Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

    б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

    в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

3. Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения


 

 

1.4 Выявление и работа с одарёнными детьми.

 

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

-психомоторной

-интеллектуальной

-творческой

- в сфере общения

 

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления ( Голлах, Коган и др.)

Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме.

 

Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:

1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.

2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в     котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).

5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).

6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.

7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.

8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)

 

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.

Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно ( необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.

 

 

              Креативные тесты сводная таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фамилия

Субтест1

Субтест2

Субтест3а

Субтест3б

Субтест4

Субтест5

Субтест6

Субтест7

 

 

 

Б

Г

О

Т1

Б

О

Т2

Б

О

Т3

Б

Г

О

Т3

Б

Г

О

Т4

Б

О

Т5

Б

Г

О

Т6

Б

О

Т7

1

Бачелюк К

3

6

 

9

2

 

2

8

 

8

9

 

 

9

9

6

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Бородин А

4

3

5

12

3

5

8

7

 

7

10

 

 

10

15

24

 

39

2

6

8

20

42

20

82

14

 

14

3

Алина В

5

5

 

10

2

 

2

9

 

9

4

 

 

4

12

15

 

27

4

5

9

20

33

15

68

11

 

11

4

Алена В

4

2

 

6

1

 

1

9

 

9

9

 

 

9

11

9

 

20

2

 

2

20

36

10

66

13

 

13

5

Гончарик В

8

10

10

28

6

 

6

9

5

14

8

 

 

8

13

12

 

25

6

4

10

20

36

10

66

12

 

12

6

Дейнеко Л

2

2

 

4

2

 

2

5

 

5

3

 

 

3

7

9

 

16

2

 

2

20

33

 

53

12

 

12

7

Демочкин Д

1

1

 

2

1

 

1

5

 

5

5

 

 

5

4

6

 

10

 

 

 

20

36

5

61

10

 

10

8

Жданова К

2

1

 

3

1

 

1

6

 

6

7

 

 

7

4

6

 

10

4

2

6

20

39

5

64

12

 

12

9

Захарова К

3

3

 

6

1

 

1

4

 

4

5

 

 

5

8

9

 

17

2

 

2

20

33

5

58

12

 

12

10

Кожуховский И

3

3

 

6

1

 

1

6

 

6

9

 

 

9

5

3

 

8

5

 

5

20

33

10

63

12

 

12

11

Кучерук Г

2

1

 

3

4

 

4

7

 

7

5

 

 

5

7

3

 

10

5

2

7

20

27

5

53

18

10

28

12

Литягина Я

2

2

 

4

3

 

3

8

 

8

12

 

 

12

10

12

5

27

3

2

5

20

27

 

47

14

 

14

13

Петрова Н

2

2

10

14

3

5

8

5

5

10

11

 

 

11

11

6

 

17

4

1

5

20

24

15

59

14

5

19

14

Пуйсан А

2

2

 

4

2

 

2

8

 

8

6

 

 

6

10

12

 

22

3

2

5

20

36

5

61

14

 

14

15

Рахманов В

3

2

 

5

2

 

2

4

 

4

7

 

 

7

6

9

 

15

1

 

1

14

27

 

41

10

 

10

16

Семенов Д

4

2

 

6

3

 

3

9

 

9

14

 

 

14

7

9

 

16

2

 

2

20

30

 

50

12

 

12

17

Сиротинина В

1

1

 

2

2

 

2

8

 

8

4

 

 

4

7

9

 

16

1

 

1

20

24

 

44

14

 

14

18

Сидорова Н

4

2

 

6

3

5

8

12

 

12

14

 

 

14

13

12

 

25

1

 

1

20

33

 

53

13

 

13

19

Сякина Т

8

10

5

23

6

5

11

9

5

14

12

 

 

12

12

9

 

21

6

5

11

20

36

 

56

14

 

14

20

Терпиловский С

5

2

 

7

3

 

3

6

 

6

11

 

 

11

8

9

 

17

3

 

3

20

30

 

50

15

 

15

21

Хобер К

2

1

 

3

1

 

1

7

 

7

5

 

 

5

12

18

 

30

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

22

Юхно С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.