Показатели производственной программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стоимостными показателями производственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.

По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Реализуемая продукция – продукция, которая отгружена потребителю, за которую пришла оплата на расчетный счет предприятия-поставщика. Определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Объем реализуемой продукции (РП) можно определить по следующей формуле:

; (1.8)

где ТП - объем товарной продукции по плану;

Гк, Гн - остатки нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода соответственно;

Внн, Внк - остатки продукции отгруженной, за которую срок оплаты не наступил и продукция на соответственном хранении у потребителя соответственно на начало и конец расчетного периода.

″Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.1) ″

Объем товарной продукции в плане включает стоимость: готовой продукции, услуг, ремонтных работ, полуфабрикатов и вспомогательной продукции, предназначенных к отпуску на сторону. Объем товарной продукции можно определить по формуле:

; (1.9)

где  - объем продукции i-того вида в натуральных единицах измерения;

 - оптовая цена предприятия единицы изделия i-того вида;

 - стоимость работ и услуг на сторону, т.е. сторонним организациям.

Объем валовой продукции ВП включает всю продукцию в стоимостном выражении, независимо от степени ее готовности и определяется по следующей формуле:

ВП=ТП-(НЗПн - НЗПк) - (Iн - Iк); (1.10)

где НЗПн, НЗПк - стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец расчетного периода;

Iн, Iк – стоимость инструмента для собственных нужд соответственно на начало и конец расчетного периода.

Объем реализуемой продукции так же, как и товарной, в плане определяется в действующих оптовых ценах предприятий. В отчете - как в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства, так и в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).

В целях выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляет планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции.

Объем чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов:

ЧП = ТП – (М – А); (1.11)

где ЧП – объем чистой продукции;

М – материальные затраты на производство продукции;

А – сумма амортизационных отчислений.

Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить уровень выполнения ряда важнейших качественных показателей производительности труда, фондоотдачи и др.

 


1.6. Содержание и порядок разработки бизнес-плана

 

1.6.1. Бизнес-план, его назначение и роль в системе перспектив развития производства

На Западе среди бизнесменов распространено выражение: "Предприниматель, который планирует неудовлетворительно, планирует провал дела.1)" Бизнес-план помогает тщательно продумать стратегию, избегнуть ошибок, а отсюда и убытков из-за неправильного определения направления развития производства.

Бизнес-план предприятия или организации - это письменный документ, в котором изложена суть, направления и способы реализации предпринимательской идеи, охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности его управления. Он является основанием для осуществления предпринимательской деятельности, необходимой предпосылкой привлечения инвестиций для разработки и реализации предпринимательской идеи, любых инновационно-инвестиционных проектов.

Бизнес-план выступает инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов. Сегодня бизнес-планы разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. ″Бизнес-план являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования.2) ″ Их разрабатывают заводы и отделы, цеха, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.

Возрастание роли бизнес-плана в планировании за последние десятилетия связано со следующими причинами:

а) Осложнение внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.

б) Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности.

в) Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне.

Разработка бизнес-плана не имеет строгой регламентации, но при его подготовке главное внимание обращают на то, что:

а) Бизнес-план должен быть простым, понятным и доступным для пользования и, вместе с тем, профессионально составленным.

б) Бизнес-план формулирует задачу и конечную цель производственной деятельности. Любой инвестор должен легко найти в нем собственную заинтересованность (здесь должны быть таблицы, схемы, графики и др.).

в) Относительно качества и достоверности бизнес-плана рекомендуется независимый аудиторский вывод.

г) Бизнес-план является конфиденциальной информацией, и любой его экземпляр должен контролироваться.

Функции бизнес-плана: внешняя (ознакомление заинтересованных деловых людей с сущностью и эффективностью реализации новой предпринимательской идеи) и внутренняя (управление реализацией предпринимательского проекта).

Целями разработки бизнес-плана являются:

а) установление деловых отношений между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и нанимаемыми работниками;

б) проектирование системы управления начатым бизнесом в конкретной сфере деятельности;

в) своевременное предусмотрение возможных препятствий и проблем пути к успеху организации собственного дела;

г) формирование и развитие управленческих качеств предпринимателя;

д) проверка жизнеспособности предпринимательской идеи еще до ее фактической реализации.

″Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия.1) ″

Бизнес-план - это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.

Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.

 

1.6.2. Содержание и методика составления отдельных разделов бизнес-планов

Общая методика разработки бизнес-плана охватывает три стадии: начальную, подготовительную и основную.

На начальной стадии необходимо учитывать фактор времени, поскольку эта стадия является обязательной при условии открытия нового дела. Необходимо рассчитать, как во времени будет выглядеть прибыль, когда возвратятся средства, израсходованные на воплощение проекта в жизнь, и как повлияют возможные инфляционные процессы.

На подготовительной стадии формируются конкретные цели, информационное поле, оцениваются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, разрабатывается стратегия развития деятельности. Должно разрабатываться не менее 2-3 вариантов с целью выбора оптимального.

На основной стадии осуществляется непосредственная разработка конкретного бизнес-плана.

В Украине сегодня есть большое количество разнообразных методик по подготовке бизнес-планов, которые связанны с требованиями банков и инвесторов.

″На содержание и структуру бизнес-плана существенно влияют: цели разработки бизнес-плана; аудитория, для которой рассчитан бизнес-план; сфера и размеры бизнеса; характеристика продукции; финансовые возможности предприятия. ″1)

Обобщенную структуру бизнес-плана можно представить такими обязательными разделами:

а) Общая информация о проекте и его цели (концепция проекта, цели и стратегия, описание продукта (вида услуг), отмечаются руководители проекта);

б) Описание окружающей среды - рынка сбыта, потребителей товара, поставщиков сырья и материалов, возможных конкурентов, стратегии, конъюнктуры рынка;

в) План инвестиций - необходимый объем средств для реализации проекта, источник и форма получения необходимых средств, сроки предоставления и возвращения привлеченных средств, эффективность вложенных средств;

г) План производства - сводные и основные параметры показателей плана, характеристика конечного продукта очерченного плана, области использования продукции, специальные показатели (качество, приспособленность, окупаемость гарантии и т.д.);

д) План маркетинга - исследование, анализ и оценка конъюнктуры рынка, продвижение продукции (услуг), реклама, стимулирование спроса, обслуживание после продажи, гарантийная характеристика.

План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.

Назначение данного раздела бизнес-плана - показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.

е) Финансовый план - затраты на производство продукции, отчет о финансовом состоянии (прибыль, убытки), отчет об обороте денежной наличности, баланс предприятия, график достижения безубыточности.

ж) Юридический план - форма собственности, правовой статус организации.

з) Организационный план - описание организации, его структура, численность работников, их функции и обязанности, кадровое обеспечение, короткая характеристика команды управления.

и) Оценка рисков и страхование - организационные мероприятия с профилактикой рисков, программа страхования рисков.

к) Обобщение и выводы из основных положений бизнес-плана.

″Данная структура существенно отличается от структуры бизнес-плана, общепринятой в западном деловом мире, которая рекомендуется научной литературой для предприятий.1) ″

Существуют различные специализированные формы бизнес-планов, которые предлагаются разнообразными фондами содействия и помощи (Государственный инновационный фонд, Фонд мелких частных предприятий в Украине, Украинско-Канадская программа SВЕDІF (г. Ивано-Франковск) и т.д.




РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

 

Изучаемое предприятие (это может быть предприятие тяжелого машиностроения) выпускает два вида деталей: А (материал сталь А12, Ø 38) и Б (материал латунь ЛС59-1, Ø 16). Станочный парк предприятия включает следующие агрегаты: токарный станок, фрезерный станок, шлифовальный станок.

 

Задание.

Расчетный вариант № 3

Показатели Данные по методичке Расчетные данные
Программа выпуска изделий, шт.: изделие А изделие Б Цена 1 т. материала, грн. сталь А12, ø 38 латунь ЛС 59-1, ø 16 Расход топлива технологического, т. изделие А изделие Б 4. Оптовая цена станка, грн. токарного фрезерного шлифовального 5. Рентабельность изделий для расчета оптовой цены предприятия,% изделие А изделие Б 6. Стоимость внедряемых машин, аппаратов, приборов, грн. 7. Увеличение выпуска изделий А после внедрения новой технологии,% 1050 1320 1630 7500 0,517 0,607 24410 31000 26000 21 21 2700000 4   995 1265 1630 7500 0,517 0,607 23360 29950 24950 21 21 2698000 4

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 165.