Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.
Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком – затрагивающем и социальную сферу.
Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности» [25, с. 182].
В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления» и «средство перевода абстрактного языка науки… на конкретный язык… достижения поставленных целей» [26, с. 235].
М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации… конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно…» [27 с. 38].
А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» [28, с. 95].
В. Иванов представляет социальные технологии как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология – важнейший элемент механизма управления» [29, с. 4].
Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего, социально уязвимых групп [30, с. 5].
По мнению С.И. Григорьева и др., социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения [31, с. 139].
Социальные технологии области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Классификация технологий в социальной работе может быть, самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему как упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы как имеющая дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями [32, с. 219].
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий С.М. Емельянов интерпретирует в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых «слабых» слоев и групп населения.
Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности [33, с. 125].
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.
В общем, классификация социальных технологий базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них возможно применение определенных способов воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.
С полным на то основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, в духовной и экономической области. В структуре управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) самым прямым образом связан с осуществлением задач социальной работы.
К такого рода технологиях можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, качества, явления, отношения, как метолы воздействия на установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.
По теме исследования наиболее близки информационные социальные технологии и социально-психологические технологии согласия.
Информационные социальные технологии имеют своим содержанием (способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.
Социально-психологические технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, из взаимного действия.
К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов [2].
Таким образом, понятие «социальная технология» в научной литературе используется в следующих основных значениях:
1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
– цели, задачи и возможности метода;
– планируемое итоговое состояние социального субъекта;
– применяемые методы и приемы;
– способы, условия и последовательность их применения;
– необходимое время для осуществления данной технологии;
– квалификация работников;
– способы обучения приемам технологии.
3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной.
4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 192.