Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) право (законодательство); 2) юридическая практика; 3) господствующая правовая идеология.
Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных формально определенных юридических норм, устанавливаемых обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществ можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.
Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.
Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.
Структурными элементами правовой системы являются право, правосознание, юридическая практика, юридическая наука, правовая культура, правовые отношения и юридическая техника.
Право является основным элементом правовой системы: его существование определяет наличие и функционирование таких элементов, как правосознание, правоотношения и юридическая практика.
Правосознание — это субъективная сторона права, в которой проявляется знание права и отношение к нему. Интеллектуальный и эмоциональный элементы правосознания, их уровень и характер оказывают активное влияние на нормотворческую деятельность и юридической практики.
Правоотношения — это форма проявления права в поведении субъектов на основе юридических норм, их связь посредством прав и обязанностей.
Правовая культура как элемент правовой системы включает в себя уровень развития права, правосознания, правовой практики и других явлений, связанных с правом. Правовая культура отражает качественную сторону правовой системы, ее характер и степень развития.
Правовая практика включает в себя три вида юридической деятельности: правотворческую, правоприменительную и судебную практику. Правовая практика является активной стороной системы, оказывает обратное воздействие на право и другие элементы: в соответствии с потребностями практики изменяется законодательство, развивается юридическая наука и правовая культура.
Классификация правовых систем современности: понятие и критерии
Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национально. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-германская, религиозная, традиционная. 1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Традиционная правовая система. К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.
Правовая семья: понятие, сущность, содержание
В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?
На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.
Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.
Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства.
Правовая система – это вся «юридическая действительность» этого государства. В данном широком понятии принято выделять активные элементы, тесно связанные друг с другом. Это собственно право в качестве системы общеобязательных норм, регламентированных в законе, других, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правового сознания; правоприменительная практика.
По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.
Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации:
романо-германской,
англо-саксонской,
религиозная (арабская),
обычная правовая семья.
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.
Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.
Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.
Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.
Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.
К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.
К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями
Англо-саксонская правовая семья
К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:
базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
нет классического разделения на частное и публичное право;
широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.
Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.
Религиозная правовая семья
К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.
Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.
Семья обычного права
Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).
Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.
Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.
К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:
неписаный, другими словами, некодифицированный характер права;
мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев;
обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом;
осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим;
архаичность многих обычаев
месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 397.