 24 банок пива стоит здесь 395 куанзов, или около 13 долларов. Очереди к 15 кассам Джамбоу полны людей, везущих тележки, доверху нагруженные семью или восемью упаковками.

За дверьми магазина пиво быстро перепродается на черном рынке — он называется “кандонгуа” — по 28 000 куанзов за упаковку. Она затем разбирается и обменивается или перепродается по 1500 куанзов за банку.

Обычно живущий в Луанде иностранец платит домашней прислуге пивом. На две упаковки пива ангольская семья может прожить месяц, правда экономно; обменять или перепродать пиво можно всегда.

Такая странная денежная система сложилась прежде всего в результате кризиса планируемой из центра официальной экономики Анголы.

Кризис становится совершенно очевидным после визита в любой государственный магазин Луанды — место, где рядовые ангольцы теоретически покупают себе месячное продовольствие. Полки почти полностью пусты всегда.

На самом деле из 10 основных нормированных товаров, которыми снабжает один такой магазин в центре Луанды, в прошлом месяце в наличии имелось только два — бобы и сахар.

За этот дефицит ответственны война и удивительная неэффективность ангольской экономики. Но даже если основные товары произведены, они обречены на то, чтобы их украли и продали на черном рынке задолго до того, как они достигнут полок официального предприятия розничной торговли.

Причина проста. Официальные цены в Анголе связаны с официальным обменным курсом и отражают абсолютно искусственный мир, которого не существует в Анголе с начала 70-х годов.

С другой стороны, цены черного рынка опираются на стоимость пива. Это означает, что они в 60-70 раз выше официальных цен. Они отражают мир, в котором живет большинство ангольских горожан или по крайней мере тех, у кого есть деньги или пиво.

На Роки Сантеро, самом большом из расползающихся, похожих на цирк черных рынков. Луанды, могут заплатить 10 000 куанзов — или около шести банок пива — за литр растительного масла с четко отпечатанной информацией о том, что оно “предоставлено народом Соединенных Штатов Америки”, который вряд ли ожидал, что оно будет продаваться ради прибыли.

Продукты, поступающие в порядке международной помощи, часто оказываются подобным образом в продаже.

Такая бурная экономическая деятельность, тихо сносимая правительством, может объяснить, почему склады государственного Джамбоу никогда не пустуют.

“Они ищут молоко, — сказал аргентинский технический специалист. — Но пиво? Они никогда не ищут пива”. 

 

Деньги у индейцев

Самой ранней формой торговли, которая существовала, был бартер. Но у бартера есть множество недостатков. Перед тем как твердо сказать, что на обед будет рыба, пуританской семье придется подыскать того, кто пожелает получить одежду в уплату за рыбу. А представьте, что кому-то нужно обменять корову на рыбу. Как вообще корову можно разменять? Эти и другие проблемы заставили массачусетских колонистов прибегнуть к использованию особого вида раковин — Wampum. Вампум — это форма денег, которая присутствовала у индейцев в 1640 году и представляла собой набор белых и черных ракушек, причем черные ракушки ценились в два раза дороже белых). Как колонисты, так и местные жители охотно брали раковины в уплату за все, что тогда продавалось. Вампум стал средством обращения в раннеколониальный период. Те, кто желал приобрести английские деньги, могли сделать это, купив пенни за 6 белых ракушек. Ожерелья из ракушек служили для первых поселенцев деньгами, и это был большой шаг вперед по сравнению с бартером.

Хотя все что угодно может быть деньгами, в принципе материал для денег должен обладать следующими качествами:

*  Стабильность. Стоимость денег должна быть более или менее одинаковой и сегодня, и завтра. В обществе, где стоимость денег колеблется (поднимается или опускается), люди будут или откладывать их в надежде, что их стоимость увеличится, или немедленно расходовать, полагая, что завтра они обесценятся. И то и другое вредно сказывается на экономике.

*  Портативность. Современные деньги должны быть достаточно малы и легки, чтобы люди могли их носить с собой. Шары для кегельбана в этом случае были бы непрактичной формой денег.

*  Износостойкость. Выбранный материал должен быть достаточно прочным, иметь значительную “продолжительность жизни”. Поэтому во многих странах используется в качестве денег бумага только очень высокого качества.

*  Однородность. Деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость. Вполне понятно, что если бы одна часть однодолларовых банкнот стоила больше другой, то ситуация была бы довольно затруднительной.

*  Делимость. Одно из важных преимуществ денег перед бартером — это способность денег делиться на части. Другими словами, размен доллара не представляет особого труда, тогда как размен одного цыпленка уже намного сложнее.

*  Узнаваемость. Деньги должны быть легко узнаваемы, и их должно быть трудно подделать. Качество бумаги и водяные знаки делают подделку очень сложной.

Финансовый (денежный) рынок

А теперь, я думаю, можно перейти к рассмотрению финансового (денежного) рынка.

По определению рынок — это просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товара или услуги. “Макдональдс”, автозаправочные станции, бакалейно-гастрономические супермаркеты, аукцион произведений искусств — все это лишь некоторые из бесчисленного множества примеров.

Финансовый (денежный) рынок — это рынок, где покупаются — продаются финансовые средства — деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В настоящее время финансовый рынок является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструктуре является определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взвешивался на финансовых весах, не был бы опосредствован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, включая и изменения на рынке средств производства.

Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности приложения капитала где бы то ни было. Суть ссудного процента с этой точки зрения заключается в том, что он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капитальных вложений. Он, как бы, является пробным камнем или точкой прибыльности бизнеса. Если ожидаемая прибыль от капитальных вложений будет ниже ссудного процента, то предпочтительней деньги вложить в банк — вот о чем говорит ссудный процент.

С другой стороны, финансовый рынок является и самым совершенным рынком. Прежде всего потому, что обеспечивает практически единую ставку ссудного процента не только в каждой данной стране, но и на международном уровне. Кроме того, он отличается многочисленностью субъектов, действующих на нем. По существу, это — все субъекты экономических отношений. В то же время объекты купли-продажи здесь характеризуются однородностью товаров — деньги, акции, облигации.., что облегчает функционирование самого рынка, увеличивает его предсказуемость. На финансовом рынке существуют развитая информационная структура и сеть банков, широкий рынок заемных средств и тем самым обеспечивают главное условие существования конкурентного рынка в целом — свободный “вход” в него и свободный “выход” из него. Очевидно, что финансовый рынок является ключевым элементом в рыночной системе. Без развитого финансового рынка рыночная система в целом не может считаться полноценной. В этом нетрудно убедиться, проанализировав состояние российского финансового рынка и в целом рыночной системы в России. Они практически находятся в зачаточном состоянии, особенно финансовый рынок. Даже нет единой банковской системы на твердой законодательной основе, естественно, нет и единого ссудного процента в масштабах страны. Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе.

Финансовый рынок является нерегулируемым. Т.к. одной из его важнейших черт является свобода: свобода предпринимательства, свобода “входа” в рынок и “выхода” из него, свобода приложения капитала, где хочу, когда, сколько хочу, а так же, хоть и ограниченная производственными условиями, свобода выбора партнера по сделкам.

 

Как происходит первичная продажа
акций и облигаций

Корпорации продают акции и облигации (ценные бумаги) для получения дополнительного капитала. Если акционерное общество решило продать акции, оно находит фирму, которая покупает все выпущенные акции целиком, а затем продает их населению или другим фирмам. Существуют специальные фирмы, называемые инвестиционными банками, которые специализируются на гарантировании выпусков ценных бумаг, то есть они обязуются продать акции клиента по согласованной с ним цене. Они несут потери, если торговля акциями или облигациями идет слабо, и получают прибыль, если спрос на ценные бумаги велик. Обычно при осуществлении этой операции несколько фирм образуют синдикат и делят между собой риск.

Те, кто покупает акции в надежде на рост их стоимости со временем и получение дохода, называются инвесторами. Те же, кто покупает или продает акции для получения дохода быстро, называются спекулянтами.

Вкладчики участвуют в получении прибыли акционерного общества, периодически получая дивиденд. Кроме того, если акционерное общество процветает из года в год, то стоимость его акции по нынешним ценам превышает цены приобретения, таким образом, налицо прирост капитала, или прибыль от продаж.

Спекулянты делятся на две группы. Одни, называемые обычно быками”, надеются правильно предсказать и получить прибыль от роста цен на акции. Другая группа, медведи”, рассчитывает на прибыль от падения стоимости акций, которое она предсказывает.[4]

“Быки” играют на повышение. Они покупают акции и придерживают их до тех пор, пока не смогут продать по более высокой цене.

“Медведи” играют на понижение и продают акции без покрытия. Ожидая снижения цен, они берут акции в долг у своих брокеров и продают их по текущей цене. Если цена действительно падает, то они снова покупают акции по более низкой цене и возвращают акции их владельцам. А себе оставляют разницу. Брокеру выплачиваются комиссионные за услугу.

Первоначальное происхождение терминов “быки” и “медведи” неизвестно. Но легко запомнить, какой тип рынка ассоциируется с рогами быка, торчащими вверх, и лапами медведя, всегда направленными к земле.

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 144.