Определите проблемы познаваемости мира. Объясните сущность основных форм познания - чувственного и рационального
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Познание – процесс деятельности, направленный на приобретение субъектом новых знаний

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности.

            2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

Одним из важнейших вопросов науки и философии является вопрос – познаваем ли мир.

Философы, решающие эту проблему, разделяются на тех, кто признает познаваемость окружающего мира (гносеологический оптимизм, от греч. наилучший) и кто отрицает такую возможность (агностицизм, от греч. недоступное познанию).

Большинство философов считают возможным познание мира (Аристотель). Однако немало мыслителей писали о неспособности человека к познанию (скептицизм, от греч. сомневаюсь) либо в силу ограниченности познавательных способностей человека (Юм), либо по причине существования непознаваемых вещей (Кант).

Рационализм – познание мира исключительно мыслительной деятельностью и объективностью.

Сенсуализм – познание осуществимо только органами чувств, эмоциями и интуицией.

В проблеме способов познания существует разделение на рациональное познание (познание с помощью разума) и эмпирическое (познание через ощущения, чувства и эмоции). В зависимости от доминирования одного из способов философов разделяют на рационалистов (Ф. Бэкон, Декарт, Гегель) и эмпиристов (Юм, Беркли).

ПОЗНАНИЕ

Чувственное (эмпирическое – т.е. опытным путем) получение знаний осуществляется через органы чувств Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром. Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность следует понимать как неспособность человека из­менить данные органов чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятий (микроскоп и т. п.), но все же каждый из нас воспринимает горячее как горячее, а красное как красное. При этом человек осознает, что органы чувств могут его обманывать. Это проявляется, например, в требовании экспериментального подтверждения теоретических выводов. Рациональное (теоретическое – т.е. мышление) получение знаний происходит при помощи мыслительной деятельности. Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида. Рациональное познание носит абстрактный характер то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые не­познаваемы непосредственно, с помощью органов чувств. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. В результате формируются

1. Ощущение – воссоздание отдельных деталей предмета или явления, возникающее в результате деятельности органов чувств; 2. Восприятие – отражение цельного объекта, а не его деталей, совокупность ощущений. 3. Представление – создание образа предмета в сознании, памяти и воображению человека. 1. Понятие – определение черты или свойства понятия, явления. 2. Суждение – связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее что-либо. 3. Умозаключение (вывод) – некое новое суждение, образованное из совокупности суждений объединенных общей тематикой.

Интуиция - бессознательное получение знания, не имеющее под собой свидетельства и обоснования

Виды знаний:

1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом сводится к констатации и описанию фактов.

2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.

3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

4) Художественное – формируется в сфере искусства. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел.

5) Философское –особенностью является его рационально-теоретическая форма (объяснение бытия).

6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

**Научное – объективное, логичное, системно организованное и обоснованное знание.

Истина – правильное представление о действительности, об окружающем мире. Понятие истины – это соответствие знаний действительности.

Критерии истины (от греч. мерило для оценки) – средства проверки истинности или ложности утверждения: очевидность, проверяемость на опытах и экспериментах (эксперимент – исследование путем активного действия, выдвижения гипотезы, наблюдения и измерения).

Абсолютная истина – исчерпывающее, полное и достоверное знание о природе, человеке и обществе.

2. Что такое политическая система? Охарактеризуйте структуру и функции политической системы. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.

Политическая система – упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть;

- комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 356.