В 1990—1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положениями о предпринимательстве, что нередко создавало беспорядок как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочисленных бирж на всей территории России.
В начале 1991 г. появилось первое Постановление правительства, касающееся деятельности товарных бирж (Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О деятельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и содержали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нерешенными.
В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным актом, регулирующим биржевую торговлю, — Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.
Положения закона оказали существенное влияние на деятельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.
В законе установлено понятие товарной биржи (ст. 2) как организации с правами юридического лица, формирующей оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, и не может осуществлять торговую, посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Это положение изменило отношение биржевиков к своему участию в капитале биржи как форме инвестирования и нацелило их на получение прибыли собственно от посреднической деятельности.
Многие положения Закона способствовали приближению российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко устанавливает, что под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формированию фьючерсной биржи со стандартными условиями контрактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной собственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости», «Бирж информационных технологий» и т.д.
Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 Закона. В ней указано, что учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:
• высшим и местным органам государственной власти и управления;
• банкам и кредитным учреждениям;
• страховым и инвестиционным компаниям и фондам;
• общественным, религиозным и благотворительным объединениям и фондам.
Биржевая деятельность осуществляется членами соответствующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» предусматривает две категории членов биржи (ст. 15):
• полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;
• неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании биржи.
Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Законом были названы и посетители биржевых торгов. Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми (ст. 21).
Закон определил и основы управления товарными биржами. Ст. 16 установила, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.
Компетенция общего собрания определяется в уставе каждой биржи. Как правило, к исключительной компетенции общего собрания относится:
• осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;
• определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;
• принятие внутрибиржевых нормативных документов и их изменение;
• прием новых членов биржи;
• формирование выборных органов биржи;
• рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, распределение прибыли.
Решение о прекращении деятельности биржи принимает общее собрание биржи.
Оперативное управление биржей осуществляет биржевой совет (если биржа зарегистрирована в форме АО) либо биржевой комитет (ТОО). Это орган текущего управления биржей, уполномоченный решать все вопросы, кроме тех, которые входят в компетенцию исключительно общего собрания. Как правило, биржевой совет выполняет следующие функции:
• заслушивает отчеты и дает оценку деятельности правления;
• вносит изменения в правила торговли на бирже;
• готовит решения о приеме или исключении членов биржи;
• готовит проведение общего собрания;
• устанавливает размеры взносов, биржевых и комиссионных сборов;
• руководит биржевыми торгами.
В отличие от зарубежных бирж в состав биржевого совета в России входят только члены биржи. Там не присутствуют ни штатные сотрудники самой биржи, ни так называемая «публика» — представители продавцов и покупателей биржевого товара.
Из состава совета формируется правление. Этот орган осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия, избираемая членами биржи одновременно с биржевым советом.
На биржах существуют и функциональные подразделения. Например, на Российской бирже они включали такие отделы, как отдел регистрации, информационно-вычислительный центр, отдел биржевой информации, маклерский отдел, фьючерсный отдел, аналитический отдел.
Появление Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» привело к существенным изменениям в деятельности товарных бирж. Проведенную после принятия этого закона перерегистрацию смогли пройти далеко не все из существовавших на тот момент учреждений. Так, к середине 1992 г. перерегистрацию прошли только около 270 бирж. Оставшиеся биржи реорганизовали свою деятельность, многие изменили ассортимент своих товаров, отказавшись от небиржевых товарных групп. Именно в этот период началась стандартизация контрактов и первые попытки введения фьючерсов. Правовой базой фьючерсной торговли стало принятое в 1993 г. «Временное положение о клиринговом учреждении».
Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.