Признаки управления персоналом: функциональный, технологический, квалификационный
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Управленческий труд имеет свои особенности, выражающиеся в том, что конечный результат его проявляется не прямо, а через результаты объекта управления - цеха, участка, рабочих. Средством труда является организационная техника, предметом труда - информация, продуктом труда - управленческие решения.

Разделение управленческого труда осуществляется по трем направлениям: функциональному, технологическому и квалификационному. Функциональное разделение определяется содержанием выполняемых функций управления - планирование, организация производства, учет, контроль и анализ. Технологическое разделение обусловлено специализацией подразделений и отдельных работников аппарата управления - основное производство, техническое обслуживание и ремонт оборудования, и т.д. Квалификационное разделение обусловлено уровнем подготовки специалиста, его умениями, навыками, опытом управленческой деятельности. В соответствии с классификацией, принятой в Единой тарифной сетке, выделяются следующие категории: технические исполнители, специалисты со средним специальным и высшим образованием, руководители.

Технические исполнители - работники, обслуживающие про­цесс управления - машинистки, секретари, лаборанты.

Специалисты - категория управленческих работников, имеющих высшее или среднее специальное образование, и выполняющих определенные функциональные обязанности по управлению - инженеры, экономисты, бухгалтеры и др.

Выделяют три категории специалистов со средним специальным образованием: без категории, специалист 2 категории, 1 категории; и 4 категории специалистов с высшим образованием: без категории, спе­циалист 2 категории, специалист 1 категории, ведущий специалист.

Начальники отделов и служб несут ответственность за своевременное обслуживание производственных подразделений по определенным направлениям деятельности (учет и отчетность, подготовка производства и ремонт оборудования, оплата труда, сбыт продукции).

Линейные руководители непосредственно воздействуют на руководимые ими подразделения, распоряжаются ресурсами и несут ответственность за выполнение плана, качество выпускаемой продукции и эффективность производства.

Профессиональная подготовка кадров управления в лесном хозяйстве осуществляется Полоцким лесным техникумом - специалисты со средним специальным образованием, и БГТУ - специалисты с высшим образованием. Повышение квалификации и переподготовка управленческих кадров осуществляются в Республиканском центре повышения квалификации работников лесного хозяйства, на факультете повышения квалификации БГТУ, в Институте леса НАН Беларуси. Подбор и расстановка кадров являются важной со­ставляющей работы любого руководителя и, особенно, руководите­ля предприятия. Направленный поиск и отбор кандидатов, соответствующих требованиям вакантной должности, формирование резерва руководящих кадров должны быть в центре постоянного внимания руководства.

 

 

 

62.Требования к руководителю. Система подбора и расстановки управ­ленческих кадров на предприятии

 

Требования, предъявляемые к руководителям всех уровней, можно подразделить на: - деловые - компетентность, умение самостоятельно принимать обоснованные решения, оперативность и гибкость, способность организовать, координировать и контролировать деятельность подчиненных, правильно организовать свою работу;

- морально-нравственные - справедливость, высокая требовательность к себе и другим, чувство долга и ответственности, честность, тактичность и вежливость;

- социально-психологические - скромность и простота в общении, выдержанность, умение создать в коллективе благоприятный психологический климат, развить у работников чувство удовлетворенности трудом.

Основные требования к руководителю иногда группируются следующим образом:

- личные качества - организаторские способности, дисциплина и отношение к труду, конкретность и деловитость, требовательность к себе и подчиненным;

- знания - в области основной специальности, технических и экономических дисциплин, теории управления, социологии и психологии, правоведения;

- опыт - в организации управленческой деятельности объекта управления, в решении технико-экономических и социальных задач, стоящих перед коллективом.

Авторитет руководителя - одна из форм осуществления власти, это доверие и уважение окружающих, основанное на его знаниях, нравственных достоинствах, опыте, на деловом, организаторском и моральном влиянии на подчиненных.

Решающим фактором авторитета руководителя является его личный пример и общественное признание его заслуг. Авторитет формируется в результате синтеза личных качеств, компетентности и способностей руководителя.

Личные качества обусловлены чертами характера:—порядочностью, уравновешенностью, настойчивостью, скромностью, обаянием и др.

Компетентность определяется не только знанием экономики, достижений науки и техники, методов управления, но и умением применять их на практике.

Способности руководителя проявляются в умении организовать коллектив на выполнение поставленных задач, найти нужный вариант решения производственной проблемы, умении сочетать разумный риск с высокой ответственностью.

Культура управления - совокупность требований, предъявляе­мых к процессу управления и обусловленных нормами и принципами морали, этики и права.

В культуру управления включаются:

- культура работников управления,

- культура процессов управления,

- культура условий труда,

- культура ведения документации.

Все эти элементы органически взаимосвязаны между собой.

Культура работников управления базируется на знании и применении общепризнанных нравственных норм поведения людей на работе, в обществе. В первую очередь, это форма обращения к подчиненным. Ни возраст, ни занимаемая должность не дают основания для Фамильярности. Тактичность и вежливость руководителя проявляются в характере критики. Указание на недостатки в работе должно производиться в спокойной и корректной форме. Важной этической нормой является скромность и простота.

Правила служебного этикета определяют порядок поведения работника при исполнении служебных обязанностей: форму приветствия, правила ведения деловых переговоров, нормы служебного обращения.

Культура процессов управления проявляется в четкой регламентации организационной структуры и взаимосвязей между звеньями управления, в организации проведения массовых мероприятий, совещаний, приема посетителей.

Культура условий труда определяется правильным содержанием рабочего места, наличием средств оргтехники. На рабочем столе должны находиться лишь нужные для работы документы. В служебном помещении должна своевременно проводиться уборка, содержаться в нормальном состоянии мебель.

Культура ведения документации, культура речи руководителя являются важной составной частью культуры управленческого труда.

Планирование работы руководителя может осуществляться в рамках следующих организационных процедур:

—работа с кадрами, подбор и расстановка кадров;

—работа с документами, разработка организационных норм и нормативов;

—решение производственных и коммерческих вопросов, постановка задач и доведение их до исполнителей;

—распорядительство, совещания, переговоры, контроль исполнения.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.