Основы безопасности и правила поведения на железной дороге
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы безопасности и правила поведения на железной дороге

(методическое пособие)

Н. Новгород

2013

 

А в т о р – с о с т а в и т е л ь:

В.Г. Пичененко, канд. воен. наук, профессор кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО

 

П о д р е д а к ц и е й: 

 

И.В. Игнатьевой, зам. начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Горьковской железной дороги

 

Основной целью методического пособия является профилактика случаев детского травматизма на территории объектов инфраструктуры Горьковской железной дороги и оказание помощи педагогам общеобразовательных организаций в подготовке и проведении занятий и уроков безопасности по теме: «Основы безопасности и правила поведения на железной дороге». Несмотря на принимаемые меры по уменьшению случаев травматизма и смертности на объектах Горьковской железной дороги дети продолжают получать тяжелые травмы, в том числе и со смертельным исходом.

Это вызывает острую необходимость проведения дополнительных занятий с учащимися в общеобразовательных организациях и издания пособия, в котором в одном месте были бы собраны материалы по вопросам безопасности и правилам поведения на железной дороге для граждан и детей всех возрастов.

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………..4

Материалы для проведения занятий с учащимися 1-4 классов

общеобразовательных организаций ………………………………10

Материалы для проведения занятий с учащимися 5-11 классов

общеобразовательных организаций ………………………………39

Заключение …………………………………………………………..93

Литература …………………………………………………………..94

Приложения …………………………………………………………96

 

 

Введение

 

ОАО «Российские железные дороги» во взаимодействии с органами внутренних дел на транспорте и другими транспортными организациями реализовывают профилактические меры, направленные на минимизацию риска травмирования подростков в зоне движения поездов. Одним из направлений такой работы является проведение во всех регионах России оперативно – профилактических мероприятий, таких как «Осторожно - поезд!», «Безопасность», «Граффист» и др. Только в первом полугодии отделами внутренних дел на транспорте (ОВДТ) проведено около 9 тыс. рейдов и специальных мероприятий. В результате такой деятельности в дежурные части ОВДТ за различные нарушения доставлено 35 тыс. несовершеннолетних, в т. ч. за административные правонарушения – 25,5 тыс., за действия, угрожающие безопасности на железной дороге, – более 22 тыс., выявлено 243 «зацепера».

Проводится информационно-разъяснительная работа с населением, особенно активизируется она в преддверии летнего сезона. В общеобразовательных организациях проводятся беседы и лекции по правилам поведения на железнодорожном транспорте, который является зоной повышенной опасности. Подросткам объясняется, что такое увлечение как «зацепинг» может стоить здоровья или даже жизни, какие последствия наступают за совершение несовершеннолетними правонарушений на объектах транспорта. Разрабатываются и распространяются среди граждан памятки, рассказывающие о безопасном поведении на железнодорожном транспорте (размещены на сайте МВД России).

Вместе с тем, в 2013 году зафиксировано увеличение детского травматизма. По данным ОАО «РЖД» за 6 месяцев зафиксировано травмирование  91 несовершеннолетнего гражданина (+7,1%), из которых 58 погибли. Основной причиной травматизма несовершеннолетних является грубое нарушение правил личной безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта: переход железной дороги в неустановленных местах, езда на крыше и между вагонами, игры на железнодорожном полотне и другие «развлечения». Подростки, находясь непосредственно вблизи или на железнодорожных путях, не могут услышать сигнал приближающегося поезда из-за того, что в это время слушают музыку посредством плеера или мобильного телефона (в наушниках).

Для усиления пропаганды, призванной закрепить среди населения стереотип безопасного поведения на объектах транспорта, формирования личности граждан нашей страны, ответственно относящихся к личной безопасности, Директору департамента государственной политики в сфере общего образования  Минобрнауки  России предложено расширить школьный предмет «ОБЖ» разделом «Безопасное поведение при нахождении на железнодорожном транспорте».

Главное управление на транспорте МВД России вместе с ОАО «Российские железные дороги» обратились в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением включить в учебную программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» темы по безопасному нахождению детей на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Министерство образования Нижегородской области в письме от  23.09.2013г. № 316-01-100-2871/13 «О проведении мероприятий, направленных на снижение детского травматизма на железной дороге» акцентирует внимание на то, что остается напряженной обстановка по обеспечению безопасности детей на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. За 9 месяцев 2013 года на территории Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в результате травмирования подвижным составом пострадало 187 человек, из них 136 со смертельным исходом. Несовершеннолетних граждан травмировано 8 человек, из них 4 смертельно. Электротоком травмировано 20 человек, в том числе 4 со смертельным исходом. Несовершеннолетних травмировано 15 человек, в том числе 2 со смертельным исходом.

Практика показывает, что граждане получают серьезные травмы по собственной невнимательности, игнорируя существующие правила безопасности во время нахождения на железнодорожных объектах.

Случаи травмирования несовершеннолетних в 2013 году:

Ø 07.01.2013 на станции Правдинск смертельно травмирован учащийся, 14 лет.  При попытке подняться на вагон, подросток приблизился к контактному проводу и был поражен электрическим током;

Ø 20.02.2013 на перегоне Правдинск – Заволжье смертельно травмирован подросток, 15 лет. При приближении к железнодорожному переезду, локомотивная бригада увидела человека, приближающегося к железнодорожному пути, который на сигналы большой громкости не реагировал. Машинист незамедлительно при скорости 95 км/ч совместно с подачей звукового сигнала применил экстренное торможение, но ввиду малого расстояния и большой скорости наезд предотвратить не удалось;

Ø 13.03.2013 на станции Луза был травмирован подросток,  17 лет.  Пострадавший, находясь в состоянии алкогольного опьянения, шел от железнодорожного вокзала вдоль железнодорожного пути. При проходе поезда по главному пути подростка качнуло, он ударился о вагон, в результате чего его отбросило на бровку;

Ø 01.04.2013 на станции Сережа электротоком травмирован несовершеннолетний, 16 лет. Вместе с другом подросток поднялся на железнодорожный мост с целью побросать снежки в проходящие поезда. Наклонившись вниз, ближе к электропроводам, несовершеннолетний попал под действие разряда электрической дуги, получив ожоги 90% поверхности тела;

Ø 06.04.2013 на станции Яр были травмированы две девочки, 10 лет. Травмирование произошло при производстве маневровых работ при осаживании состава вагонами вперед. В нарушение правил поведения на объектах железнодорожного транспорта девочки шли вдоль железнодорожных путей (направлялись в школу), где и оказались в габарите движения состава;

Ø 18.05.2013 на перегоне Киров – Киров-Котласский травмирована девушка, 16 лет, которая  находилась в состоянии алкогольного опьянения, намеревалась перейти железнодорожные пути в неустановленном месте. Предупреждающего сигнала поезда не слышала, прослушивала музыку через наушники;

Ø  26.05.2013 на ст. Дзержинск травмирован учащийся, 14 лет, который  поднялся на железнодорожную цистерну, находящуюся на 6 пути ст. Дзержинск, где и был поражен электротоком;

Ø 31.05.2013 на станции Правдинск смертельно травмирован молодой человек, 17 лет. При попытке подняться на вагон-цистерну, травмирован электрическим током с последующим падением в междупутье;

Ø 02.06.2013 на перегоне Поздино – Лянгасово смертельно травмирована учащаяся, 15 лет. При следовании грузового поезда в кривом участке пути в непосредственной близости от железнодорожного полотна, спиной к поезду шла девушка. На подаваемые сигналы большой громкости девушка не реагировала и продолжала двигаться в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Было применено экстренное торможение, но ввиду малого расстояния столкновения с девушкой избежать не удалось;

Ø 12.06.2013 на перегоне Лянгасово – Поздино смертельную электротравму  получил несовершеннолетний, который торопился с дачного участка в г. Киров. В целях экономии времени подросток не пошел к железнодорожному пешеходному мосту, а попытался перелезть через стоящий грузовой состав;

Ø 18.06.2013 в районе подъездных путей станции Казань получил ожог 60% поверхности тела  учащийся несовершеннолетний, 15 лет. Недалеко от своего дачного участка подросток катался на велосипеде. Со слов очевидцев несовершеннолетний, оставив велосипед на земле, полез на крышу вагона стоящего на пути грузового состава;

Ø 20.06.2013 на станции Яр электротоком травмирован несовершеннолетний, 1997 г.р. Подросток забрался на локомотив, затем на крышу вагона. В результате поражения электрическим разрядом у несовершеннолетнего поражено 80% поверхности тела;

Ø 24.06.2013 на станции Владимир смертельно травмирована девушка 1998 г.р., которая забралась на рефрижератор, находящийся под автомобильным мостом, в результате чего оказалась в зоне действия электрического тока.

Ø 03.07.2013 на ст. Кизнер травмирован учащийся, 10 лет. Несовершеннолетний поднялся на цистерну, находящуюся в составе поезда, стоящего на 16 пути ст. Кизнер, в результате чего был поражён электротоком;

Ø 21.07.2013 на станции Кудьма был смертельно травмирован подросток, 1998 г.р. Пострадавший поднялся на цистерну и был поражен электрическим током;

Ø 30.07.2013 на перегоне Сосновка – Кизнер травмирован учащийся несовершеннолетний, 10 лет. Подросток получил термический ожог 35% тела на железнодорожном мосту через реку Пыжманка на 962 км;

Ø 11.08.2013 на ст. Пильна травмирован  несовершеннолетний. Подросток поднялся на контейнеровоз в составе поезда и был поражен электротоком;

Ø  12.08.2013 на ст. Чернушка травмированы двое несовершеннолетних. Девочки  поднялись на цистерну, стоящую на 3 пути ст. Чернушка и были поражены электротоком;

Ø  22.08. 2013 на ст. Ветлужская  учащийся  2003 г.р.  попал под напряжение контактной сети на 4 пути при попытке взобраться на хоппер-дозатор;

Ø  04.09.2013 на перегоне Зелёный Дол – Васильево травмирован подросток, 16 лет. Следуя по перегону, примерно за 500 метров, машинист увидел переходящего через железнодорожные пути человека. Машинист подал звуковой сигнал. Когда оставалось около двухсот метров, человек остановился в колее железнодорожного пути лицом к приближающемуся поезду, он не уходил и на подаваемые машинистом сигналы большой и малой громкости не реагировал. Одновременно с подачей сигналов, машинист применил экстренное торможение. Из-за малого расстояния наезд предотвратить не удалось. После полной остановки поезда помощник машиниста осмотрел место происшествия и доложил машинисту, что пострадавший жив, но после от полученных травм он скончался.

Ø 18 сентября 2013г. на перегоне Петушки – Костерово травмирован  учащийся, 14 лет. Пострадавший с друзьями решил съездить в г. Петушки. В 19ч.12 минут компания из трех человек села в электропоезд сообщением Владимир - Москва в середину состава. После отправления электропоезда со станции Костерево, через пять минут ребята вышли в тамбур. Пострадавший, слева по ходу движения состава стал разжимать автоматическую дверь тамбура. Сначала он отжал правую створку двери и прижался к ней спиной, затем ногой отжал левую створку двери и встал между открытых створок, удерживая их спиной и ногой, одновременно периодически высовываясь наружу в открытую дверь. Друзья потерпевшего сделали  ему замечание, что бы он прекратил разжимать двери, так как это небезопасно. Погибший на замечание ответил, что ничего страшного в этом нет, что он и ранее неоднократно проделывал эту процедуру. Неожиданно левая створка двери закрылась, так как пострадавший убрал ногу, учитывая, что основной частью тела он высунулся наружу, не удержался на ногах и выпал из состава.

Сложившееся положение с детским травматизмом на железной дороге, - по оценке ГЖД, - свидетельствует о незнании детьми Правил поведения на железной дороге и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

Таким образом, проблема травматизма детей на объектах ГЖД на сегодняшний день является актуальной. В связи с этим, с  целью предупреждения травматизма на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта  с 16.09.2013 года объявлен профилактический месячник "Путь твоей безопасности", в период проведения которого запланировано проведение мероприятий, направленных на снижение детского травматизма на железной дороге.

Министерство образования Нижегородской области обратилось с просьбой к руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, руководителям государственных образовательных учреждений Нижегородской области организовать проведение лекций и бесед в подведомственных образовательных организациях по предупреждению травмирования детей на объектах железнодорожного транспорта.

Материалы для проведения занятий с учащимися 1-4 классов общеобразовательных организаций

(информация для педагога)

Каждому из нас приходится сталкиваться с железной дорогой. Одним чаще, другим реже. Одни слышат гудок поезда  вдалеке, другие вблизи наблюдают за проходящим поездом. Третьим раз в год приходится уезжать в отпуск. А многие из учеников пользуются железнодорожным транспортом, или пересекают железнодорожные пути ежедневно при следовании в школу, на тренировку, в кино и т.д.

Железная дорога – зона повышенной опасности и каждому человеку нужно обязательно знать элементарные правила поведения в зоне железной дороги. От этого зависит его жизнь и судьба, а также его родных и близких. Из-за несоблюдения требований личной безопасности, неосторожности и поспешности гибнут люди.

Многие из детей ищут приключения, причем в самых не подходящих для таких забав местах. Например, на железной дороге.

Шалости детей накладывающих посторонние предметы на железнодорожные пути, бросающих камни в пассажирские поезда, электрички и локомотивы приводят к получению различной тяжести травм пассажиров, к сбоям в движении поездов и создают угрозу безопасности движения поездов, а также получению травм самими детьми.

Так, например:

Два мальчика, укладывали на рельсы камни перед приближающимся поездом. При приближении поезда подростки стали убегать через соседний путь, по которому в это время следовал почтово-багажный поезд. Дети выскочили на путь перед близко идущим поездом. Машинист, увидев неожиданно выбежавших на путь детей, применил экстренное торможение, но наезд в виду малого расстояния предотвратить не смог. Один из ребят скончался на месте, а другой получил тяжёлые травмы.     

Во время летних каникул трое подростков, решив прогуляться, вышли к железной дороге и стали «развлекаться» бросая камни в проходящие поезда. Боясь быть пойманными, они убегали в расположенную вблизи путей лесопосадку. После проезда поезда они выходили и ждали следующий поезд. В очередной раз двое подростков остались на насыпи, а один вышел на железнодорожное полотно перед поездом, чтобы бросить камень в лобовое окно локомотива. Но убежать с пути он не успел, и был сбит поездом, получив тяжелые увечья.

Охотников понаблюдать за тем, что может случиться с поездом, если он наедет на деревянную, каменную или металлическую преграду, не убывает. Не может быть, чтобы хулиганы 12, 14, 16 лет не знали о последствиях этих шалостей, в результате которых страдают люди, окружающая среда и причиняется значительный материальный ущерб.

Как показывают материалы расследований несчастных случаев – основными причинами получения травм гражданами являются грубые нарушения ими Правил безопасности на железнодорожном транспорте. Это хождение по путям в неустановленных местах, неоправданная ничем спешка и беспечность, нежелание пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и настилами (зачастую граждане прыгают с платформ на железнодорожные пути, в целях экономии времени), а порой и незнание правил безопасности на железнодорожном транспорте.

Чаще несчастные случаи происходят тогда, когда железнодорожное полотно используется как пешеходные дорожки, что категорически ЗАПРЕЩЕНО. Поэтому каждый человек, находящийся вблизи железной дороги должен проявлять повышенную бдительность.

Основными причинами травмирования несовершеннолетних граждан железнодорожным подвижным составом и поражения электротоком контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности, установленных на железнодорожном транспорте, отсутствие контроля родителей за местонахождением своих детей.

При отсутствии контроля и недостаточной разъяснительной работе в школах дети забираются на крыши вагонов, бесцельно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках железнодорожных вагонов.

Необходимо обратить особое внимание на участившиеся случаи травмирования  подростков, которые слушают музыку в наушниках, находясь в зоне повышенной опасности. Такое отношение приводит к трагическим последствиям.

Также следует обратить внимание на распространение таких движений, как «зацепинг» и «руфрайдинг»: молодые люди, в том числе и несовершеннолетние, ездят на крышах электропоездов, межвагонных сцепках, записывая себя на видеокамеры, и выкладывают отснятые сюжеты на своих сайтах. За 5 месяцев текущего года 32 человека рисковали своей жизнью, передвигаясь на крышах вагонов или в других,  не приспособленных для проезда пассажиров местах, в том числе выявлено 8 несовершеннолетних правонарушителей, относящихся к неформальному движению «зацепинг». Один из подростков получил тяжелые травмы при спрыгивании с движущегося грузового подвижного состава.

Следует отметить, что, залезая на крыши подвижного состава, курсирующего по Горьковской железной дороге молодые люди подвергают свою жизнь смертельной опасности дважды, как в результате падения с подвижного состава, так и при получении электротравмы от поражения электротоком контактной сети.

В отличие от Московской железной дороги, где эксплуатируется контактная сеть на постоянном токе напряжением 3000 Вольт, Горьковская железная дорога электрифицирована на переменном токе, с напряжением в контактном проводе 27500 Вольт.

Поезда по железным дорогам следуют со скоростью 60 - 120 км/час. Если взять максимальную скорость, то по расчету поезд за 1 мин пройдет 2 км, а за 1 секунду - 33,3 м.

На участке Петушки – Нижний Новгород организовано движение скоростных поездов «САПСАН», скорость которого на отдельных участках достигает   200 км/ час, т.е.  за 1 секунду поезд проходит расстояние равное 55 метрам. Неожиданное появление человека на путях может привести к несчастному случаю и нарушению движения поездов, а резкое торможение к крушению поезда с гибелью многих людей.

Если идти по путям, то можно оказаться между двумя встречными поездами и человека может затянуть под колеса поезда воздушным вихрем, и он погибнет.

Железная дорога – не место для прогулок. Так группа подростков решили прогуляться по железнодорожным путям. После оповестительных сигналов подаваемых машинистом они сошли с пути, но две девушки Ольга и Екатерина  (15 и 16 лет) оказались в габарите подвижного состава, т.е. отошли на незначительное расстояние от пути. Машинистом было применено экстренное торможение, но уже ничего нельзя было исправить. Одна девушка была травмирована смертельно, другую с тяжёлыми травмами на скорой помощи отправили в больницу.

Первый класс

Второй класс

Цель:

Ø Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Ø Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи

Образовательные:

Ø Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

Ø Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие:

Ø Развивать умение реально оценивать возможную опасность.

Ø Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Ø Развивать творческие способности  учеников начальных классов.

Воспитательные:

Ø Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Ø Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Ход занятия.

Демонстрируется слайд в одной части которого  изображен костер,  в другой части – пожар.

Учитель: Что изображено слева? (костер)  А справа?... (пожар)

Учитель: Что общего у костра и пожара?

Дети: Костер и пожар возникают из-за огня.

Учитель: В чем разница между костром и пожаром?

Дети: Костер разжигают люди, для того, чтобы согреться или приготовить пищу, а пожар возникает из-за неосторожного поведения с огнем и причиняет вред имуществу, жизни и здоровью.

Учитель: Знаете ли вы правила обращения с костром?

Дети: Разжигать костер вдали от деревьев и сухой травы; не разжигать костер при сильном ветре; не оставлять разожженный костер без присмотра; после использования полностью потушить.

Учитель: Костер — надежный друг человека лишь при умелом и "уважительном!" обращении с огнем!

Какие вы знаете правила противопожарной безопасности?

Дети: Не оставлять включенными электроприборы; не играть с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками); не зажигать  без взрослых фейерверки, свечи или бенгальские огни; обнаружив пожар, звонить в пожарную службу по номеру –01 (мобильный 112).

Вывод беседы:

Огонь бывает разный

Бледно - жёлтый,

Ярко – красный,

Синий или золотой

Очень добрый,

Очень злой.

Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Основная часть:

Учитель: Ребята, вы много знаете о противопожарной безопасности в доме, на природе! А может ли путешествие на поезде стать пожароопасным? Для того чтобы это выяснить отправимся  мысленно на вокзал.

Учитель: Мы в пассажирском вагоне.

Как вы думаете, есть ли здесь опасные предметы?

Дети: В вагоне поезда есть отопительные устройства, осветительные приборы и электропроводка.

Учитель: Как должны вести себя пассажиры, чтобы путешествие было безопасным?

Дети:

1. Не играть с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками).

2. Не перевозить огнеопасные запрещённые к перевозке в пассажирских вагонах грузы.

3. При входе в вагон ознакомиться с планом эвакуации.

4. При обнаружении задымления или очага возгорания сообщить проводнику.

5. При возникновении чрезвычайной ситуации не поддаваться панике.

Учитель: Давайте с помощью рисунков-схем нарисуем памятку безопасного путешествия. Постарайтесь придумать символы, которые могут напоминать о правилах противопожарного поведения.

Дети рисуют индивидуальные памятки противопожарной безопасности в поезде.

Учитель:

Работники Российских железных дорог заботятся о безопасности своих пассажиров – вагоны проверяют на станциях формирования поездов. Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности устраняют до подачи вагонов под посадку пассажиров. Вагоны оборудованы средствами автоматического оповещения о чрезвычайной ситуации, планами эвакуации, огнетушителями.

Но если вдруг случится беда – кто поможет нам тогда?

Дети делают сообщения, приготовленные совместно с родителями:

Первый ребенок: Пожарные поезда на железных дорогах существуют с 1917 года. Изначально они были призваны тушить пожары только на объектах железнодорожного транспорта. Сегодня их функции значительно шире: это и ликвидация аварий при разливе опасных грузов из железнодорожных цистерн, тушение пожаров в населенных пунктах, а также оказание помощи спасателям при локализации лесных и торфяных пожаров.

Второй ребенок: В состав пожарного поезда входит вагон – насосная станция с пожарными мотопомпами и 2 цистерны - водохранилища с водой ёмкостью от 50 до 72 куб. м. При необходимости к нему добавляются ещё одна – две дополнительные цистерны с водой. В состав пожарного поезда первой категории (специализированного) входит так же аварийно – перекачивающая насосная станция для перекачки светлых нефтепродуктов из неисправных цистерн в исправные.

Заключительная часть:

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы много узнали о противопожарной безопасности в пассажирских поездах, узнали о работниках железной дороги, которые приходят на помощь в чрезвычайных ситуациях. Возможно, кто-то из вас, выберет в будущем благородную профессию, связанную с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте.

Третий класс

Тема занятия: «Внимание! Железная дорога!»

Цели:

Ø закрепление правил безопасного поведения на объектах железной дороги;

Ø воспитание познавательной активности, чувства коллективизма.

Ход занятия:

В настоящее время  железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом передвижения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен.  Но, тем не менее, опасность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее одного километра тормозного пути. Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы.  Перечислите опасности, которым могут подвергнуться люди в этих местах. Сформулируйте причины опасностей.

Игра

Дети выбирают любое число от 1 до 9, получают вопрос и отвечают на него.

1. Что обозначает этот знак? (Железнодорожный переезд со шлагбаумом)

2. Где следует переходить железную дорогу?

(Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».)

3. Что обозначает этот знак? (Двухпутная железная дорога)

4. Что обозначает этот знак? (железнодорожный переезд без шлагбаума)

5. Что обозначает этот знак? (приближение к железной дороге)

6. Можно ли переходить железную дорогу в местах стрелочных переводов? Если нет, то почему? (Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов). Поскользнувшись можно застрять между остряком, который перемещается для подготовки маршрута движения подвижного состава с одного пути на другой, и рамным рельсом.

7. Правила ожидания поезда на платформе.

(При ожидании поезда запрещены на платформе какие-либо игры).

Не бегать на платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда, не стоять ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

Подходить непосредственно к вагону после полной остановки поезда.

Посадку в вагон и выход из него производить только со стороны перрона или посадочной платформы.

Быть внимательным, чтобы не оступиться и не попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой)

 

8. Что обозначает этот знак? (Однопутная железная дорога)

9. Какое минимальное расстояние должно быть до рельсов при движении вдоль железной дороги? (при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе 5 м к крайнему рельсу)

Правило 1.

Нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или для сокращения время.

Правило 2.

Запрещается бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождении поезда без остановки.

Правило 3.

Запрещается подлезать под стоящие на путях вагоны.

Правило 4.

Запрещается производить посадку и высадку на ходу поезда.

Правило 5.

Запрещается переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.

Правило 6.

Запрещается проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов.

1. Подведение итогов:

Обобщение основных правил безопасности на железной дороге:

1. При движении вдоль железнодорожного пути не подходить ближе 5м к крайним рельсам.

2. На электрифицированных участках не подниматься на опоры, не прикасаться к спускам, идущим от опоры к рельсу, и лежащим на земле оборванным электропроводам.

3. Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».

4. Перед переходом по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.

5. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановиться и пропустить их, только убедившись, что на соседних путях отсутствует движущийся подвижной состав, можно продолжать переход.

6. При переходе через пути не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки.

7. Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следить за звуковой и световой сигнализацией, а также положением шлагбаума.

8. Пути переходят при открытом шлагбауме, а при его отсутствии – когда нет близко идущего подвижного состава.

9. При ожидании поезда на платформе какие-либо игры запрещены.

10. Не бегать на платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда, не стоять ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

11. Подходить непосредственно к вагону после полной остановки поезда.

12. Посадку в вагон и выход из него производить только со стороны перрона или посадочной платформы.

13.Быть внимательным, чтобы не оступиться и не попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой.

Четвертый класс

Тема занятия: Железнодорожный транспорт.

Цель: расширить знания учащихся о зонах повышенной опасности на железнодорожном транспорте и правилах безопасного поведения.

Задачи:

Образовательная: Актуализировать знания о правилах поведения на железнодорожном транспорте.

Развивающая: Развивать критическое мышление, самостоятельность, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.

Воспитательная: Способствовать воспитанию культуры умственного труда, формировать коммуникативные качества личности, чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска «Smart».

Ход занятия:

Учитель: Наш урок мы начинаем с загадок. Ваша задача отгадать загадки и сформулировать тему урока.

Я зашел в зеленый дом,    

Но недолго пробыл в нем.                       

Оказался этот дом       

Быстро в городе другом!
   (Поезд)                                                              

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка,

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.

(Железная дорога и паровоз)

Учащиеся формулируют тему урока

Историческая справка

13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург – Царское Село – Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской    железной    дороги  руководил   австрийский  инженер   Ф. Герстнер.

 Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения этого вопроса специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.

    Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.

 В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.

 Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.

Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут.

    На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.

Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее "увеселительной". Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.

 Одновременно с подготовкой инженерных кадров  Ф. Герстнером в 1837 году была построена Царскосельская железная дорога, связавшая столицу с Царским селом. Этот полигон позволил выполнить следующую задачу — строительство к 1851 г. двухпутной железной дороги Санкт-Петербург — Москва, а затем к 1862 г. дороги Санкт-Петербург — Варшава. В 1851 году Николай I поделил технический персонал обслуживающий железнодорожные пути на роты и с 6 августа появились железнодорожные войска. Согласно указу императора было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек, что и положило начало формирования первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций охраны мостов и железнодорожных переездов.

Первый в истории России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 году.

По общей протяженности железных дорог лидирует США. Страна вдоль и поперек опоясана железнодорожными полотнами общей длиной, близкой к 300 тыс. км. Это больше, чем общая протяженность железных дорог всех развитых западных стран, вместе взятых и примерно вдвое больше, чем железнодорожная сеть СНГ.

Учитель: Наша страна тоже покрыта сетью железных дорог. И на сегодня железнодорожный транспорт остаётся самым распространённым видом передвижения, самым безопасным. Но, как и на общественном транспорте, на нем, имеются зоны повышенной опасности. Подумайте и назовите их.

Опасные зоны:

Ø вокзалы,

Ø посадочные платформы,

Ø вагон, в котором пассажиры совершают поездку,

Ø железнодорожные пути,

Ø переезды.

И как приятно с весёлой компанией мчаться в уютном вагоне, рассматривать бегущие за окном пейзажи, знакомиться с новыми людьми.

На этом уроке нам предстоит узнать, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать, как сделать путешествие безопасным, без опасных «неожиданностей», которые можно и нужно предвидеть. Итак, начинаем!!       


Учитель: Вокзал.

Почему он является зоной повышенной опасности? Какие опасности подстерегают здесь? (Место большого скопления людей (потеряться, отстать от попутчиков, стать жертвой преступления - грабежа, кражи, мошенничества, совершение террористических актов).

Поэтому нужно быть внимательным, не доверять незнакомым людям, держаться рядом с родителями, друзьями, договориться, где встречаться при опоздании или отставании (у вагона, кассы, справочного бюро).

Учитель: Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на территории станции. Героиня известного мультфильма неоднократно нарушает правила безопасного поведения на территории станции. Ваша задача выявить эти нарушения. Внимание на слайд! Узнали! Конечно, непоседливая, озорная, беззаботная Маша.

Учащиеся выполняют задание, работая в малых группах-парах .

Задание:  Решить ситуационную задачу и ответить на вопрос.

Пятый класс

Сообщение темы урока

   Братцы в гости снарядились,

друг за друга уцепились и

помчались в путь далёк, лишь

оставили дымок. (поезд)

Этот вид транспорта удобен, безопасен, быстр и доступен. О каком транспорте сегодня пойдёт речь?

О железнодорожном.                                                             (учащиеся записывают тему урока, учитель комментирует)

Мы не только поговорим об этом виде транспорта, мы с вами выясним, какие правила нужно соблюдать и выполнять во время пользования железнодорожным транспортом.                                                                                                  Работа по теме урока

Выслушаем сообщения учащихся по теме: «История развития железнодорожного транспорта в России»

(выступления учащихся)                                                         (учитель может дополнить выступления)  Да, действительно, 11 ноября 1837 года была торжественно открыта первая в России пассажирская железная дорога, она связывала Санкт – Петербург с Царским Селом и Павловском.  В первом поезде из восьми вагонов разместились 256 человек, среди пассажиров были император Николай 1, министры, дипломаты. Полностью дорога  Санкт – Петербург – Москва была открыта в 1851 году. В момент своего открытия она была самой длинной в мире железной дорогой, (656 км). Спустя два года, на дороге Санкт – Петербург – Павловск произошла первая в России крупная катастрофа. Пьяный машинист забыл о приказании остановиться у Средней Рогатки для пропуска встречного состава и его поезд столкнулся со встречным. Вагоны поездов были разбиты, несколько десятков человек погибли, многие были ранены.

Наша страна покрыта густой сетью железных дорог, с каждым годом скорости движения поездов возрастают. Железнодорожный транспорт считается самым безопасным из всех видов сухопутного транспорта. Он в 10 раз безопаснее автомобильного. К сожалению, несмотря на безопасность этого вида транспорта, на железной дороге происходят аварии и катастрофы.                     Назовите наиболее опасные зоны железнодорожного транспорта? (учащиеся отвечают) – железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагоны поезда.

Работа с учебником

Рассмотрим рисунок в учебнике с изображением платформы вокзала. Найдите пассажиров, нарушающих правила безопасности на железной дороге.

(рисунок из  учебника ОБЖ 5 кл. под ред. Ю.Л. Воробьёва)

(учащиеся рассматривают рисунок, называют нарушителей, объясняют, почему так нельзя поступать)

Шестой класс

Итог урока.

Учитель: О чём сегодня шла речь на нашем уроке?

Учащиеся: Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасного поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как надо действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились с правилами безопасного поведения на пристанционных территориях.

Седьмой класс

Заключение

Повторите основные положения урока и проверьте, как учащиеся усвоили тему.

Контрольные вопросы

Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда, электрички? Что делать в случаях крушения и пожара в поезде?

Восьмой класс

Пожары

При тушении пожаров на железной дороге основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, в тушении пожара, защите соседних составов и строений от возгорания, в защите окружающей природной среды. Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м2 и более. При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо организовать их охлаждение водой. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму (брезент).

Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.

В случае горения нескольких цистерн одновременно, усилия необходимо направить на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн. При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение. При горении баллонов со сжатым или сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. В случае невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное его выгорание при постоянном охлаждении цистерны водой для снижении вероятности взрыва. При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:

Ø передвинуть горящий состав в безопасное место;

Ø тушить пожар мощными водяными струями;

Ø открыть двери и люки;

Ø согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.

Взрывы

Взрывы происходят в результате нарушения правил транспортировки взрывоопасных грузов, скопления взрывоопасной смеси на пути следования состава, пожаров, террористических актов. Взрыв цистерны со сжиженными углеводородными газами характеризуется выбросом пламени на высоту 120-150 м, отбрасыванием цистерны на расстояние до 100 м, а металлических осколков - на несколько сотен метров. В случае взрывов на железной дороге спасатели должны направить свои усилия на поиск и оказание помощи пострадавшим, обезвреживание и обеззараживание пораженных территорий, проведение контрольных измерений наличия вредных и опасных веществ в воздухе, воде и почве.

Чрезвычайные ситуации с аварийно опасными химическими веществами (АХОВ)

 

Остановку выброса АХОВ проводят путем заделки отверстий в емкости или перекачиванием (перегрузкой) опасных грузов в запасные емкости или безопасное место. Заделка течи осуществляется с использованием деревянных (пластмассовых, свинцовых) клиньев, забиваемых в отверстия. Иногда применяются хомуты или бандажи. Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы и контейнеры, нейтрализацией АХОВ специальными растворами и адсорбентами. После этого проводится дегазация территорий и транспортных средств и санитарная обработка личного состава.

Все меры по ликвидации ЧС с АХОВ должны осуществляться с учетом характера груза и мерами предосторожности, указанными в аварийной карточке, а также указаний сопровождающих груз проводников и специалистов грузоотправителя.

Взаимодействие при таких ЧС крайне важно, т.к. кроме чисто технических проблем - разборки завалов, тушении пожаров, восстановлении железнодорожного пути и т.п., приходится решать проблемы с привлечением дополнительных сил охраны общественного порядка, пожарной, медицинской службы, решать такие сложные, требующие больших затрат времени вопросы, связанные с розыском и оповещением родственников погибших, их встречей и размещением, опознанием погибших, отправкой оставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов ложится, как правило, на плечи председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

При таких ЧС, как правило, выделяют оперативную группу, которая выполняет следующие задачи:

Ø организацию и непосредственное осуществление в районе катастрофы непрерывного контроля и изучения обстановки, оценку масштабов и прогнозирование дальнейшего ее развития;

Ø выработку предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды в зоне ЧС, представление на утверждение предложения о плане работ по ликвидации ЧС, задействованию сил и средств РСЧС и осуществление реализации принятых председателем КЧС решений;

Ø координацию действий подсистем РСЧС, привлечение к работам сил и средств войск ГО, подготовку предложений об использовании всех видов ресурсов;

Ø принятие на себя (по указанию председателя КЧС) непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;

Ø организацию и контроль оповещения населения о ЧС, принятие участия в планировании и организации эвакуации населения из района ЧС;

Ø обеспечение работы в районе ЧС представителей СМИ, подготовку материалов для прессы о ходе работ по ликвидации ЧС;

Ø обобщение опыта работы по ликвидации ЧС, подготовку отчетов о проделанной работе, расходах материальных и финансовых средств.

 

Девятый класс

Таблица 1

Сила тока, мА Переменный ток 50 – 60 Гц Постоянный ток
0,6 – 1,5 Легкое дрожание пальцев рук Не ощущается
2 – 3 Сильное дрожание пальцев рук Не ощущается
5 - 7 Судороги в руках Зуд. Ощущение нагревания
8 – 10 Руки с трудом, но еще можно оторвать от электродов. Сильные боли в руках, особенно в кистях и пальцах Усилие нагревания
20 – 25 Руки парализуются немедленно, оторвать их от электродов невозможно. Очень сильные боли. Затрудняется дыхание Еще большее усилие нагревания, незначительное сокращение мышц рук
50 – 80 Паралич дыхания. Начало трепетания желудочков сердца Сильное ощущение нагревания. Сокращение мышц рук. Судороги. Затруднение дыхания
90 – 100 Паралич дыхания и сердца при воздействии более 0,1 с Паралич дыхания

 

Экспериментальные исследования показали, что человек ощущает воздействие переменного тока промышленной частоты силой 0,6 – 1,5 мА и постоянного тока силой 5 – 7 мА. Эти токи не представляют серьезной опасности для организма человека, а так как при их воздействии возможно самостоятельное освобождение человека, то допустимо их длительное протекание через тело человека. Для электрических сетей с частотой питающего напряжения 50 Гц в качестве первого критерия электробезопасности принят ток I = 0,6 мА – пороговый ощутимый ток.

В тех случаях, когда поражающее действие переменного тока становится настолько сильным, что человек не в состоянии освободиться от контакта, возникает возможность длительного протекания тока через тело человека. Такие токи получили название неотпускающих, длительное воздействие их может привести к затруднению и нарушению дыхания. Численные значения силы неотпускающего тока не одинаковы для различных людей и находятся в пределах от 6 – до 20 мА.

В качестве второго критерия электробезопасности принят ток I = 6 мА – при протекании которого через тело человека вероятность отпускания возможна.

Воздействие постоянного тока не приводит к неотпускающему эффекту, а вызывает сильные болевые ощущения, которые у различных людей наступают при силе тока 15 – 80 мА.

При протекании тока в несколько десятых долей ампера возникает опасность нарушения работы сердца. Может возникнуть фибрилляция сердца, т.е. беспорядочные, некоординированные сокращения волокон сердечной мышцы. При этом сердце не в состоянии осуществлять кровообращение. Фибрилляция длится, как правило, несколько минут, после чего следует полная остановка сердца. Процесс фибрилляции сердца необратим, и ток, вызвавший его, является смертельным. Пороговые фибрилляционные токи зависят от массы организма, длительности протекания тока и его пути.

Путь тока

 

Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказываются сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг.

Так, сила неотпускающего тока по пути «рука – рука» приблизительно в 2 раза меньше, чем по пути «правая рука – ноги».

Род тока

Ток промышленной частоты (50 Гц) является самым неблагоприятным. При увеличении частоты значения ощутимого и неотпускающего тока возрастают.

С уменьшением частоты от 50 Гц до 0 значения, неотпускающего тока также возрастают и при частоте, равной нулю (постоянный ток), становятся больше примерно в 3 раза.

Постоянный ток примерно в 4 – 5 раз безопаснее переменного с частотой 50 Гц. Но это справедливо только для напряжения до 250 – 300 В. При более высоких напряжениях опасность постоянного тока возрастает.

Окружающая среда

 

Влажность и температура воздуха, наличие заземленных металлических конструкций и полов, токопроводящей пыли оказывают дополнительное влияние на условия электробезопасности. Весь подвижной состав железнодорожного транспорта (вагоны, цистерны, перевозимый груз) является заземленной металлической конструкцией.

Степень поражения электрическим током во многом зависит от плотности и площади контакта человека с токоведущими частями (контактным проводом контактной сети). Наличие металлических конструкций создает повышенную опасность поражения вследствие того, что человек практически постоянно связан с одним полюсом (землёй) электроустановки. В этом случае любое прикосновение человека к токоведущим частям сразу приводит к двухполюсному включению его в электрическую цепь.

 

Десятый класс

Одиннадцатый класс

Ход занятия

Организационный этап

Учитель: Для чего необходимы предупреждающие знаки?

Ученики: О приближении к опасному участку...

Учитель: Правильно!

Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Учитель: А какие предупреждающие знаки вы знаете?

Ученики: Опасный поворот, крутой спуск, крутой подъем, неровная дорога...

Учитель: Да, правильно! Все перечисленные вами варианты являются предупреждающими знаками, но их большое количество...

Сообщение темы и цели урока

Учитель:

Поэтому сейчас, запишите  тему сегодняшнего урока: «Предупреждающие знаки».

Изучение нового материала

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с предупреждающими знаками и разберем их подробнее.

Учитель: Что означает знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»?

Ученики: Означает, что впереди находится железная дорога...

Учитель: Правильно!

Учитель:

Знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - означает, что дорога имеет железнодорожный переезд со шлагбаумом. Этот знак устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии 150 – 300 метров, в населенных пунктах – на расстоянии 50 – 100 метров до начала опасного участка.

 Знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», также предупреждает, что впереди имеется железнодорожный переезд без шлагбаума...

Учитель: А кто скажет, что означают знаки «Однопутная и многопутная железная дорога»?

Ученики: Однопутная -  имеет один путь, многопутная множество путей железной дороги...

Учитель: Совершенно верно! Этот знак обозначается знаком

 1.3 «Однопутная железная дорога» и знаком

 1.4 «Многопутная железная дорога». Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через желез­ную дорогу:

- с одним путем;

- с двумя путями и более.

Учитель: Также существует такой знак как –

1.5 «Приближение к железнодорожному переезду». Дополнитель­ное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.

Учитель: Ребята, какой знак можно увидеть, если впереди дорожного пути встретилась трамвайная линия?

Ученики: Знак трамвайной линии...

Учитель: Правильно! Этот знак обозначается как красный треугольник с нарисованным внутри него трамваем... Этот знак 1.6 «Пересечение с трамвайной линией».

Учитель: Еще можно сказать об одном знаке. Это знак «Пересечение равнозначных дорог». Что же он обозначает?

Ученики: Пересечение дорог равных по своему значению...

Учитель: Да! Правильно... Например - это может быть пересечение двух дорог на перекрестке. Этот знак обозначается так:

Учитель: А сейчас проведем небольшой тест по пройденной теме!

Итак, первый вопрос: Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Только водитель авто­мобиля А.

2. Только водитель авто­мобиля Б.

3. Оба нарушили.

4. Оба не нарушили.

Ответ:

Оба водителя нарушили Правила, так как стоянка запрещена ближе 50 метров по обе стороны от железнодорожных переездов, ответ – 3.

Вопрос второй: Разрешен ли такой маневр?

1. Да, если нет встречных транспортных средств.

2. Да, если между шлагбаумов и остановившимся грузов» автомобилем 6 м.

3. Нет.

Ответ:

Водитель грузового автомобиля остановился в соответствии с требованиями Правил – не ближе 5 метров от шлагбаума, а объезд стоящих перед переездом транспортного средства с выездом на полосу встречного движения запрещен, ответ – 3.

Вопрос третий: Разрешен ли Вам разворот в указанном месте?

1. Разрешен только при отсутст­вии приближающегося поезда.

2. Разрешен.

3. Запрещен.

Ответ:

Разворот запрещен непосредственно на самих железнодорожных переездах. Перед переездом разворот разрешен, ответ – 2.

Вопрос четвертый: Можете ли Вы обогнать трактор?

1. Да.

2. Да, если обгон будет завершен за 100 м до переезда.

3. Нет.

Ответ:

Обгон запрещен на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров. Поскольку железнодорожный переезд находится вне населенного пункта, то знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума» и «Приближение к железнодорожному переезду» установлены на расстоянии 150 – 300 метров до переезда. Следовательно, вы можете начать обгон трактора в данной ситуации, если обгон будет завершен за 100 метров до переезда.

Заключение

Ува­жае­мые пе­да­гоги!

Мы с Вами в от­вете за жизнь ка­ж­дого ре­бенка. Безо­пас­ность де­тей – пре­жде всего за­бота взрос­лых. Спа­сая ма­лень­ких гра­ж­дан, мы за­бо­тимся о своем бу­ду­щем. Эта ис­тина не ну­ж­да­ется в до­ка­за­тель­стве. Это мы должны нау­чить де­тей безо­пас­ному по­ве­де­нию на железной дороге.

Горьковской железной дорогой, Министерством образования и общеобразовательными организациями Нижегородской области мно­гое 

де­ла­ется для того, чтобы уча­щиеся могли ос­во­ить гра­моту безопасности на объектах железной дороги. Вос­пи­тать дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­ных граждан – наша об­щая за­дача. Ведь се­го­дня они – юные пе­ше­ходы, а зав­тра – взрос­лые пассажиры.

Как умень­шить риск травм и по­вы­сить безо­пас­ность на­ших де­тей на железной дороге? Как лучше провести бе­седу или урок с детьми по

безо­пас­но­сти на железной дороге? Ка­кие на­выки по­мо­гут ре­бенку из­бе­жать неприятности, происшествия или несчастья? Как, не за­пу­ги­вая де­тей,

нау­чить их оце­ни­вать сло­жив­шуюся на железной до­роге си­туа­цию, ви­деть воз­мож­ную опас­ность и спо­собы ее из­бе­жать?

Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся безопасности детей на объектах железной дороги даны в материалах Ваших уроков, которые опубликованы в сети Интернет, а также в инструкциях и памятках о правилах поведения на территории объектов инфраструктуры Горьковской железной дороги.

Надеемся, что и материалы этого пособия дадут Вам возможность лучше подготовиться и провести урок по правилам безопасного поведения на объектах инфраструктуры Горьковской железной дороги.

 

Литература

1. Федеральный Закон РФ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации".

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2009.

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности // Учебник. – М.: Высшая школа, 2006.

4. Буянов Н.А. Полишко В.В., Основы безопасности жизнедеятельности" Смоленск. 2007. – 214 с.

5. Варющенко С.Б., Гостев В.С., Киршин Н.М. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф./Учеб. для. студ. образ. учрежд. сред. проф. образ./ под ред. Кирщина Н.М. – 2-е изд., стер. – М.: ACADEMIA, - 2007.

6. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В, Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории в ЧС. /Высш. проф. образование – 2-е изд., стер. – М.: 2008.

7. Гапеев В.И., Пищик Ф.П., Егоренко В.И. Безопасность движения на железнодорожном транспорте. – Минск: Полымя, 2007.

8. Голышева Г.В. Профилактика детского травматизма на железнодорожном транспорте (статья).

9. Долицкий  Е.А. Расследование крушений и аварий на железнодорожном транспорте. М.,2009. – 321 с.

10. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М. 2008.

11. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Приказ Минтранса России от 8 февраля 2007 г. N 18.

12. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник. «Просвещение», 2013.

13. Шойгу С.К., Фалеев М.И., Кириллов Г.Н., Сычев В.И., Капканщиков В.О., Виноградов А.Ю., Кудинов С.М., Ножевой С.А., Неживой А.Ф., Учебник спасателя, М., «Академия», 2002.

14. http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

15. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

Размещено на


Приложение 1


Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (утв. приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2007 г. N 18)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее — Правила) обязательны для использования владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее — владельцы инфраструктуры) и физическими лицами (далее — гражданами), находящимися в зонах повышенной опасности.

2. Настоящие Правила в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»*устанавливают правила нахождения граждан на железнодорожных путях общего пользования и (или) железнодорожных путях необщего пользования (далее — железнодорожные пути), железнодорожных станциях, пассажирских платформах, а также на других, связанных с движением поездов и маневровой работой объектах железнодорожного транспорта (далее — зоны повышенной опасности), проезда и перехода граждан через железнодорожные пути, размещения объектов и выполнения работ в зонах повышенной опасности.

Приложение 2

Презентации к урокам

Презентация

Основы безопасности и правила поведения на железной дороге

(методическое пособие)

Н. Новгород

2013

 

А в т о р – с о с т а в и т е л ь:

В.Г. Пичененко, канд. воен. наук, профессор кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО

 

П о д р е д а к ц и е й: 

 

И.В. Игнатьевой, зам. начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Горьковской железной дороги

 

Основной целью методического пособия является профилактика случаев детского травматизма на территории объектов инфраструктуры Горьковской железной дороги и оказание помощи педагогам общеобразовательных организаций в подготовке и проведении занятий и уроков безопасности по теме: «Основы безопасности и правила поведения на железной дороге». Несмотря на принимаемые меры по уменьшению случаев травматизма и смертности на объектах Горьковской железной дороги дети продолжают получать тяжелые травмы, в том числе и со смертельным исходом.

Это вызывает острую необходимость проведения дополнительных занятий с учащимися в общеобразовательных организациях и издания пособия, в котором в одном месте были бы собраны материалы по вопросам безопасности и правилам поведения на железной дороге для граждан и детей всех возрастов.

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………..4

Материалы для проведения занятий с учащимися 1-4 классов

общеобразовательных организаций ………………………………10

Материалы для проведения занятий с учащимися 5-11 классов

общеобразовательных организаций ………………………………39

Заключение …………………………………………………………..93

Литература …………………………………………………………..94

Приложения …………………………………………………………96

 

 

Введение

 

ОАО «Российские железные дороги» во взаимодействии с органами внутренних дел на транспорте и другими транспортными организациями реализовывают профилактические меры, направленные на минимизацию риска травмирования подростков в зоне движения поездов. Одним из направлений такой работы является проведение во всех регионах России оперативно – профилактических мероприятий, таких как «Осторожно - поезд!», «Безопасность», «Граффист» и др. Только в первом полугодии отделами внутренних дел на транспорте (ОВДТ) проведено около 9 тыс. рейдов и специальных мероприятий. В результате такой деятельности в дежурные части ОВДТ за различные нарушения доставлено 35 тыс. несовершеннолетних, в т. ч. за административные правонарушения – 25,5 тыс., за действия, угрожающие безопасности на железной дороге, – более 22 тыс., выявлено 243 «зацепера».

Проводится информационно-разъяснительная работа с населением, особенно активизируется она в преддверии летнего сезона. В общеобразовательных организациях проводятся беседы и лекции по правилам поведения на железнодорожном транспорте, который является зоной повышенной опасности. Подросткам объясняется, что такое увлечение как «зацепинг» может стоить здоровья или даже жизни, какие последствия наступают за совершение несовершеннолетними правонарушений на объектах транспорта. Разрабатываются и распространяются среди граждан памятки, рассказывающие о безопасном поведении на железнодорожном транспорте (размещены на сайте МВД России).

Вместе с тем, в 2013 году зафиксировано увеличение детского травматизма. По данным ОАО «РЖД» за 6 месяцев зафиксировано травмирование  91 несовершеннолетнего гражданина (+7,1%), из которых 58 погибли. Основной причиной травматизма несовершеннолетних является грубое нарушение правил личной безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта: переход железной дороги в неустановленных местах, езда на крыше и между вагонами, игры на железнодорожном полотне и другие «развлечения». Подростки, находясь непосредственно вблизи или на железнодорожных путях, не могут услышать сигнал приближающегося поезда из-за того, что в это время слушают музыку посредством плеера или мобильного телефона (в наушниках).

Для усиления пропаганды, призванной закрепить среди населения стереотип безопасного поведения на объектах транспорта, формирования личности граждан нашей страны, ответственно относящихся к личной безопасности, Директору департамента государственной политики в сфере общего образования  Минобрнауки  России предложено расширить школьный предмет «ОБЖ» разделом «Безопасное поведение при нахождении на железнодорожном транспорте».

Главное управление на транспорте МВД России вместе с ОАО «Российские железные дороги» обратились в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением включить в учебную программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» темы по безопасному нахождению детей на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Министерство образования Нижегородской области в письме от  23.09.2013г. № 316-01-100-2871/13 «О проведении мероприятий, направленных на снижение детского травматизма на железной дороге» акцентирует внимание на то, что остается напряженной обстановка по обеспечению безопасности детей на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. За 9 месяцев 2013 года на территории Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в результате травмирования подвижным составом пострадало 187 человек, из них 136 со смертельным исходом. Несовершеннолетних граждан травмировано 8 человек, из них 4 смертельно. Электротоком травмировано 20 человек, в том числе 4 со смертельным исходом. Несовершеннолетних травмировано 15 человек, в том числе 2 со смертельным исходом.

Практика показывает, что граждане получают серьезные травмы по собственной невнимательности, игнорируя существующие правила безопасности во время нахождения на железнодорожных объектах.

Случаи травмирования несовершеннолетних в 2013 году:

Ø 07.01.2013 на станции Правдинск смертельно травмирован учащийся, 14 лет.  При попытке подняться на вагон, подросток приблизился к контактному проводу и был поражен электрическим током;

Ø 20.02.2013 на перегоне Правдинск – Заволжье смертельно травмирован подросток, 15 лет. При приближении к железнодорожному переезду, локомотивная бригада увидела человека, приближающегося к железнодорожному пути, который на сигналы большой громкости не реагировал. Машинист незамедлительно при скорости 95 км/ч совместно с подачей звукового сигнала применил экстренное торможение, но ввиду малого расстояния и большой скорости наезд предотвратить не удалось;

Ø 13.03.2013 на станции Луза был травмирован подросток,  17 лет.  Пострадавший, находясь в состоянии алкогольного опьянения, шел от железнодорожного вокзала вдоль железнодорожного пути. При проходе поезда по главному пути подростка качнуло, он ударился о вагон, в результате чего его отбросило на бровку;

Ø 01.04.2013 на станции Сережа электротоком травмирован несовершеннолетний, 16 лет. Вместе с другом подросток поднялся на железнодорожный мост с целью побросать снежки в проходящие поезда. Наклонившись вниз, ближе к электропроводам, несовершеннолетний попал под действие разряда электрической дуги, получив ожоги 90% поверхности тела;

Ø 06.04.2013 на станции Яр были травмированы две девочки, 10 лет. Травмирование произошло при производстве маневровых работ при осаживании состава вагонами вперед. В нарушение правил поведения на объектах железнодорожного транспорта девочки шли вдоль железнодорожных путей (направлялись в школу), где и оказались в габарите движения состава;

Ø 18.05.2013 на перегоне Киров – Киров-Котласский травмирована девушка, 16 лет, которая  находилась в состоянии алкогольного опьянения, намеревалась перейти железнодорожные пути в неустановленном месте. Предупреждающего сигнала поезда не слышала, прослушивала музыку через наушники;

Ø  26.05.2013 на ст. Дзержинск травмирован учащийся, 14 лет, который  поднялся на железнодорожную цистерну, находящуюся на 6 пути ст. Дзержинск, где и был поражен электротоком;

Ø 31.05.2013 на станции Правдинск смертельно травмирован молодой человек, 17 лет. При попытке подняться на вагон-цистерну, травмирован электрическим током с последующим падением в междупутье;

Ø 02.06.2013 на перегоне Поздино – Лянгасово смертельно травмирована учащаяся, 15 лет. При следовании грузового поезда в кривом участке пути в непосредственной близости от железнодорожного полотна, спиной к поезду шла девушка. На подаваемые сигналы большой громкости девушка не реагировала и продолжала двигаться в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Было применено экстренное торможение, но ввиду малого расстояния столкновения с девушкой избежать не удалось;

Ø 12.06.2013 на перегоне Лянгасово – Поздино смертельную электротравму  получил несовершеннолетний, который торопился с дачного участка в г. Киров. В целях экономии времени подросток не пошел к железнодорожному пешеходному мосту, а попытался перелезть через стоящий грузовой состав;

Ø 18.06.2013 в районе подъездных путей станции Казань получил ожог 60% поверхности тела  учащийся несовершеннолетний, 15 лет. Недалеко от своего дачного участка подросток катался на велосипеде. Со слов очевидцев несовершеннолетний, оставив велосипед на земле, полез на крышу вагона стоящего на пути грузового состава;

Ø 20.06.2013 на станции Яр электротоком травмирован несовершеннолетний, 1997 г.р. Подросток забрался на локомотив, затем на крышу вагона. В результате поражения электрическим разрядом у несовершеннолетнего поражено 80% поверхности тела;

Ø 24.06.2013 на станции Владимир смертельно травмирована девушка 1998 г.р., которая забралась на рефрижератор, находящийся под автомобильным мостом, в результате чего оказалась в зоне действия электрического тока.

Ø 03.07.2013 на ст. Кизнер травмирован учащийся, 10 лет. Несовершеннолетний поднялся на цистерну, находящуюся в составе поезда, стоящего на 16 пути ст. Кизнер, в результате чего был поражён электротоком;

Ø 21.07.2013 на станции Кудьма был смертельно травмирован подросток, 1998 г.р. Пострадавший поднялся на цистерну и был поражен электрическим током;

Ø 30.07.2013 на перегоне Сосновка – Кизнер травмирован учащийся несовершеннолетний, 10 лет. Подросток получил термический ожог 35% тела на железнодорожном мосту через реку Пыжманка на 962 км;

Ø 11.08.2013 на ст. Пильна травмирован  несовершеннолетний. Подросток поднялся на контейнеровоз в составе поезда и был поражен электротоком;

Ø  12.08.2013 на ст. Чернушка травмированы двое несовершеннолетних. Девочки  поднялись на цистерну, стоящую на 3 пути ст. Чернушка и были поражены электротоком;

Ø  22.08. 2013 на ст. Ветлужская  учащийся  2003 г.р.  попал под напряжение контактной сети на 4 пути при попытке взобраться на хоппер-дозатор;

Ø  04.09.2013 на перегоне Зелёный Дол – Васильево травмирован подросток, 16 лет. Следуя по перегону, примерно за 500 метров, машинист увидел переходящего через железнодорожные пути человека. Машинист подал звуковой сигнал. Когда оставалось около двухсот метров, человек остановился в колее железнодорожного пути лицом к приближающемуся поезду, он не уходил и на подаваемые машинистом сигналы большой и малой громкости не реагировал. Одновременно с подачей сигналов, машинист применил экстренное торможение. Из-за малого расстояния наезд предотвратить не удалось. После полной остановки поезда помощник машиниста осмотрел место происшествия и доложил машинисту, что пострадавший жив, но после от полученных травм он скончался.

Ø 18 сентября 2013г. на перегоне Петушки – Костерово травмирован  учащийся, 14 лет. Пострадавший с друзьями решил съездить в г. Петушки. В 19ч.12 минут компания из трех человек села в электропоезд сообщением Владимир - Москва в середину состава. После отправления электропоезда со станции Костерево, через пять минут ребята вышли в тамбур. Пострадавший, слева по ходу движения состава стал разжимать автоматическую дверь тамбура. Сначала он отжал правую створку двери и прижался к ней спиной, затем ногой отжал левую створку двери и встал между открытых створок, удерживая их спиной и ногой, одновременно периодически высовываясь наружу в открытую дверь. Друзья потерпевшего сделали  ему замечание, что бы он прекратил разжимать двери, так как это небезопасно. Погибший на замечание ответил, что ничего страшного в этом нет, что он и ранее неоднократно проделывал эту процедуру. Неожиданно левая створка двери закрылась, так как пострадавший убрал ногу, учитывая, что основной частью тела он высунулся наружу, не удержался на ногах и выпал из состава.

Сложившееся положение с детским травматизмом на железной дороге, - по оценке ГЖД, - свидетельствует о незнании детьми Правил поведения на железной дороге и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

Таким образом, проблема травматизма детей на объектах ГЖД на сегодняшний день является актуальной. В связи с этим, с  целью предупреждения травматизма на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта  с 16.09.2013 года объявлен профилактический месячник "Путь твоей безопасности", в период проведения которого запланировано проведение мероприятий, направленных на снижение детского травматизма на железной дороге.

Министерство образования Нижегородской области обратилось с просьбой к руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, руководителям государственных образовательных учреждений Нижегородской области организовать проведение лекций и бесед в подведомственных образовательных организациях по предупреждению травмирования детей на объектах железнодорожного транспорта.

Материалы для проведения занятий с учащимися 1-4 классов общеобразовательных организаций

(информация для педагога)

Каждому из нас приходится сталкиваться с железной дорогой. Одним чаще, другим реже. Одни слышат гудок поезда  вдалеке, другие вблизи наблюдают за проходящим поездом. Третьим раз в год приходится уезжать в отпуск. А многие из учеников пользуются железнодорожным транспортом, или пересекают железнодорожные пути ежедневно при следовании в школу, на тренировку, в кино и т.д.

Железная дорога – зона повышенной опасности и каждому человеку нужно обязательно знать элементарные правила поведения в зоне железной дороги. От этого зависит его жизнь и судьба, а также его родных и близких. Из-за несоблюдения требований личной безопасности, неосторожности и поспешности гибнут люди.

Многие из детей ищут приключения, причем в самых не подходящих для таких забав местах. Например, на железной дороге.

Шалости детей накладывающих посторонние предметы на железнодорожные пути, бросающих камни в пассажирские поезда, электрички и локомотивы приводят к получению различной тяжести травм пассажиров, к сбоям в движении поездов и создают угрозу безопасности движения поездов, а также получению травм самими детьми.

Так, например:

Два мальчика, укладывали на рельсы камни перед приближающимся поездом. При приближении поезда подростки стали убегать через соседний путь, по которому в это время следовал почтово-багажный поезд. Дети выскочили на путь перед близко идущим поездом. Машинист, увидев неожиданно выбежавших на путь детей, применил экстренное торможение, но наезд в виду малого расстояния предотвратить не смог. Один из ребят скончался на месте, а другой получил тяжёлые травмы.     

Во время летних каникул трое подростков, решив прогуляться, вышли к железной дороге и стали «развлекаться» бросая камни в проходящие поезда. Боясь быть пойманными, они убегали в расположенную вблизи путей лесопосадку. После проезда поезда они выходили и ждали следующий поезд. В очередной раз двое подростков остались на насыпи, а один вышел на железнодорожное полотно перед поездом, чтобы бросить камень в лобовое окно локомотива. Но убежать с пути он не успел, и был сбит поездом, получив тяжелые увечья.

Охотников понаблюдать за тем, что может случиться с поездом, если он наедет на деревянную, каменную или металлическую преграду, не убывает. Не может быть, чтобы хулиганы 12, 14, 16 лет не знали о последствиях этих шалостей, в результате которых страдают люди, окружающая среда и причиняется значительный материальный ущерб.

Как показывают материалы расследований несчастных случаев – основными причинами получения травм гражданами являются грубые нарушения ими Правил безопасности на железнодорожном транспорте. Это хождение по путям в неустановленных местах, неоправданная ничем спешка и беспечность, нежелание пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и настилами (зачастую граждане прыгают с платформ на железнодорожные пути, в целях экономии времени), а порой и незнание правил безопасности на железнодорожном транспорте.

Чаще несчастные случаи происходят тогда, когда железнодорожное полотно используется как пешеходные дорожки, что категорически ЗАПРЕЩЕНО. Поэтому каждый человек, находящийся вблизи железной дороги должен проявлять повышенную бдительность.

Основными причинами травмирования несовершеннолетних граждан железнодорожным подвижным составом и поражения электротоком контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности, установленных на железнодорожном транспорте, отсутствие контроля родителей за местонахождением своих детей.

При отсутствии контроля и недостаточной разъяснительной работе в школах дети забираются на крыши вагонов, бесцельно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках железнодорожных вагонов.

Необходимо обратить особое внимание на участившиеся случаи травмирования  подростков, которые слушают музыку в наушниках, находясь в зоне повышенной опасности. Такое отношение приводит к трагическим последствиям.

Также следует обратить внимание на распространение таких движений, как «зацепинг» и «руфрайдинг»: молодые люди, в том числе и несовершеннолетние, ездят на крышах электропоездов, межвагонных сцепках, записывая себя на видеокамеры, и выкладывают отснятые сюжеты на своих сайтах. За 5 месяцев текущего года 32 человека рисковали своей жизнью, передвигаясь на крышах вагонов или в других,  не приспособленных для проезда пассажиров местах, в том числе выявлено 8 несовершеннолетних правонарушителей, относящихся к неформальному движению «зацепинг». Один из подростков получил тяжелые травмы при спрыгивании с движущегося грузового подвижного состава.

Следует отметить, что, залезая на крыши подвижного состава, курсирующего по Горьковской железной дороге молодые люди подвергают свою жизнь смертельной опасности дважды, как в результате падения с подвижного состава, так и при получении электротравмы от поражения электротоком контактной сети.

В отличие от Московской железной дороги, где эксплуатируется контактная сеть на постоянном токе напряжением 3000 Вольт, Горьковская железная дорога электрифицирована на переменном токе, с напряжением в контактном проводе 27500 Вольт.

Поезда по железным дорогам следуют со скоростью 60 - 120 км/час. Если взять максимальную скорость, то по расчету поезд за 1 мин пройдет 2 км, а за 1 секунду - 33,3 м.

На участке Петушки – Нижний Новгород организовано движение скоростных поездов «САПСАН», скорость которого на отдельных участках достигает   200 км/ час, т.е.  за 1 секунду поезд проходит расстояние равное 55 метрам. Неожиданное появление человека на путях может привести к несчастному случаю и нарушению движения поездов, а резкое торможение к крушению поезда с гибелью многих людей.

Если идти по путям, то можно оказаться между двумя встречными поездами и человека может затянуть под колеса поезда воздушным вихрем, и он погибнет.

Железная дорога – не место для прогулок. Так группа подростков решили прогуляться по железнодорожным путям. После оповестительных сигналов подаваемых машинистом они сошли с пути, но две девушки Ольга и Екатерина  (15 и 16 лет) оказались в габарите подвижного состава, т.е. отошли на незначительное расстояние от пути. Машинистом было применено экстренное торможение, но уже ничего нельзя было исправить. Одна девушка была травмирована смертельно, другую с тяжёлыми травмами на скорой помощи отправили в больницу.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 271.