При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания художественного образа.
О готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.
Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.
Что же это за качества ?
1. Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).
Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к игровому сюжетосложению.
Планирование последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.
Словесное замещение предметных игровых действий.
Попытки выразить отношение к игровому персонажу.
Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь границу между игрой и искусством, если не создать определённых педагогических условий.
Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их творчества, неординарности мышления, развития их речи.
При работе с одарёнными детьми:
· Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя.
· Используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий.
· Исключается давление учителя, на занятии- свободное общение.
· Учёба должна приносить ребёнку удовольствие
· Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно.
· Поощрение настойчивости, активности.
· Не снижать самооценку ученика
· Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.
· Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Меняешься и сам. При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.
Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.
Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.
ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Целью исследований было выявить влияние стимулирования вооображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Я также использовала графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты. Итак, мною проведены следующие тесты.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.