Образ Я» в отечественной и зарубежной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В психологии «Образ Я» понимается, как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я»,который определяется отношением человека к самому себе и другим людям. Т.е. «Образ Я» вмещает всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а так же формы поведения, обусловленные знаниями, представлениями и оценками.

В зарубежной и в отечестсвенной психологии с момента появления понятия «образ Я», оно рассматривалось как особое психологическое образование в рамках самосознания. В исследовании можно выделить три направления: первое основывалось на выделении и изучении составляющих , структуры, содержания и поуровневого развития « образа Я»; второе- на изучение внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на развитие и становление «образа Я»; третье рассматривало развитие «образа Я» во временной динамике.

Основателем изучения «Образа Я» принято считать У.Джеймса, который рассматривал «Я» как двойственное образование, совмещающее в себе Я- сознающее и Я как объект. Эти две стороны всегда существуют одновременно. Первая представляет собой чистый опят, а вторая- содержание этого опыта. Я как объект включает в себя четыре аспекта: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые в свою очередь и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.

Точная структура и полное содержание «образа Я» было описано К.Хорни. Она считала, что «образ Я» включает два составляющих: знание себя и отношение к себе. В норме адекватность «образа Я» связана с когнитивной частью, то есть со знаниями, которые должны отражать реальные способности и стремления человека.

К.Ясперс выделил поуровневую структуру, в которой к каждому уровню коммуникации соответствует свой уровень в «образе Я». Первый - эмпирическое «Я», подчиненное инстинкту самосохранения, стремлению к удовольствию и избеганию страданий. Второй - на котором индивид осознает себя носителем знаний. Третий - «Я»,осознающее себя частью целого( народа, государства).Четвертый - экзистенция, суть самых глубоких и интимных сторон души человека. Вышеперечисленные уровни характеризуют индивида как существо биологическое, мыслящее, социальное, духовное.

 Советский психолог М.Розенберг, изучив устойчивость «образа Я» во времени, предложил следующую классификацию:«настоящее Я» (каким видит индивид себя в настоящем в данный момент); «динамическое Я» (каким индивид поставил целью стать); «фантастическое Я» (каким необходимо быть, исходя из усвоенных норм, правил и образцов); «будущее» или «возможное Я» (каким по-мнению самого индивида он может стать); «идеализированное Я» (каким приятно видеть себя) и многочисленный ряд «изображаемых Я» - образов и масок, которые человек выставляет на люди, чтобы скрыть за ними какие-то негативные черты своего «реального Я».

Первый, кто стал изучать «Я» человека как источник внутренней силы, был З.Фрейд. По его мнению, развитие «Я» ребенка есть приспособление , адаптация к окружающей среде.

Э.Эриксон , рассматривая формирование идентичности в юношеском возрасте, основывался на понятие «образа Я» индивида, который складывался из физических, эмоциональных и социальных изменений периода юности. Э.Эриксон подчеркивает тесную взаимосвязь между «образом Я» и идентичностью, которая включает в себя роли, принимаемые человеком при сотрудничестве с другими людьми и то, каким индивид себя считает на самом деле. Он выделил личностные и социальные факторы, оказывающие влияние на развитие «образа Я» в юношеском возрасте.

В трудах советских психологов С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, И.С.Кона, В.В.Столина, И.И.Чесноковой и др. исследовались различные аспекты «образа Я» в русле самосознания. «Образ Я» рассматривался с точки зрения социальной установски индивида и уровневой организацией представлений о себе.

С.Л.Рубинштейн в содержании «образа Я» выделяет три компонента: 1) тело, которым постепенно овладевает человек, и органы становятся первыми орудиями, воздействующими на мир; 2) внешний облик, в котором отражается склад жизни с тиль деятельности; 3) психическая деятельность, к которой относятся способности, особенности темперамента и характера.

А.В.Петровский  выделяет три стороны «образа Я». Первая – когнитивная, является результатом познавательного процесса и включает в себя представления человека о своих умениях, способностях, социальной значимости. Вторая – эмоциональная, включающая в себя самокритичность, самоуважение, себялюбие, самоунижение. Третья – «волевое начало», проявляется в стремлении завоевать симпатии, уважения, повысить свой статус, или же наоборот – желание остаться незамеченным, уклонившись от критики и оценки.

И.С.Кон изложил уровневую концепцию, используя понятие установки. Основания для такой концепции он взял в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А.Ядова. «Образ Я» - это система когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. По мнению И.С.Кона, «образ Я» как установочная система, выполняет те функции, которые выполняет социальная установка в адаптации индивида к социальной среде.

В.В.Столин подчеркивает две образующих «образа Я». Во-первых, знания индивида о параметрах, объединяющих его с другими и в знаниях, выделяющих его в сравнении с другими людьми. Во-вторых, самоотношение в виде устойчивого переживания , пронизывающего «Образ Я»

Ряд отечественных психологов( М.А.Битянова, Т.Б.Карцева, О.Ю.Севастьянов, Е.Т.Соколова) рассматривают «образ Я» во временной перспективе. Е.Т.Соколова выделяет точный состав представлений о себе: «Я – прошлое», «Я – настоящее» и « Я – будущее».

Ни в отечественной, ни в зарубежной психологии, нет единого подхода к определению понятия «Образа Я». Этот термин с момента появления исследовался как личностное образование, имеющее много уровней и компонентов, которые в свою очередь включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческие акты. При анализе исследований мы можем выделить два аспекта. Первый – знание индивида о себе, представленное во временном промежутке ( «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я – в будущем». Второй – самоотношение индивида, которое понимается как устойчивое переживание, выражающееся в самоуважении или неуважении себя, в принятии или непринятии себя.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.