Плательщики единого социального налога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ указаны налогоплательщики единого социального налога – «лица, производящие выплаты физическим лицам».

К их числу, прежде всего, относятся работодатели. При этом понятие «работодатели» для целей налогообложения единым социальным налогом и понятие «работодатели», употребляемое в нормах действующего трудового законодательства, не совпадают. Различия между ними представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Различия между понятием «работодатели» по трудовому и налоговому законодательству

Понятие «работодатели» по нормам трудового законодательства Понятие «работодатели» для целей единого социального налога
1. Работодателями признаются любые российские организации, в том числе и не обладающие статусом юридического лица (ст. 20 ТК, ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 21 Закона об объединениях) 1. Работодателями признаются лишь российские организации, обладающие статусом юридического лица (ст. 11 НК)
2. Иностранные организации не признаются работодателями 2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность (в том числе через обособленное подразделение) в РФ, также признаются работодателями
3. Работодателями признаются лишь лица (в том числе физические), с которыми работник заключил трудовой договор (контракт) 3. Наряду с ними признаются работодателями и лица (в том числе физические), с которыми работник состоит в гражданско-правовых отношениях (ст. 236 НК)
4. Работодатель обязан включать в налоговую базу все выплаты (осуществляемые в рамках трудовых отношений), в том числе и в части единого социального налога (ст. 183, 184 ТК) 4. Выплаты лицам, состоящим с работодателем в гражданско-правовых отношениях, не включаются в налоговую базу в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в ФСС (п. 3 ст. 238 НК)

 

С учетом изложенного, налогоплательщиками единого социального налога признаются:

а) организации. Речь идет как о российских юридических лицах, так и об иностранных организациях (в том числе не обладающих статусом юридического лица), а также о филиалах и иных обособленных подразделениях иностранных организаций, о международных организациях, их филиалах и представительствах, созданных на территории РФ (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК).

б) индивидуальные предприниматели. При этом для целей единого социального налога к последним относятся как физические лица, зарегистрированные в установленном (в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц) порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и частные нотариусы, частные детективы, иные лица, приравненные к индивидуальным предпринимателям нормами абз. 3 п. 2 ст. 11 НК.

в) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, в случаях, когда они прибегают к найму работников и осуществляют выплаты физическим лицам;

г) физические лица. Дело в том, что в соответствии:

- со ст. 20 Трудового кодекса и физические лица получили статус работодателя и вправе нанимать работников по трудовому договору;

- со ст. 183, 184 Трудового кодекса физические лица, нанимающие работников (домашнюю работницу, личного водителя и т.д.), должны уплачивать взносы (единый социальный налог) на государственное социальное страхование;

- со ст. 702, 779, 971, 990, 1005 ГК физические лица вправе заключать с другими физическими лицами договоры подряда, возмездного оказания услуг, поручения, комиссии, агентирования и т.п. (см. об этом также пп. 2, 3 Разъяснений по ЕСН).

Следует отметить, что если субъект одновременно относится к двум категориям плательщиков, то он признается налогоплательщиком по каждому основанию.

Например, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты наемным работникам, уплачивает единый социальный налог по двум основаниям: с сумм выплат в пользу наемных работников и сумм собственных доходов от предпринимательской деятельности.

Какого-либо специального порядка постановки на учет в качестве плательщика единого социального налога в налоговых органах глава 24 НК РФ не предусматривает. При этом следует отметить, что на учет в налоговых органах налогоплательщик обязан встать в общем порядке в соответствии со ст. 83 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями или индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от уплаты единого социального налога.

При этом индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога как с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, так и выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками единого социального налога.

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса РФ применение системы налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности организациями или индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от уплаты единого социального налога по деятельности, подпадающей под данный режим налогообложения.

В частности, организации освобождаются от уплаты единого социального налога в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога как в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, так и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части деятельности, подпадающей под данный режим налогообложения.

Объект обложения ЕСН

 

В соответствии со ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Для каждой из двух категорий плательщиков единого социального налога НК РФ предусмотрен отдельный объект налогообложения.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Таким образом, объект налогообложения состоит из следующих видов выплат:

1) по трудовым договорам;

2) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

3) по авторским договорам.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в частности, относятся договоры: подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом, агентский договор.

Порядок заключения и существенные условия авторского договора установлены Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с указанным законом, по общему правилу, авторский договор заключается в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме.

От авторских договоров необходимо отличать лицензионные договоры. Согласно новой редакции п. 1 ст. 236 НК РФ вознаграждения по лицензионным договорам не включаются в объект налогообложения единым социальным налогом.

Таким образом, объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты физическим лицам, являются выплаты по трем вышеназванным видам договоров.

Выплаты, осуществляемые по иным основаниям, объектом налогообложения не являются. Так, например, не облагаются единым социальным налогом любые выплаты и вознаграждения, производимые профсоюзной организацией в пользу своих членов, не связанных с данной профсоюзной организацией трудовыми, гражданско-правовыми или авторскими договорами (см. письмо Минфина РФ от 25.11.2002 г. N 04-04-04/170).

Для физических лиц, не являющихся предпринимателями, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Следовательно, в отношении физических лиц объектом налогообложения признаются следующие выплаты:

1) по трудовым договорам;

2) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

Определение указанных договоров было рассмотрено применительно организаций и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, необходимо отметить следующую неточность. При налогообложении выплат по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг п. 1 ст. 236 НК РФ не предусмотрено исключение в отношении таких выплат индивидуальным предпринимателям. Однако, по нашему мнению, выплаты физических лиц по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые в пользу индивидуальных предпринимателей не должны облагаться единым социальным налогом. Иначе, возникнет двойное налогообложение, поскольку индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают единый социальный налог.

Ставки ЕСН

 

Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, предусмотрены две шкалы регрессивных ставок:

1) для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования);

2) для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Для первой группы налогоплательщиков предусмотрены следующие ставки налога (см. Таблицу 1.2.):


Таблица 1.2 - Шкала регрессивных ставок для первой группы налогоплательщиков

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

ФСС РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный ФОМС Территориальные ФОМС
До 280 000 рублей 20,00 процентов 3,20 процента 0,80 процента 2,00 процента 26,00 процентов
От 280 001 до 600 000 рублей 56 000 рублей + 7,90% с суммы, превышающей 280 000 рублей 8 960 рублей + 1,10% с суммы, превышающей 280 000 рублей 2 240 рублей + 0,50% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5 600 рублей + 0,50% с суммы, превышающей 280 000 рублей 72 800 рублей + 10,00% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 81 280 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей 12 480 рублей 3 840 рублей 7 200 рублей 104 800 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей

 

Для второй группы налогоплательщиков предусмотрены следующие ставки налога (см. Таблицу 1.3.):

 

Таблица 1.3 - Шкала регрессивных ставок для второй группы налогоплательщиков

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

ФСС РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный ФОМС Территориальные ФОМС
До 280 000 рублей 15,80 процентов 2,20 процента 0,80 процента 1,20 процента 20,00 процентов
От 280 001 до 600 000 рублей 44 240 рублей + 7,90% с суммы, превышающей 280 000 рублей 6 160 рублей + 1,10% с суммы, превышающей 280 000 рублей 2 240 рублей + 0,40% с суммы, превышающей 280 000 рублей 3 360 рублей + 0,60% с суммы, превышающей 280 000 рублей 56 000 рублей + 10,00% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 69 520 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей 9 680 рублей 3 520 рублей 5 280 рублей 88 000 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей

 

Для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ установлена следующая шкала ставок (см. Таблицу 1.4.):

 

Таблица 1.4 - Шкала регрессивных ставок для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный ФОМС Территориальные ФОМС
1 2 4 5 6
До 280 000 рублей 7,30 процентов 0,80 процента 1,90 процента 10,00 процентов
От 280 001 до 600 000 рублей 20 440 рублей + 2,70% с суммы, превышающей 280 000 рублей 2 240 рублей + 0,50% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5 320 рублей + 0,40% с суммы, превышающей 280 000 рублей 28 000 рублей + 3,60% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 29 080 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей 3 840 рублей 6 600 рублей 39 520 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей

Для адвокатов предусмотрена следующая шкала ставок (см. Таблицу 1.5.):

 

Таблица 1.5 - Шкала регрессивных ставок для адвокатов

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный ФОМС Территориальные ФОМС
До 280 000 рублей 5,30 процентов 0,80 процента 1,90 процента 8,00 процентов
От 280 001 до 600 000 рублей 14 840 рублей + 2,70% с суммы, превышающей 280 000 рублей 2 240 рублей + 0,50% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5 320 рублей + 0,40% с суммы, превышающей 280 000 рублей 22 400 рублей + 3,60% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 23 480 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей 3 840 рублей 6 600 рублей 33 920 рублей + 2,00% с суммы, превышающей 600 000 рублей

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 151.