НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ветеринарной медицины

Кафедра эпизоотологии и микробиологии

 

 

Эпизоотология и инфекционные болезни

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Новосибирск 2015

       УДК 619:616.99 (075)

ББК 48.73

Э 711

 

Составители: проф. А.С.Донченко, проф. Н.А. Шкиль,

 проф. Ю.Г. Юшков, доц. В.Т. Вольф.

 

Рецензент проф. С.Н. Магер

 

Эпизоотология и инфекционные болезни животных: метод. рекомендации по выполнению курсовой работы/  Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост. А.С.Донченко, Н.А. Шкиль, Ю.Г. Юшков, В.Т. Вольф. – Новосибирск, 2015. – 11 с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для студентов очной формы обучения по специальности 36.05.01 – Ветеринария,  факультета ветеринарной медицины.

 

 

Утверждены методической комиссией факультета ветеринарной медицины (протокол № 8 от 16 декабря 2015г.).

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение курсовой работы по эпизоотологии предусмотрено учебным планом, утвержденным ученым советом факультета ветеринарной медицины.

Ветеринарный врач должен владеть методами диагностики инфекционных болезней животных, знать правила планирования профилактических противоэпизоотических и оздоровительных мероприятий, уметь их разрабатывать и осуществлять.

Цель курсовой работы - закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по эпизоотологии, овладение навыками самостоятельного научного и практического решения ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических задач.

Дисциплина «Эпизоотология и инфекционные болезни» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направлена на формирование профессиональных (ПК) компетенций специалиста.

Студент должен обладать следующими профессиональными

компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового поголовья животных, давать рекомендации по содержанию и кормлению, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными животными (ПК-1);

- осуществлением необходимых диагностических, терапевтических, хирургических и акушерство-гинекологических мероприятий, знанием методов асептики и антисептики и их применением, осуществлением профилактики, диагностики и лечения животных при инфекционных и инвазионных болезнях, при отравлениях и радиационных поражениях, владением методами ветеринарной санитарии и оздоровления хозяйств (ПК-3);

- способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными, паразитарными и неинфекционными заболеваниями, соблюдать правила работы с лекарственными средствами, использовать основные принципы при организации лечебного диетического кормления больных и здоровых животных (ПК-6);

- способностью и готовностью осуществлять экспертизу и контроль мероприятий по охране населения от болезней, общих для человека и животных, охране территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств (ПК-11);

- способностью и готовностью осуществлять организацию и проведение мониторинга возникновения и распространения инфекционных, инвазионных и других болезней, биологического загрязнения окружающей среды, карантинные мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-15);

- способностью и готовностью организовать и контролировать проведение массовых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление, недопущение и оперативное лечение опасных заболеваний, в том числе, зооантропонозов (ПК-16). 

 

 

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовые работы по оздоровлению хозяйств от инфекционных болезней следует выполнять по плану.

 

 Введение

1. Характеристика хозяйства

2. Эпизоотическое состояние хозяйства

3. Клиническая картина болезни. Патологоанатомические изменения

4. Диагностика болезни

5. Показатели экономического ущерба, причиненного хозяйству болезнью

6. Календарный план мероприятий

7. Пояснительная записка к календарному плану

8. Мероприятия, проведенные с учетом календарного плана

Заключение

Список используемой ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ 

Студент дает обоснование темы, отмечает влияние болезни на экономику хозяйства, где он принимал участие в проведении оздоровительных мероприятий, распространенность  болезни  в  районе,  области, стране.  При выборе темы по зооантропонозной болезни указывает эпидемиологическое значение данной болезни.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА

В данном разделе курсовой работы студент:

а) описывает производственную направленность хозяйства;

б) указывает количество восприимчивых к болезни животных с учетом вида, возраста их размещения по отделениям, бригадам, фермам, условия содержания;

в) дает описание порядка комплектования групп, стад восприимчивых животных по половозрастному признаку с учетом поступления животных из хозяйств-поставщиков, если такие имеются;

г) приводит рационы питания для животных с учетом их продуктивности, оценивает полноценность кормления по белку, кальцию, фосфору, витаминам (указать в цифрах их количество и дефицит).

 

ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНИ

Диагностика инфекционных болезней осуществляется различными методами (эпизоотологический, клинический, патологоанатомический, серологический, аллергический, бактериологический и т.д.).

Студент указывает, какие методы были использованы при диагностике данной болезни, приводит их показатели для обоснования диагноза. При лабораторных исследованиях указывается наименование лаборатории, дата и номер экспертизы (исследования), тип возбудителя при его многотипности, вариабельности (лептоспироз, вибриоз, сальмонеллез, ящур и т.д.).

В практике могут применяться не все методы диагностики, разработанные для данной болезни. Поэтому после изложения используемых методов диагностики студент дополняет этот пункт описанием других методов со ссылкой на автора или на имеющуюся инструкцию по диагностике данной болезни.

При хронически протекающих болезнях (туберкулез, бруцеллез), когда первичный диагноз был уже поставлен, описывается порядок аллергической, серологической диагностики. Другие методы диагностики этих болезней описывают дополнительно со ссылкой на инструкции по их диагностике.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ЛИКВИДАЦИИ  БОЛЕЗНИ

Календарный план мероприятий по ликвидации болезни, оздоровлению стада и профилактике разрабатывается в хозяйстве. По профилактическим и оздоровительным мероприятиям при хронических болезнях (туберкулез, бруцеллез) план составляется на срок не менее чем на один год, с дальнейшей корректировкой, а при острых инфекционных болезней составляется на период ликвидации болезни (1-3 месяца).

В календарном плане предусматривают мероприятия по выявлению источников возбудителя инфекции, по обеззараживанию факторов передачи (трупы, навоз, продукция от больных, помещение, мышевидные грызуны, насекомые и т.д.), по повышению общей и специфической устойчивости восприимчивых животных (кормление, содержание, иммунизация), по проведению закрепительных мероприятий перед снятием карантина (ограничений) и ветеринарно-просветительной работе.

При составлении плана мероприятий студент должен руководствоваться действующими инструкциями и правилами по той или иной болезни, утвержденными на российском уровне. Каждый пункт плана пишется применительно к конкретному хозяйству, например: «Выявленных больных животных изолировать в помещение конюшни бригады 2» или «Пастеризацию молока при режиме +85°С в течение 30 минут проводить на ферме 3».

 

Календарный план мероприятий составляется по установленной форме:

№ п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения Ответственный за исполнение
       

 

В графе «Сроки выполнения» указывают время выполнения мероприятия в днях с момента принятия плана или дату выполнения. Срок выполнения определяется важностью мероприятий и организационно-хозяйственной возможностью хозяйства.

Ответственными за выполнение мероприятия назначаются те ответственные лица, от которых зависит выполнение планируемого пункта.

Для курсовой работы студент представляет копию календарного плана мероприятий, которая должна быть подписана ветврачом хозяйства.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНУ

В объяснительной записке к плану студент дает научное обоснование намеченных мероприятий и способ их реализации. Здесь раскрывается способность будущего ветврача с помощью научных знаний и инструктивных данных доказать важность и необходимость проведения намеченных мероприятий.

На каждое мероприятие хозяйство затрачивает значительные средства, поэтому планирование их должно быть четко обосновано. Например, в плане по ликвидации чумы свиней ветврач запланировал проведение ремонта свинарника, в котором произошло заболевание свиней. В новом свинарнике требуется убрать деревянный пол, произвести дезинфекцию и настлать новый пол. В пояснительной записке нужно доказать необходимость таких работ с учетом требований инструкции и научных данных по устойчивости вируса чумы в неблагополучных свинарниках. Или, например, в плане по ликвидации листериоза ветврач рекомендовал сено и солому из скирд, заселенных мышевидными грызунами, использовать в корм только после термической обработки в кормозапарнике. Затраты на это мероприятие обоснованы опасностью использования инфицированных кормов, в которых продолжительно сохраняются листерии.

Объяснение дается не только по организационно-хозяйственным вопросам, но и по ветеринарным. Например, запрет лечения больных бешенством, вынужденный убой животных при клостридиозах. Или, для заключительной дезинфекции по туберкулезу планируется применение щелочно-формалиновой смеси, а не других дезосредств, и объясняется это чувствительностью возбудителя болезни к химическим веществам.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ С УЧЕТОМ ПЛАНА

По этому пункту курсовой работы дается подробное описание выполнения мероприятий с цифровыми данными. Например, при диагностических исследованиях на туберкулез, бруцеллез указать, с каким материалом проводились эти исследования, сколько исследовано животных и с каким результатом. При туберкулезе описать технику аллергического исследования. Если исследование проводилось с отклонениями от действующей инструкции, дать объяснение.

При проведении лечебных мероприятий описать средства и методику лечения, их эффективность, указать количество выздоровевших животных. Описывая оздоровительные мероприятия необходимо указать:

1. Используемую для иммунизации вакцину, порядок ее применения, количество привитых животных, наблюдаемые поствакцинальные осложнения.

2. Используемые дезосредства, показать концентрацию раствора, норму расхода на м2, количество дезинфицированных объектов, используемую технику и интервалы между текущими дезинфекциями, а при ликвидации болезни – порядок проведения заключительной дезинфекции. Проводился ли контроль качества дезинфекции и зафиксирован ли его результат (копия экспертизы лабораторного исследования).

3. Используемые для дератизации, дезинфекции препараты, порядок их применения и эффективность.

Описывают мероприятия, выполненные не только лично ветврачом (практикантом), но и всей ветслужбой и другими службами хозяйства.

Если некоторые запланированные мероприятия не были выполнены в хозяйстве, следует указать причину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом пункте подводится итог проведенной работы: ликвидирована болезнь, снят карантин (ограничения), снизилась заболеваемость при хронических инфекциях и т.д. Отмечают особенности болезни по эпизоотологии, клиническому проявлению, лечению и проводимым мероприятиям; какое познавательное значение имело выполнение курсовой работы по изучении курса эпизоотологии; какие негативные стороны отмечены в осуществлении организационных, ветеринарно-санитарных, оздоровительных мероприятий и каковы пути преодоления этих трудностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

В список включают литературу (учебные руководства, монографии, научные статьи из журналов, труды института, информационные листки ЦНТИ) и инструкции, утвержденные ГУВ, Департаментом ветеринарии РФ, на которые были сделаны ссылки в тексте курсовой работы.

Список литературы составляют по общепринятой форме: № п/п, фамилия, имя, отчество автора; название статьи; название журнала; год издания; номер; страница. Например:  Ипатенко Н.Г. Клинические признаки и патологоанатомические изменения при сибирской язве у животных // Ветеринария. – 1990. – № 11. – С. 37-39.

При использовании учебника «Эпизоотология» указывают автора, написавшего данный раздел, статью и т.д. Например: Бакулов И.А. Листериоз // Эпизоотология и инфекционные болезни с.-х. животных / Под ред. А.А. Конопаткина. 

– М.: Колос, 1984. – С. 205-210.

При использовании инструкции по дезинфекции указывают ее название, год утверждения ГУВ, ДВ РФ, затем том Ветеринарного законодательства, если инструкция вошла в его издание.

 

 

         

БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ

 

Если студенту не удается наблюдать инфекционную болезнь во время прохождения производственной практики и предприятие является благополучным по инфекционным болезням животных, то темой курсовой работы может быть профилактика инфекционной болезни, обеспечивающая благополучие хозяйства на протяжении нескольких лет. Темами таких работ могут быть:

1. Профилактика инфекционных болезней молодняка крупного рогатого скота в АО……( СПК и т.п.), … района, …области.

2. Профилактика туберкулеза (бруцеллеза) животных в АО…, …. района, …области.  

3. Профилактика острых инфекционных болезней крупного рогатого скота (овец, свиней) в АО по какой- либо инфекционной болезни.

4. Профилактика инфекционных болезней животных в комплексах на определенном периоде откорма или выращивания.

 

В этом случае курсовая работа выполняется по следующему плану:

Введение

1. Характеристика хозяйства

2. Эпизоотическая обстановка хозяйства в прошлом

3. Описание болезни и проводимые мероприятия в прошлом (по сохранившимся документам, опросу ветработников, животноводов)

4. Календарный план профилактических мероприятий

5. Объяснительная записка к плану

6. Мероприятия, проводимые с учетом плана

7. Заключение

8. Список литературы

9. Приложение

 

При этом принципы изложения и оформления работы те же, что описаны в разделе 1.

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

     Студент может выполнять курсовую работу по индивидуально разработанному плану под руководством преподавателя (доцента, профессора) кафедры.

     Такого рода работы могут представлять собой:

- материалы по изучению эффективности различных методов диагностики, лечения, профилактики и мер борьбы при отдельных болезнях животных и птиц;

- результаты изучения особенностей проявления эпизоотического процесса отдельных болезней животных и птиц;

- результаты разработки учебных пособий (видеофильмы, деловые игры, компъютерные базы данных, учебные стенды и т.д.);

- автономные фрагменты научных, учебно-методических работ, выполняемых по тематикам кафедры. При этом студент в рамках поставленных преподавателем задач может предлагать свой вариант решения проблемы.

 

 

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовую работу выполняют на форматной бумаге (формат листа А4) с рукописным или печатным текстом на одной стороне листа, с нумерацией листов. Работа должна быть вложена в папку и скреплена. На титульном листе сверху пишется: Новосибирский государственный аграрный университет, факультет ветеринарной медицины, кафедра эпизоотологии и микробиологии, в середине – курсовая работа, название темы, руководитель, выполнил (фамилия, имя, отчество, группа), внизу –Новосибирск, год написания. Титульный лист рекомендуется набирать на компъютере или писать машинописью. На первом листе дается содержание (план) с указанием страниц к каждому разделу.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Курсовую работу студент дополняет копиями документов: акт эпизоотологического обследования хозяйства; акт на проведение вакцинации, дезинфекции, акт экспертизы, выданного ветеринарной лабораторией; решение о наложении (снятии) карантина, ограничения на хозяйство. Копия документа заверяется главным ветврачом хозяйства и скрепляется печатью. Кроме копий документов рекомендуется прилагать фотоснимки больных животных, патологических изменений органов при вскрытии животных.

 

 

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

  НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра эпизоотологии и микробиологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:………………………………………….

…………………………………………………

Руководитель: (Ф.И.О)

Выполнил: (Ф.И.О. студента)

Новосибирск 2016

Эпизоотология. Методические рекомендации по выполнению

курсовой работы

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ветеринарной медицины

Кафедра эпизоотологии и микробиологии

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 167.