Роль физических изменений
Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического “Я”- представление о своем телесном облике.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в самосознании подростка.
Рисуя словесный портрет, подросток значительно чаще, чем младшие дети и взрослые люди, включает в описание черты своей внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются у подростка в изменении его телесного облика.
Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических аспектах своего Я. Подростки начинают болезненно относится к представлению о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица и т.д. Из- за гипертрофированной значимости внешности подростком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые, поэтому наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период физических изменений на самооценку подростка очень влияет реакция окружающих, особенно реакция и отношение представителей другого пола.
Достаточно сложная ситуация складывается, когда девочки уже начинают взрослеть, а мальчики еще нет. Из-за этого в классе возникают конфликты: девочкам становится неинтересно общаться со своими одноклассниками и они начинают их просто игнорировать. Такое отношение очень ранит ребят, у них возникает комплекс неполноценности, занижается самооценка.
Внимательное наблюдение за физическими изменениями, происходящими в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же сексуальное развитие очень связано с формированием собственной значимости и личностной идентичностью[4].
Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов “мужественности” и “женственности”. Не случайно, среди подростковых хобби “телесные” увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают заниматься различными видами спорта. Главную привлекательность этих занятий составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение “мужественного” облика. С той же целью девочки увлекаются ритмической гимнастикой - эталон привлекательной молодой женщины требует таких качеств, как стройность, спортивность, раскованность.
Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.
Роль мышления
Чтобы понять роль мышления в становлении самосознания, надо проследить изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к возникновению нового уровня самосознания в начальном подростковом возрасте.
Учебная деятельность в младшем подростковом возрасте является ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые происходят в сознании и личности детей подросткового возраста[5].
Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их для решения стоящих перед субъектом задач[6].
До обучения мышление, опираясь на непосредственный жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений. В процессе школьного обучения оно преобразуется в мышление теоретическое, в основе которого лежит оперирование понятиями.
Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е.
овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений, т.е. он овладевает умением рассуждать в собственно теоретическом плане.
Выработка понятий требует от школьника активности, направленной на решение поставленной перед ним учебной задачи; иначе говоря, этот процесс в известном смысле является творческим. Усвоение знаний в школе потому и способствует образованию понятий и развитию теоретического мышления, что требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов мышления, которые приводят его к правильным выводам. В этом движении школьник сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений, а затем и свой собственный процесс мышления[7].
Оно позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир и - что, самое главное, приводит к возникновению рефлексии - умению “направить мысль на мысль”, а также на познание своих собственных психических процессов и всех особенностей своей личности. Это и определяет формирование у него нового самосознания.
Таким образом, физические изменения и изменения, происходящие в психике, активизируют у подростка интерес к себе, стимулируют появление новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя рассматривает.
Учитель и учащиеся
На самосознание подростков оказывают влияние взрослые не только в лице родителей, но и в лице учителей.
В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как при переходе в пятый класс появляется новый состав учителей, разных по стилю, требованиям.
Подростку очень трудно быстро адаптироваться к новой обстановке.
Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании - тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках. В противоположность образцу школьника, идеального во всех отношениях, существует другой: ленивый, пассивный, непослушный, враждебно настроенные к школе и к учителю[8].
Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельный качеств его личности, интеллекта, способностей. Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые критические замечания по отношению к нему. Иногда критические замечания попадают на почву неуверенности к себе, в своих возможностях и способностях. Подобные ситуации вызывают сильные переносимые только в себе аффективные переживания в виде обиды и тоски, к потере уверенности в себе. Эти переживания в виде перечисленных выше аффектов, возникшие в момент обостренной эмоциональности могут скрыто сохранится у подростков и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний их психики.
Чувство взрослости
Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличная от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою “взрослую” позицию. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения[9].
Чувство взрослости влечет за собой стремление быть похожим на старших, причем приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Новая позиция проявляется в разных формах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить в развалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и новые выражения.
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, пытается копировать стиль одежды, начинает пользоваться косметикой. Подражание взрослым не ограничиваются манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется “взрослая” форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.
Также чувство взрослости выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослые права.
Общество сверстников в школе и вне ее
Как уже говорилось выше, одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей на ровесников, более или менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Общение со сверстниками в подростковом возрасте выделяется в совершенно особую деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого человека, а также познание самого себя в сравнении с ним.
Наряду с родительским домом школа - важнейшая инстанция социализации.
Школьный класс - важнейшая группа принадлежности подростка. Подросток вступает в определенные личные отношения со сверстниками. Эти отношения основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов. Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Отсутствие близких товарищей отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии подростка, порождая глубокие переживания, например чувство одиночества, неверие в себя и т.п. Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причин преждевременного ухода детей из школы.
Таким образом, группа сверстников лишь тогда является благоприятной для ребенка средой, когда статус его достаточно высок. Место в системе отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.
Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-первых существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассовая иерархия, основанная на официальном статусе учащихся их учебной успеваемости или принадлежности к “активу”. В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в положении “звезд” и “отвергаемых”[10].
Что касается лидерства, в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Часто его выдвигают не ребята, а взрослые. В стихийных же группах лидером может быть лишь тот, кто обладает реальным авторитетом.
Помимо школьного класса, подросток является членом референтной группы, то есть той группы, которая отвечает его возрастным потребностям.
Подростковые группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение - не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установление новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.
Часто референтные группы подростков характеризуются определенной манерой поведения, отличающей ее от взрослых и обычно относимой к признакам субкультуры. Субкультурой называют культуру относительно мелких групп, характеризующуюся рядом присущих только им особенностей. Субкультура подразумевает, как правило, собственные нормы, нравы и привычки, нередко противоречащие господствующим в обществе.
Роль идеала в развитии самосознания
Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. В возрастной психологии идеал - это нравственный образец, эталон, который служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.И. Божович пишет: “ Психологический идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, он создает более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного эталона, по которому школьник стремиться сознательно формировать самого себя, оценивать свои и чужие поступки, шире говоря, который становится для него нравственным мерилом во всех жизненных вопросах и ситуациях. А Л.С. Выготский считает, что идеал подростка - это его зона ближайшего развития. То есть, желаемое “Я” - это зона ближайшего развития детей, их “завтрашний день”, а наличное “Я” - это зона актуального развития, это их сегодняшний день[11].
Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются (“всегда помогает”). Таким образом, подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков.
Идеал младших подростков характеризуется еще и тем, что многие подростки находят наиболее привлекательные для себя образцы среди сверстников. По сравнению с взрослыми ровесник оценивается подростками как образец, который ближе, понятнее, доступнее. Подростки объясняют это преимущественным общением со сверстниками, совместной деятельностью, осознанием своего сходства с ним, большей легкостью познания сверстника и себя в сравнении с ним. В силу равенства возможностей подросток осознает доступность для себя достижений сверстника.
Это стимулирует процесс познания качеств сверстника и собственных качеств. Ошибки сверстника помогают подростку скорректировать собственные действия, избежать просчетов. Преимущественное равнение на сверстника определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и тем, что он может помочь советом и делом.
В младшем подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве достаточно сильного мотива поведения. Он воплощает в себе определенную систему требований ребенка к самому себе, служит определенным стимулом самовоспитания. Если требования, предъявляемые ребенку извне, расходятся с требованиями идеала, они не окажут на него должного влияния.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.