Билет № 11
1. Какова роль мотивов в деятельности людей. Раскройте на конкретных примерах многообразие видов деятельности человека. Как связаны деятельность и сознание?
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические.
- Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в разнообразные отношения.
Виды деятельности
Деятельность
Практическая
(направлена на преобразование реальных объектов природы и общества)
Духовная
(связана с изменением сознания людей)
Также, выделяют созидательную (строительство городов, сел, цветущих садов, возделанных полей, изделия ремесленников и машины, книги, вылеченные больные) и разрушительную (войны, вырубка лесов, опустошение полей) деятельность.
Принято различать также иные деятельности:
Трудовая | преобразование окружающей среды с целью создания материальных ценностей |
Духовная | деятельность, направленная на изменения личностных качеств субъектов общества |
Творческая | деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее не существовавшее |
Учебная | процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков |
Политическая | деятельность государственных органов, политических групп, движений, личностей в делах общества и государства. |
Любая деятельность имеет свою структуру:
1.Мотив – то, почему осуществляется деятельность (биологические, социальные, духовные потребности)
2.Цель – то, ради чего осуществляется действие (конкретная задача, образ результата)
3.Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность
4.Действие – то, как осуществляется деятельность
5.Результат – последствия осуществленных действий.
Например: мотив – согреться, приготовить еду, цель – разжечь костер, средства – дрова, действие – собрать хворост, а результат будет зависеть от выполненных действий
Вид | Мотив | Цель | Средства | Действия |
Трудовая | удовл. биологич. потребностей | создание материальных благ | инструменты, сырьё | конструирование, сбор и т.д. |
Учебная | самореализация | получение знаний, необходимых в будущем | книги, лекции, пособия, упражнения и т.д. | Чтение, выполнение заданий и т.д. |
Духовная | самосовершенствование | изменение качеств личности | духовные ценности, нормы морали, книги | медитация, усвоение норм |
Творческая | Решение нестандартной задачи | Создание новой идеи, продукта | интуиция, фантазия, материалы, | выработка гипотезы, идеи и её апробация |
Политическая | Получение власти, решение проблемы | Реализация идеи, принятие закона и т.д. | Политическая программа, дебаты | Создание партий, участие в выборах, |
2. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке. Приведите примеры взаимосвязи природы, человека и общества.
ЧЕЛОВЕК
Как биологическое существо (сходство с животными) | Как социальное существо (отличие от животных) |
Является природным существом, которое наделено инстинктами, физической силой, мозгом, органами чувств, физиологическими потребностями, способность приспосабливаться к природе. | Имеет развитый мозг, сознание – самопознание, мышление, осознанность и свободу выбора цели, поведения, членораздельная речь, развитую кисть – результат прямохождения (большой палец под прямым углом) – деятельность имеет преобразующий характер, труд, творчество. Является членом общества, элементом социальной группы, субъектом социальных, экономических и политических отношений. |
Билет № 12
Типы политической власти
Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
Общественная власть – партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение
Типы легитимности власти:
Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость (монархия).
Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Система разделения властей – это неотъемлемый признак демократии.
1. Единственным органом законодательной власти является Народный Совет ЛНР (Парламент). Это постоянно действующий однопалатный коллегиальный орган, состоящий из 50 народных депутатов.
2. Исполнительная власть осуществляется системой органов, высшим органом в которой является Совет Министров ЛНР (правительство). Главой исполнительной власти является Глава ЛНР. Совет Министров состоит из и подконтролен и подотчетен Народному Совету ЛНР.
3. Высшая судебная власть представлена Верховным Судом Луганской Народной Республики.
4. Особое место в системе государственных органов ЛНР принадлежит Главе ЛНР. Глава ЛНР является главой исполнительной власти ЛНР и высшим должностным лицом государства, выступает от его имени, а также имеет ряд полномочий во взаимодействии с парламентом, исполнительной и судебной властью, контрольно-надзорными и другими органами государства, а также органами местного самоуправления.
Для человека, не желающего заниматься политикой, знания о ней важны тем, что позволяют осознать свои политические права, осознанно делать свой выбор при голосовании, поддерживать здравые, народные политические силы. Чем больше в демократии сознательных граждан, тем она устойчивее.
Для человека, который политикой заниматься желает, эти знания открывают путь к получению власти, к занятию важных выборных должностей.
Билет № 13
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
Одним из важнейших вопросов науки и философии является вопрос – познаваем ли мир.
Философы, решающие эту проблему, разделяются на тех, кто признает познаваемость окружающего мира (гносеологический оптимизм, от греч. наилучший) и кто отрицает такую возможность (агностицизм, от греч. недоступное познанию).
Большинство философов считают возможным познание мира (Аристотель). Однако немало мыслителей писали о неспособности человека к познанию (скептицизм, от греч. сомневаюсь) либо в силу ограниченности познавательных способностей человека (Юм), либо по причине существования непознаваемых вещей (Кант).
Рационализм – познание мира исключительно мыслительной деятельностью и объективностью.
Сенсуализм – познание осуществимо только органами чувств, эмоциями и интуицией.
В проблеме способов познания существует разделение на рациональное познание (познание с помощью разума) и эмпирическое (познание через ощущения, чувства и эмоции). В зависимости от доминирования одного из способов философов разделяют на рационалистов (Ф. Бэкон, Декарт, Гегель) и эмпиристов (Юм, Беркли).
ПОЗНАНИЕ
Чувственное (эмпирическое – т.е. опытным путем) получение знаний осуществляется через органы чувств Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром. Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность следует понимать как неспособность человека изменить данные органов чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятий (микроскоп и т. п.), но все же каждый из нас воспринимает горячее как горячее, а красное как красное. При этом человек осознает, что органы чувств могут его обманывать. Это проявляется, например, в требовании экспериментального подтверждения теоретических выводов. | Рациональное (теоретическое – т.е. мышление) получение знаний происходит при помощи мыслительной деятельности. Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида. Рациональное познание носит абстрактный характер то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. |
Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. В результате формируются | |
1. Ощущение – воссоздание отдельных деталей предмета или явления, возникающее в результате деятельности органов чувств; 2. Восприятие – отражение цельного объекта, а не его деталей, совокупность ощущений. 3. Представление – создание образа предмета в сознании, памяти и воображению человека. | 1. Понятие – определение черты или свойства понятия, явления. 2. Суждение – связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее что-либо. 3. Умозаключение (вывод) – некое новое суждение, образованное из совокупности суждений объединенных общей тематикой. |
Интуиция - бессознательное получение знания, не имеющее под собой свидетельства и обоснования
Виды знаний:
1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом сводится к констатации и описанию фактов.
2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.
3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.
4) Художественное – формируется в сфере искусства. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел.
5) Философское –особенностью является его рационально-теоретическая форма (объяснение бытия).
6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
**Научное – объективное, логичное, системно организованное и обоснованное знание.
Истина – правильное представление о действительности, об окружающем мире. Понятие истины – это соответствие знаний действительности.
Критерии истины (от греч. мерило для оценки) – средства проверки истинности или ложности утверждения: очевидность, проверяемость на опытах и экспериментах (эксперимент – исследование путем активного действия, выдвижения гипотезы, наблюдения и измерения).
Абсолютная истина – исчерпывающее, полное и достоверное знание о природе, человеке и обществе.
2. Что такое политическая система? Охарактеризуйте структуру и функции политической системы. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.
Политическая система – упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть;
- комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.
Билет № 14
Население
3. Публичная власть (профессионально занимающихся делами управления и защиты общества (государственный аппарат)
4. Законодательство (система правовых норм, обязательных для всего населения)
5. Армия (защита населения и суверенитета государства)
6. Право устанавливать обязательные для всех налоги и сборы (на содержание гос. аппарата, армии, бюджетных выплат)
7. Законное право на легальное принуждение (от различных административных, уголовных наказаний, ограничение свободы). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные органы: армия, милиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
8. Суверенность (право и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то другой силы управлять своей внутренней и внешней жизнью).
Критерии
Политические режимы
Билет № 15
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ:
1. Признание народа источником власти и носителем суверенитета.
2. Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в политической жизни.
3. Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.
4. Принцип большинства – именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.
5. Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства).
6. Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции.
7. Правовое государство – вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов.
8. Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры.
9. Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны.
Билет № 11
1. Какова роль мотивов в деятельности людей. Раскройте на конкретных примерах многообразие видов деятельности человека. Как связаны деятельность и сознание?
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические.
- Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в разнообразные отношения.
Виды деятельности
Деятельность
Практическая
(направлена на преобразование реальных объектов природы и общества)
Духовная
(связана с изменением сознания людей)
Также, выделяют созидательную (строительство городов, сел, цветущих садов, возделанных полей, изделия ремесленников и машины, книги, вылеченные больные) и разрушительную (войны, вырубка лесов, опустошение полей) деятельность.
Принято различать также иные деятельности:
Трудовая | преобразование окружающей среды с целью создания материальных ценностей |
Духовная | деятельность, направленная на изменения личностных качеств субъектов общества |
Творческая | деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее не существовавшее |
Учебная | процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков |
Политическая | деятельность государственных органов, политических групп, движений, личностей в делах общества и государства. |
Любая деятельность имеет свою структуру:
1.Мотив – то, почему осуществляется деятельность (биологические, социальные, духовные потребности)
2.Цель – то, ради чего осуществляется действие (конкретная задача, образ результата)
3.Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность
4.Действие – то, как осуществляется деятельность
5.Результат – последствия осуществленных действий.
Например: мотив – согреться, приготовить еду, цель – разжечь костер, средства – дрова, действие – собрать хворост, а результат будет зависеть от выполненных действий
Вид | Мотив | Цель | Средства | Действия |
Трудовая | удовл. биологич. потребностей | создание материальных благ | инструменты, сырьё | конструирование, сбор и т.д. |
Учебная | самореализация | получение знаний, необходимых в будущем | книги, лекции, пособия, упражнения и т.д. | Чтение, выполнение заданий и т.д. |
Духовная | самосовершенствование | изменение качеств личности | духовные ценности, нормы морали, книги | медитация, усвоение норм |
Творческая | Решение нестандартной задачи | Создание новой идеи, продукта | интуиция, фантазия, материалы, | выработка гипотезы, идеи и её апробация |
Политическая | Получение власти, решение проблемы | Реализация идеи, принятие закона и т.д. | Политическая программа, дебаты | Создание партий, участие в выборах, |
2. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке. Приведите примеры взаимосвязи природы, человека и общества.
Человек является биосоциальным существом.
«БИО-» - Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую).
Расы – это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.).
Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде.
В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи.
«СОЦИАЛЬНОЕ». В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности.
В популяциях людей биологические процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение. Человек, в отличие от животных, получает информацию и формирует модель поведения не только благодаря ДНК, но и в процессе воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.
ЧЕЛОВЕК
Как биологическое существо (сходство с животными) | Как социальное существо (отличие от животных) |
Является природным существом, которое наделено инстинктами, физической силой, мозгом, органами чувств, физиологическими потребностями, способность приспосабливаться к природе. | Имеет развитый мозг, сознание – самопознание, мышление, осознанность и свободу выбора цели, поведения, членораздельная речь, развитую кисть – результат прямохождения (большой палец под прямым углом) – деятельность имеет преобразующий характер, труд, творчество. Является членом общества, элементом социальной группы, субъектом социальных, экономических и политических отношений. |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 286.