Правовые основы биржевой деятельности в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1990—1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положе­ниями о предпринимательстве, что нередко создавало беспоря­док как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочис­ленных бирж на всей территории России.

В начале 1991 г. появилось первое Постановление прави­тельства, касающееся деятельности товарных бирж (Постанов­ление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О дея­тельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельно­сти товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и со­держали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нере­шенными.

В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным актом, регулирующим бирже­вую торговлю, — Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направ­лен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.

Положения закона оказали существенное влияние на дея­тельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.

В законе установлено понятие товарной биржи (ст. 2) как организации с правами юридического лица, формирующей оп­товый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осущест­влять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, и не может осуществлять торговую, посредническую и иную деятельность, непосредст­венно не связанную с организацией биржевой торговли. Это положение изменило отношение биржевиков к своему участию в капитале биржи как форме инвестирования и нацелило их на получение прибыли собственно от посреднической деятельности.

Многие положения Закона способствовали приближению российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко ус­танавливает, что под биржевым товаром понимается не изъя­тый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формиро­ванию фьючерсной биржи со стандартными условиями кон­трактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной соб­ственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости», «Бирж информационных технологий» и т.д.

Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 За­кона. В ней указано, что учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:

• высшим и местным органам государственной власти и управления;

• банкам и кредитным учреждениям;

• страховым и инвестиционным компаниям и фондам;

• общественным, религиозным и благотворительным объ­единениям и фондам.

Биржевая деятельность осуществляется членами соответст­вующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торгов­ле» предусматривает две категории членов биржи (ст. 15):

• полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными доку­ментами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;

• неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учреди­тельными документами биржи количество голосов на общем собрании биржи.

Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Зако­ном были названы и посетители биржевых торгов. Под посети­телями биржевых торгов понимаются юридические и физиче­ские лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соот­ветствии с учредительными документами биржи право на со­вершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми (ст. 21).

Закон определил и основы управления товарными биржами. Ст. 16 установила, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализа­цию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

Компетенция общего собрания определяется в уставе каж­дой биржи. Как правило, к исключительной компетенции об­щего собрания относится:

• осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

• определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

• принятие внутрибиржевых нормативных документов и их изменение;

• прием новых членов биржи;

• формирование выборных органов биржи;

• рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, распределение прибыли.

Решение о прекращении деятельности биржи принимает общее собрание биржи.

Оперативное управление биржей осуществляет биржевой совет (если биржа зарегистрирована в форме АО) либо бирже­вой комитет (ТОО). Это орган текущего управления биржей, уполномоченный решать все вопросы, кроме тех, которые вхо­дят в компетенцию исключительно общего собрания. Как пра­вило, биржевой совет выполняет следующие функции:

• заслушивает отчеты и дает оценку деятельности правле­ния;

• вносит изменения в правила торговли на бирже;

• готовит решения о приеме или исключении членов бир­жи;

• готовит проведение общего собрания;

• устанавливает размеры взносов, биржевых и комиссион­ных сборов;

• руководит биржевыми торгами.

В отличие от зарубежных бирж в состав биржевого совета в России входят только члены биржи. Там не присутствуют ни штатные сотрудники самой биржи, ни так называемая «публика» — представители продавцов и покупателей бирже­вого товара.

Из состава совета формируется правление. Этот орган осу­ществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия, избираемая членами биржи одновременно с биржевым советом.

На биржах существуют и функциональные подразделения. Например, на Российской бирже они включали такие отделы, как отдел регистрации, информационно-вычислительный центр, отдел биржевой информации, маклерский отдел, фью­черсный отдел, аналитический отдел.

Появление Закона «О товарных биржах и биржевой торгов­ле» привело к существенным изменениям в деятельности то­варных бирж. Проведенную после принятия этого закона пере­регистрацию смогли пройти далеко не все из существовавших на тот момент учреждений. Так, к середине 1992 г. перерегист­рацию прошли только около 270 бирж. Оставшиеся биржи ре­организовали свою деятельность, многие изменили ассорти­мент своих товаров, отказавшись от небиржевых товарных групп. Именно в этот период началась стандартизация кон­трактов и первые попытки введения фьючерсов. Правовой ба­зой фьючерсной торговли стало принятое в 1993 г. «Временное положение о клиринговом учреждении».

Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.