Под источниками международного космического права следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых объективируются юридические нормы отрасли.
Источниками отрасли, без учета основных принципов межд. права, являются многосторонние (в том числе универс. и региональные) и двусторонние договоры и обычаи. Особое место среди них занимают кодифицирующие универсальные договоры.
1. Важнейшим из них является
1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела космосе 27.01.1967).
2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.,
3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами ответственности 1972 г.,
4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство1975 г.;
5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
2. Условно к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической деятельностью или пространством, например: Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о запрещении использования природной среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., уставные договоры международных космических организаций, (например, Соглашение о Международной организации спутниковой связи ИНТЕЛСАТ 1968 г.).
3. Для отрасли в качестве источников выступают обычно-правовые нормы, которые регулируют границы воздушного и космического пространства, вход космических аппаратов и искусственных спутников Земли в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них также имеют универсальный характер.
4. В качестве источников МКП выступают также следующие резолюции, подготовленные Комитетом Генеральной Ассамблеи и принятые ООН:
1) Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевещания, в 1986 г. —
2) Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, в 1992 г. —
3) Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г.,
4) Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства в 1982 г
5.. Многие государства — участники космической деятельности имеют законодательство о космической деятельности в космосе. В США действует Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984, в Швеции — Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании — Закон о космическом пространстве 1986 г., в Италии — Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., в РоссииЗакон о космической деятельности 1993 г. с последующей редакцией в 1996 г., аналогичные законы были приняты в Франции и других странах, На основании Закона, универсальных актов отрасли заключаются международные договоры России с иностранными государствами и межгосударственными организациями. Так, в 1998 г. между Правительством России и Европейским космическим агентством было заключено Соглашение относительно особого порядка ввоза и вывоза товаров для сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, в 2000 г. вступило в силу Соглашение о создании в рамках СНГ Межгосударственной финансово-промышленной группы «Интернавигация» по внедрению современных спутниковых технологий для развития навигационной инфраструктуры СНГ на основе взаимовыгодной экономической деятельности как самими государствами, так и их предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, с США, КНР, Францией, Венгрией и др. странами.
Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.
естественных небесных тел, космических объектови космонавтов.
Принципы МКП.
Наибольшее значение для определения режима космоса в целом имеют основные принципы международного права — запрещения применения силы, мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, невмешательства в дела, входящие во внутреннюю функцию государства а также принципа сотрудничества государств.
Специальные принципы международного космического права. Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип 1: запрещаются применение силы и угрозы силой, а также любые враждебные действия в космосе или из космоса в отношении Земли. Раскрывая это требование, можно сказать, что запрещается использование космического пространства, Луны и небесных тел в качестве театра войны и военных действий как в космосе, так и в отношении Земли, для размещения военных станций, баз и укреплений, а также аналогичная деятельность в мирное время с целью подготовки военных действий.
2.запрещающий национальное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел, закрепленный в Договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Указанные пространства, являясь общим достоянием (космическое пространство) и наследием (Луна) человечества, не могут быть «...собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица». Это же относится к их частям и ресурсам .
3.свобода исследования и использования космоса на благо всех государств независимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в космической деятельности. Соответственно эта свобода ограничена требованием обращения добытых ресурсов на благо всех стран. Так, в случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства обязаны информировать Генерального секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы и образцы принадлежат добывшим их государствам. Естественно, эта ситуация потребует в дальнейшем детального правового регулирования.
4.Принцип предотвращения вредного загрязнения космического пространства тесно связан с глобальной задачей охраны окружающей среды. Его содержание обязывает государства действовать «с предосторожностью», чтобы не наноситьущербкосмосу в процессе исследования и использования. Юридические обязательства государств по экологической защите космоса являются важнейшим элементом его правового режима. Статья IX Договора по космосу 1967 г. называет его в числе важнейших норм отрасли; в дальнейшем он конкретизируется в Соглашении о Луне 1979 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, материалах конференции АЭРОСПЕЙС и др.
Государства обязуются использовать космос таким образом, чтобы избегать его загрязнения в результате антропогенной деятельности, предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия космической среды, для чего необходимо контролировать деятельность ядерных установок на, космических объектах, публиковать данные оценки ядерных источников энергии на борту космических объектов до их запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г. и ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.).
5. Принцип международной охраны космической среды. Он обязывает гос-ва не наносить ущерб космосу в процессе его исследования и использования.
6. Правовой режим космических объектов. Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства является наличие в нем искусственных небесных} тел пилотируемых » непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты — установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел.
Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвент о регистрации 1975 г. требует от государства:
1) регистрации внесения его в национальный регистр и лее — в Реестр Генерального секретаря ООН 2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла быть проведена идентификация объекта или его частей в случи обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (запуск «Радиоастрона» — уникального телескопа — высоту 360 тыс. км осуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.
Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам. Положения о защите права собствен включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, и Японией. Уникальность последнего заключается не в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы илиоборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяет на них свое национальное законодательство .
Правовой статус космонавтов. Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. Космонавтом — членом космического экипажа считается:
1) гражданин одного из участвующего в запуске государств;
2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт — член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Соглашения 1998 г. государство — участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами». Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.
В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций. Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве
Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям (преступлениям) относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса (например, испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера, вывод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием | массового уничтожения; военное или иное любое использование' средств воздействия на космос, которое может иметь широкие,; долгосрочные или сопоставимые с ними серьезные последствия, используемое в качестве способов разрушения, нанесения ущерба, причинения вреда любому другому государству).
Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).
Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями.
В известной мере можно говорить и о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений международного характера. По крайней мере два состава можно считать сложившимися — присвоение и последующая контрабанда метеоритов и ярко проявившееся в связи с аварией «Колумбии» в 2003 г. «космическое мародерство», т. е. присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы.
В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие — уголовная ответственность космонавтов (по Соглашению — «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место совершения преступления — внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.
Особенности института ответственности в отрасли космического права:
1, в любом случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его виной.
2. Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организации ответственность наравне с ней несут государства — члены организации.
3 Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан, национальных юридических лиц.
4. Пострадавшее государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств -причинителей и даже третьих государств, если ущерб', причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).
5. Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.
6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г., обеспечивает интересы истца.
7. В случае если потерпевшей оказывается сама международная организация, иск от ее имени может быть предъявлен одним из государств-членов.
8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.