Глава 1. Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение.

 

Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, умения, навыки. Отсутствие какого – либо компонента будет влиять на протекание деятельности, и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы и технические навыки – одни из компонентов этой деятельности.

Проблема заключается в изучении развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.   

Тема исследования: «Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность проблемы очевидна. Исследователи детского изотворчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основами изограмотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалев, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений».

Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Коррадо Ричи подчеркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети.

Объектом является изограмотность детей младшего дошкольного возраста. Предметом же выступают особенности изограмотности как основы изодеятельности.

Целью исследования является выявление особенностей развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из рабочей гипотезы, нами были определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в искусствоведческой, педагогической литературе;

2. Подобрать методику исследования основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

3. Определить уровень развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

4. Выявить динамику развития основ изограмотности в ходе реализации основных этапов эксперимента

5. Выполнить серию творческих работ пот теме исследования

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы выдвигаем гипотезу о том, развивается ли изограмотность у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Заключение.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Изучив теоретические исследования по проблеме изограмотности, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости передачи основ изограмотности, которые способствуют развитию способности к изображению.

2. Занятия по обучению детей изограмотности развивают технические изоспособности.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством повышения основ изограмотности и оказывает особое воздействие на создание рисунка.

Структура работы состоит из двух частей: теоретической и практической. Опытно – экспериментальная часть состояла из трех этапов:

1. Констатирующий эксперимент;

2. Формирующий эксперимент;

3. Контрольный эксперимент.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в развитии изограмотности детей экспериментальной группы.

Подводя итоги проведенной экспериментальной работы, появилась необходимость в рекомендациях для педагогов: чаще обращать внимание и обговаривать форму предметов как на занятиях по изоискусству, так и в повседневной жизни.

 

 

Литература:

- Бродский И. А. Репин-педагог. М., Изд-во Академия художеств СССР, 1960.

- Запорожцев А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН СССР, 1960.

- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.

- Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). М., «Просвещение», 1971.

- Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. – В кн.: Проблемы способностей. Отв. ред. В.Н.Мясенцев. М., 1962, с.155.

- Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

- Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях.- «Советская педагогика», 1963, №11.

- Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов).- Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.

- под редакцией Н.П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду». Изд. 5-е., М., Просвещение, 1971г.

- Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1965.

- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность.- В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду (методические указания). Под ред. Саккулиной, Н. П. Поддьякова. М., «Просвещение». 1969.

- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., «Просвещение», 1973.

- Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием, 1959.

- Система эстетического воспитания в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

- Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Саккулиной. М., 1965.

- Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956.

- Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.

Приложение

Конспект занятия №1

Конспект занятия №2

Конспект занятия№3

Конспект занятия № 4

Рисование карандашом «Что бывает кругленькое?»(по замыслу )

    

Программное содержание: развивать у детей умение объединять предметы по признаку формы, поупражнять их в рисовании круглых форм

Оборудование: простые карандаши, бумага.

Ход занятия:

В начале занятия с детьми провели беседу для уточнения их представлений о круглой форме: «Дети, смотрите, какой у меня красивый красный шарик». Подбрасываю, затем ловлю шарик. «Кто знает, какой он формы?» Дети отвечают, что круглой. «Верно, круглый». «А что еще бывает кругленькое?» Дети отвечают, что круглыми бывают мячики, колеса, рули, апельсины, яблоки, шарики. «Правильно, хорошо вспомнили». Перечисляю все предметы, названные детьми. «Вот как много вещей круглой формы мы знаем. Теперь берите карандаш и рисуйте, кто, что хочет кругленькое».

При осмотре отметила работу, в которой изображен, не названный в беседе предмет, сделав упор на то, что ребенок сам придумал его.

 

 

Конспект занятия №5

«Елочные шарики»

 Программное содержание: закрепить круглую форму, сочетая изображения округлых предметов с проведением вертикальных линий.

Оборудование: Бумага, краски, кисточки, тряпочки, баночки с водой.

Ход занятия:

Выбираем три елочных шарика разного цвета (красный, зеленый и синий) и показываем детям: Вот какие красивые шарики висели на нашей елке. Сейчас вы будете рисовать такие шарики». Прошу детей назвать, какого цвета каждый шарик, какой формы. Говорю, что ниточки могут быть любого цвета.

Дети приступают к работе, в ходе занятия напоминаю, что ниточки надо рисовать вертикально, чтобы «шарики» висели, так же напоминаю про аккуратность выполнения работы. В конце занятия отмечаю, что все работы выполнены правильно и аккуратно. Поощряю.

Введение.

 

Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, умения, навыки. Отсутствие какого – либо компонента будет влиять на протекание деятельности, и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы и технические навыки – одни из компонентов этой деятельности.

Проблема заключается в изучении развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.   

Тема исследования: «Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность проблемы очевидна. Исследователи детского изотворчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основами изограмотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалев, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений».

Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Коррадо Ричи подчеркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети.

Объектом является изограмотность детей младшего дошкольного возраста. Предметом же выступают особенности изограмотности как основы изодеятельности.

Целью исследования является выявление особенностей развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из рабочей гипотезы, нами были определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в искусствоведческой, педагогической литературе;

2. Подобрать методику исследования основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

3. Определить уровень развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

4. Выявить динамику развития основ изограмотности в ходе реализации основных этапов эксперимента

5. Выполнить серию творческих работ пот теме исследования

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы выдвигаем гипотезу о том, развивается ли изограмотность у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Глава 1. Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Особенности изограмотности как основы изодеятельности.

 

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно – образного начала, когда ребенок двух лет мазками, штрихами  передает явление окружающего. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно – синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».

Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение. Однако надо помнить, что в первой младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.

Изображение формы в рисовании осваивают дети не сразу. В процессе рисования воспитатель поощряет стремление малыша повторять появившееся простые очертания форм, предлагают назвать их. Если ребенок не отвечает, не следует торопить с ответом, постепенно малыш сам назовет, что получилось

Хотя у детей двух лет нет еще развернутого сюжета, однако это не значит, что у них отсутствует стремление выразить свой замысел. Воспитателю надо помнить, что замысел носит сюжетно – игровой характер, то есть ребенок не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка. Педагогу нужно тактично, умело подойти к замыслу ребенка и попытаться помочь ему выразить содержание линией, формой, словом, жестом.

Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются те знания и умения, которые дети приобрели за определенный промежуток времени. Им предлагают рассказать знакомые стихи, спеть песенку.

Начиная с первой младшей группы, рисование имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, вызывает у них желание рисовать.

Во второй младшей группе воспитатель продолжает знакомить детей с доступными их пониманию произведениями изобразительного искусства. Это, прежде всего картинки с отображением явлений природы в разное время года, книжки – игрушки, в которых дан художественный образ, доступный ребенку 3-4 лет. С интересом рассматривают дети изображения смешного медвежонка, зайчика и других зверушек. Педагог должен принимать активное участие в процессе рассматривания, он помогает маленькому ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа. Дети 3-4 лет знакомятся также с некоторыми предметами декоративно – прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре на деревянной лошадке – качалке, любуются нарядным сарафаном на матрешке. Воспитатель стремится вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть тот или иной предмет, картинку.

Ознакомление с искусством проводится на занятиях рисованием и во время самостоятельной деятельности. Перед занятием показ произведений изобразительного искусства воспитатель проводит с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстраций.

Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке возникают отчетливые изображения предметов. В созданном ребенком образе находят отражение наи

более существенное, характерное для данного персонажа.

Малыши осваивают технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать левой рукой. Важно обращать внимание на положение корпуса во время рисования.

На занятиях рисованием педагог развивает у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги: «Как красивы белые кружочки на синем платье. Огни салюта особенно заметны на темном небе (синий фон бумаги). Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне».

Программа по изобразительной деятельности осваивается детьми в течении года. Чтобы проверить каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умениями по рисованию воспитатель в конце года предлагает задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Воспитателя при этом интересуют не только технические навыки и умения детей в работе с материалами, но и выразительность рисунка.

 

  

 

 1.2. Закономерности развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

 

Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка.

Овладение техникой у детей нередко отстает от овладения изобразительными умениями. Несмотря на то, что техническое выполнение ра

боты не является самым главным – это лишь средство решения изобразительной или декоративной задачи – без овладения этим средством невозможно и развитие других сторон деятельности. Именно для того , чтобы ребенок возможно скорее мог выразить свой замысел, дать отчетливые изображения, надо научить его приемам владения карандашом, кистью и др.

Прочность усвоения навыка достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому не следует спешить показывать детям все новые и новые приемы работы. Технические навыки прочны, когда ребенок владеет  ими свободно, они не занимают его внимания. Тогда он может думать о содержании своей работы и решении изобразительной или декоративной задачи.

Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании.

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представлениях о тех предметах, которые они будут изображать.

При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те его стороны, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома – прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы – ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т.д. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных сред

ств. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения.

Формирование навыка происходит быстрее у того ребенка, который предварительно активно знакомится с заданием и со способами его выполнения и лишь за тем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.

В связи с эти большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе.

Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, не совершены. Это обусловлено тем, что двигательный опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование исполнительных рисовальных движений происходит в течении всего периода пребывания детей в детском саду.

Особенно важно активизировать детей в процессе обследования, когда какой – то способ изображения дети осваивают впервые.

Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы.

Обучение детей рисованию этих форм, важно подчеркнуть различия в движении руки, фиксируя внимание на положение руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.

Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и др.) и предметы овальной и эллиптической формы

(лимон, яйцо, огурец и др.).

Дети быстрее осваивают различия в движении при рисовании круга и эллипса, если в начале давать изображение круглого  и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям предмет: эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся.

Предметы эти нужно давать на одном занятии и формообразующие движения отрабатывать в сравнении.

Обучая детей способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево. Движения руки при рисовании круга слева направо и справа налево способствует выработке свободы, легкости движений, развивает руку малыша. Это очень полезно для последующего овладения более сложными изобразительными движениями и техническими навыками.

Для образования навыка правильного владения инструментом очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть каждый ребенок, и в случае надобности исправить.

Такое воздействие нужно потому, что двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами у маленьких детей очень незначителен. Порисовав карандашом и положив его в коробку, они часто вновь уже не могут взять его правильно, а берут сверху щепотью или в кулак: так удобнее. Вот почему важно, чтобы ребенок не только видел, но и чувствовал правильное положение карандаша в руке. Постепенно у него образуется зрительное и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам может поправить его в руке.

Фиксируя внимание детей на характере движения и способе его выполнения, важно подчеркивать зависимость от этого направления и качества линий в рисунке. Только в этом случае дети осознанно усваивают технические навыки и умения, могут сами заметить ошибку в своих действиях и скорректировать (исправить) движение в соответствии с имеющимся представлением о том, какое действие является правильным. Благодаря сохранению ориентировочных действий в процессе выполнения изобразительных движений, последние становятся точнее, правильнее и рисунок улучшается.

Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой моторики и особенно моторики, связанной с использованием в деятельности определенных предметов, орудий.

Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководства взрослых.

Рисование в детском саду осуществляется при помощи карандаша или кисти. Это разные материалы, и они имеют свою специфику использования и требуют освоение особой техники.

Прежде всего, следует привить детям умения правильно держать карандаш и кисть. Ребенок до трех лет стремится захватить карандаш в кулак, прижать его пальцами к ладони. В данном случае ребенок использует силу нажима всей руки. При таком положении карандаша трудно управлять им, поэтому для проведения отдельных линий и начертания форм оно не пригодно.

Ребенка, начиная с двух лет, следует научить правильно, держать карандаш (пальцами правой руки), потому что закрепившийся неправильный навык затруднит решение изобразительных задач, а переучивание потребует больших усилий, как от воспитателя, так и от ребенка. Вначале для ребенка это трудно, но все дети на третьем году осваивают правильный навык при условии внимания к этому воспитателя, терпеливого и настойчивого повторения указаний.

Для проведения линий карандашом требуется нажим на бумагу, поэтому положение руки должно быть устойчивым: рука опирается о стол предплечьем до локтя, кисть руки по возможности должна быть свободна. Положение руки при рисовании отличается от положения руки пи письме: письмо требует покойного положения всей руки, включая и кисть, движения производятся в основном пальцами; при рисовании вся кисть руки меняет свое положение. В зависимости от этого меняется и положение карандаша в пальцах. Это легко обнаружить, попробовать нарисовать круг, не отрывая руки, или закрасить относительно крупный рисунок.

Рисование кистью в отличие от рисования карандашом имеет свои особенности. Кисть мягкая, и дети могут получить яркую линию, пятно без всякого нажима, в то время как при рисовании карандашом яркость цвета зависит от силы нажима. Чтобы провести линию нужной толщины, надо регулировать наклон кисти по отношению к бумаге. Кисть касается бумаги концом в том случае, когда ее держат палочкой вверх, рука при этом не лежит на столе. Опора может быть только около локтя. Младшие дошкольники легко привыкают рисовать кистью, совсем не опираясь о стол. В дальнейшем, когда рисунки делаются сложнее, опора оказывается нужной, но кисть руки должна оставаться свободно висящей над столом.

Умение правильно держать карандаш и кисть усваивается детьми не сразу и надо неуклонно упражнять их в этом, несмотря на то, что в программе каждой возрастной группы выдвигаются новые требования. Внимание усвоению правильных навыков в технике рисования необходимо уделять, начиная с первого года воспитания в детском саду. Прочность первоначальных навыков значительно облегчает усвоение последующих, более сложных.

Умение рисовать включает также отработку качества движения – свободу, легкость, ритмичность. Эти качества вырабатываются у детей при условии, что они овладевают произвольным изменением силы нажима, быстроты движения, размахом, изменением направления движений и пр. На первых порах все это происходит случайно, независимо от их намерений. Постепенно дети учатся овладевать движением такого размаха, который нужен для закрашивания данной части рисунка, замедлять движения, чтобы не зайти за контур при закрашивании небольшой части рисунка. Чтобы нарисовать круг, надо плавно изменять направление движения, для рисования прямоугольника надо вовремя четко повертывать руку под углом и т.д.

Овладев этими умениями, дети получают прочные навыки произвольного изменения движений, что и создает возможность рисовать, действуя свободно, плавно, ритмично.

В первой младшей группе рисование занимает определенное место среди занятий с детьми как деятельность, важная для эстетического развития.

В характере рисования у ребенка второго и третьего года жизни легко заметить большое различие. Если ребенка второго года жизни мало интересовали возникающие на бумаге следы, то с обогащением графического опыта происходит процесс ассоциирования очертаний с предметами и явлениями окружающего.

Дети двух лет отличаются от детей полутора лет своими проявлениями: он более активен, стремится к самостоятельным действиям с предметами и материалами;  обогащается запас его представлений, развивается речь; он проявляет большой интерес к рисованию.

Необходимо воспитывать у детей отношение к рисованию как к изобразительной деятельности, обращать внимание детей на создание образов предметов и явлений окружающей действительности.

У детей старше дух лет рисование постепенно изменяет свой характер. Штрихи и мазки, которые многократно повторяет ребенок, делаются более разнообразными. Кроме того, дети приобретают умения проводить отдельные прямые и кривые линии в разных направлениях. Закругляясь или ломаясь под углом, линии образуют фигуры, которые восприятие ребенка выделяет из общего хаоса штрихов, и они ассоциируются у него с обликом знакомых предметов или частями этих предметов.

Возникающие у детей ассоциации неустойчивы, быстро разрушаются. Через некоторое время ребенок уже не может вспомнить, как он назвал свой рисунок. В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать названия некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке является для ребенка радостным открытием, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого было найдено сходство с предметом, он еще не может.

На чем же основано увиденное ребенком сходство рисунка с предметом? В одних случаях оно идет по признаку цвета, в других по характеру производимых ребенком движений (дым идет, машина поехала и др.).

Действия ребенка еще не произвольны, они действуют не по заранее намеченному замыслу. Начертив на бумаге линии, он находит сходство с предметами или явлениями. Затем ребенок ждет момента узнавания, хочет получить изображение, но произвольно создать его не может. Не у всех детей процесс узнавания возникает одновременно. Некоторые долгое время ограничиваются интересом к движениям карандашом или кистью по бумаге. Они обычно молчат во время рисования. Восприятие следов у них еще слабо развито. Те же дети, которые рано находят сходство своих рисунков с обликом предметов, обычно проявляют речевую активность. Они пристально всматриваются в наносимые ими штрихи и пятна.

Цвет карандашей и красок приобретает в период от 2 до 3 лет еще большее значение, чем это было ранее. Постепенно дети все более прочно запоминают и различают 4 цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Цвет так же вызывает предметные ассоциации. Штрихи красного цвета дети называют «огоньком», «флагом», зеленого – «травкой», «елочкой» и др.

Ребенок меняет цвет карандаша, покрывает лист короткими штрихами или мазками красного, синего, желтого цвета и воспринимает это как красивое.

На занятиях в детском саду дети осваивают рисование не только карандашом, но и красками. В красках их, прежде всего, привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки вызывают у детей различные ассоциации. Часто в них дети узнают очертания знакомого предмета большего или меньшего размера. Так, закрасив часть листа пятном желтого цвета, малыш замечает: «Это у меня слон».   Другой ребенок, закрашивая небольшой лист голубого цвета красной

краской, говорит: «Нарисовал цветок».

Рисуя красками, ребенок одним цветовым пятном имеет возможность передавать обобщенно образ предмета. Выбирая какой – либо цвет, он еще не связывает выбор с содержанием изображаемого, хотя случайно взятый цвет быстро рождает ассоциацию («дым», «огонь», «солнышко» и др.).

Таким образом, дети улавливают сходство рисунка с предметами по различным признакам: по цвету, движению, форме.

Для ребенка двух лет рисование пятен, мазков носит увлекательный, игровой характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим, так как яркие мазки вызывают у ребенка радость, волнение, желание еще раз повторять действия, с тем, чтобы вновь увидеть их на листе.

Детей 3 -4 лет воспитатель должен научить правильно сидеть. Карандаш и кисть дети должны держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимать сильно пальцами, не держать слишком близко к отточенному концу. При рисовании не нажимать сильно на бумагу. Левой рукой придерживать лист бумаги, иначе он будет вертеться.

Кисть удобно держать за середину палочки; аккуратно набирать на нее краску, обмакивая кисть всем ворсом и снимая лишнюю краску о край баночки. При рисовании вести линии кистью по ворсу.

Обучая детей работе с карандашом, воспитатель должен показывать правильный прием рисования прямых линий: когда проводится вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от проводимой линии, сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге – наклонно.

При рисовании горизонтальных линий положение руки следующее: рука с карандашом находится внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), при этом видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а повыше, так как близкое расположение листа к краю стола ведет к тому, что рука только кистью лежит на столе, а локоть висит внизу, при таком положении рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, часто искривляется.

И при рисовании карандашом и при рисовании краской нужно добиваться слитного, непрерывного движения руки, так как при рисовании с остановками линия получается неровной, неуверенной.

 

    

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.