Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп нервно –психического развития. В каждом возрастном периоде выделяют определённые линии развития.
1. Сенсорное развитие:
● зрительные ориентировочные реакции (З.Р. или Аз)
● слуховые ориентировочные реакции (С.Р. или Ас)
2. Моторика:
● движения общие (Дво)
● движения руки и действия с предметами (Двр)
3. Речь:
● подготовительный этап развития активной речи (Ра)
● подготовительный этап развития понимания речи (Рп)
4. Социализация:
● эмоции (Э)
● навыки (Н)
● общение (Общ.)
● игра и действия с предметами (И)
При оценке нервно-психического развития ребёнка следует выявлять у него линии развития, которые должны быть сформированы к определённому возрасту.
Методика оценки нервно-психического развития
Методика оценки нервно-психического развития (НПР) у детей зависит от возраста. Нервно-психическое развитие у детей раннего возраста оценивается в процессе наблюдения за ними в комплексе с оценкой зрения, слуха, моторики, речи путем сравнения с возрастными показателями (приложение 9 а, б, в). Для определения группы НПР (приложение 10) можно воспользоваться специальным алгоритмом.
Алгоритм определения групп развития НПР у детей до 3-х лет
1. Определить, есть ли задержка в развитии:
а) читаем показатель, соответствующий возрасту обследуемого ребенка;
б) если указанного умения нет, читаем показатель младшего возраста;
в) если опять нет этого умения, то опускаемся на следующий эпикризный срок, пока не найдем соответствия (каждый показатель).
2. При задержке в развитии (после оценки каждого показателя) найдите показатель с самым низким уровнем развития и по нему определите группу (I, II, III, IV).
3. Определить, равномерна ли задержка (или опережение) в развитии или нет - гармоничность.
4. При равномерной (гармоничной) задержке определить степень задержки - количество показателей, которые отстают.
5. В случае равномерного опережения определить темп (ускоренное, высокое).
6. Если задержка (опережение) неравномерны, определить степень неравномерности (дисгармоничное, резко дисгармоничное).
При оценке гармоничности НПР следует учитывать, что диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку, свидетельствует о дисгармоничном развитии; диапазон в 2 и более эпикризных срока - о резко дисгармоничном развитии. При оценке НПР новорожденных группу развития не определяют. В медицинском заключении отмечают соответствие, опережение или отставание по Аз, Ас, ориентируясь на стандартные показатели.
Определение НПР у детей дошкольного возраста (4-6 лет) проводится по 5 показателям (приложение 12), отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций.
1. Мышление и речь характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
2. Моторное развитие характеризует развитие движений ребенка: общих (всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние ЦНС (дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии).
3. Внимание и память характеризуют способность ребенка к сосредоточению, устойчивости внимания, к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).
4. Социальные контакты характеризуют способность ребенка к общению: умение согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей, способность к совместной деятельности с другими детьми.
Большое значение в оценке НПР детей 6 лет имеет оценка школьной зрелости, т.е. готовности ребенка к обучению в школе. Оценка школьной зрелости проводится с использованием специальных тестов, с последующей их оценкой.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.