Международные интеграционные объединения и их правовая природа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово «интеграция» (от лат. integratio — восполнение или integer — целый) - особый этап в процессе интернационализации (усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик) хозяйственной жизни. Это процесс сближения экономик стран на региональном уровне, формирующий предпосылки для глобального взаимодействия уже групп стран в процессе развития мирового хозяйства.

Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства. Таким образом, формируются сложные интеграционные процессы как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Международную интеграцию можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных и управленческих структур на различных уровнях и в различных формах.

Основные предпосылки возникновения интеграционных процессов:

Территориальная близость государств. Интеграционные процессы легче всего возникают на региональном уровне на основе исторически сложившейся региональной общности, предполагающей территориальную близость, сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории и пр.

Сходство уровней экономического развития стран.

Общность экономических, политических, социальных и прочих интересов.

Наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.

В своём развитии процесс интеграции проходит несколько этапов:

Преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

Создание зоны свободной торговли - полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с 3ми странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с I960 года.

Таможенный союз—отмена группой национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран, беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона.

Общий рынок — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Экономический союз предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

Валютный союз -форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

согласованное плавание национальных валют;

установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц;

создание единой региональной валюты;

формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро»- наиболее яркий пример валютного союза.

Политический союз - передача национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам.

Наибольшее развитие интеграционные объединения различного типа получили во второй половине ХХ века.

В последние десятилетия процесс создания интеграционных группировок захватил страны на каждом континенте и примером для всех является положительный опыт развития ЕС. В 1970 годы процесс интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграционных объединений во всех частях мира, в 80-е годы в мире насчитывалось около 10 интеграционных союзов различного типа, в 90-е около 30.

Увеличение количества региональных интеграционных союзов, многообразия их форм обосновано усилением экономической дифференциацией в мире и осознанием необходимости укрепления национально-государственных позиций в глобальном конкурентном пространстве.

В современной мировой экономике ярко выражены четыре «зоны» интеграционного развития, в которых создаются и функционируют крупные интеграционные союзы:

- Европейский континент;

- Северная Америка;

- Азиатско-Тихоокеанский регион;

- Африка и Южная Америка.

Каждая из «зон» определяется экономическим уровнем стран, возможностями международной торговли, направлением политической системы и своеобразно интеграционной моделью развития с учетом особенностей региона.

Наиболее развитая в мире интеграционная группировка – Европейский союз, расширив свое членство с 6 до 27 стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трёх интеграционных сообществ — Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50—е гг. ЕС - наиболее развитое на сегодняшний день интеграционное объединение.

Другим практическим примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г.

В Южной Америке интеграционные процессы реализуются через созданный в начале 90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР (IОжноамериканский общий рынок), куда вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также новые индустриальные страны «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.

Рассматривая интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств, следует признать их значительную противоречивость и непоследовательность. Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России — естественного интеграционного ядра СНГ.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 289.