Товарные биржи в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специфика первых российских бирж

Возрождение биржевой торговли в современной России на­чалось в июле 1990 г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В ре­зультате в 1990—1991 гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандар­тов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.

Многие организации того периода, называвшие себя бир­жами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного рынка. Так, у некоторых отсутствовало четкое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. В ассортимен­те многих присутствовали наряду с классическими биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары на­родного потребления, так и машины, и оборудование. Бирже­вые контракты не были стандартизованы по объему и некото­рым другим условиям, а порядок формирования цен не позво­лял назвать их биржевыми котировками.

Биржи в тот период создавались по всей России, но больше всего их было в Москве. Создавались они по инициативе пред­приятий, а также местных органов власти как альтернатива прошлой системе централизованного снабжения. Учредители этих бирж стремились с максимальной выгодой для себя ис­пользовать преимущества биржевой торговли, поэтому все биржи того периода в отличие от зарубежных регистрировались как коммерческие организации.

Используя несовершенство российского законодательства, многие учредители смогли получить для своих бирж сущест­венные льготы, а себе — необоснованные преимущества. Так, зачастую учредители записывали за собой до 30% капитала биржи (на зарубежных биржах обычная доля учредителей не превышает 5%) либо распределяли между собой большую часть голосующих акций. Некоторые учредители оговаривали в дого­воре право на фиксированный дивиденд в определенном раз­мере, права на открытие большого количества брокерских кон­тор и др. Эти многочисленные конторы, созданные учредителями, не занимались биржевыми операциями, а сдавались в аренду либо продавались с большой прибылью, что позволило многим специалистам в области биржевой торговли с иронией говорить о создании нового «биржевого» товара — брокерской конторы.

Поскольку навыки биржевого дела в то время в России бы­ли позабыты, каждая биржа в организации торговли шла своим путем, формируя как структуру и штат специалистов, так и правила торговли. Учитывая, что определяющую роль в мире в этот период играли американские и английские биржи, разра­ботка биржевой терминологии сопровождалась заимствованием по преимуществу английских терминов. Так, традиционное на­звание посредника на биржах дореволюционной России — маклер — сменилось на более привычное нашему времени по­нятие брокера, а маклером часто называли специалиста, веду­щего биржевые торги. За сменой названия на самом деле стоя­ло более существенное различие: маклер в дореволюционной России имел свое звание пожизненно и персонально утвер­ждался в этом звании министром, тогда как для брокеров была предусмотрена в лучшем случае внутрибиржевая аттестация. Таким образом, официальный статус маклера стал главным от­личием его положения от современного российского брокера.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.