а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.
б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.
в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций
3. Креативность( творческость)
а) особый склад ума
б) установка на творческое выполнение задания
в) развитость творческого мышления и воображения
1.4 Выявление и работа с одарёнными детьми.
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
- в сфере общения
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления ( Голлах, Коган и др.)
Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме.
Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:
1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.
2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)
4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).
5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).
6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.
7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.
8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.
9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)
Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.
Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.
Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно ( необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.
Креативные тесты сводная таблица |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Фамилия
Субтест1
Субтест2
Субтест3а
Субтест3б
Субтест4
Субтест5
Субтест6
Субтест7
Б
Г
О
Т1
Б
О
Т2
Б
О
Т3
Б
Г
О
Т3
Б
Г
О
Т4
Б
О
Т5
Б
Г
О
Т6
Б
О
Т7
1
Бачелюк К
3
6
9
2
2
8
8
9
9
9
6
15
2
Бородин А
4
3
5
12
3
5
8
7
7
10
10
15
24
39
2
6
8
20
42
20
82
14
14
3
Алина В
5
5
10
2
2
9
9
4
4
12
15
27
4
5
9
20
33
15
68
11
11
4
Алена В
4
2
6
1
1
9
9
9
9
11
9
20
2
2
20
36
10
66
13
13
5
Гончарик В
8
10
10
28
6
6
9
5
14
8
8
13
12
25
6
4
10
20
36
10
66
12
12
6
Дейнеко Л
2
2
4
2
2
5
5
3
3
7
9
16
2
2
20
33
53
12
12
7
Демочкин Д
1
1
2
1
1
5
5
5
5
4
6
10
20
36
5
61
10
10
8
Жданова К
2
1
3
1
1
6
6
7
7
4
6
10
4
2
6
20
39
5
64
12
12
9
Захарова К
3
3
6
1
1
4
4
5
5
8
9
17
2
2
20
33
5
58
12
12
10
Кожуховский И
3
3
6
1
1
6
6
9
9
5
3
8
5
5
20
33
10
63
12
12
11
Кучерук Г
2
1
3
4
4
7
7
5
5
7
3
10
5
2
7
20
27
5
53
18
10
28
12
Литягина Я
2
2
4
3
3
8
8
12
12
10
12
5
27
3
2
5
20
27
47
14
14
13
Петрова Н
2
2
10
14
3
5
8
5
5
10
11
11
11
6
17
4
1
5
20
24
15
59
14
5
19
14
Пуйсан А
2
2
4
2
2
8
8
6
6
10
12
22
3
2
5
20
36
5
61
14
14
15
Рахманов В
3
2
5
2
2
4
4
7
7
6
9
15
1
1
14
27
41
10
10
16
Семенов Д
4
2
6
3
3
9
9
14
14
7
9
16
2
2
20
30
50
12
12
17
Сиротинина В
1
1
2
2
2
8
8
4
4
7
9
16
1
1
20
24
44
14
14
18
Сидорова Н
4
2
6
3
5
8
12
12
14
14
13
12
25
1
1
20
33
53
13
13
19
Сякина Т
8
10
5
23
6
5
11
9
5
14
12
12
12
9
21
6
5
11
20
36
56
14
14
20
Терпиловский С
5
2
7
3
3
6
6
11
11
8
9
17
3
3
20
30
50
15
15
21
Хобер К
2
1
3
1
1
7
7
5
5
12
18
30
3
3
22
Юхно С
Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.