Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая при­быль - это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализа­ции продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понима­ется не только продажа произведенных товаров, имеющих натураль­но-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляет­ся на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина "ба­лансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый резуль­тат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: при­быль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказа­ния услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

 

  Балансовая прибыль    
       
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг   Прибыль от прочей реализации   Внереализационные финансовые результаты
       
Объем продажи продукции   Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей   Прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий
Структура товарной продукции   Прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств   Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли
Цены реализации   Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов   Пени и штрафы, полученные и уплаченные
        Убытки от списания дебиторской задолженности
        Убытки от стихийных бедствий

Рис. 1.1 Формирование балансовой прибыли

 

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы ба­лансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это фи­нансовый результат, полученный от основной деятельности пред­приятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксиро­ванных в сто уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реали­зации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в до­ход государства. При этом денежные поступления, связанные с вы­бытием основных средств, материальных (оборотных) и нематери­альных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

Состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисле­ния на социальные нужды, амортизация основных фондов и пр.

По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестои­мости продукции, определяемых на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем перио­де, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от из­бранного предприятием метода учета выручки - по поступлении денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю.

На величину прибыли от реализации продукции влияют состав, и размер нереализованных остатков на начало, и конец отчетного пе­риода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выра­жении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрас­тающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного обору­дования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти не­возможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долго­срочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и воз­можностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность ин­вестиций выше темпов инфляции.

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое пале­ние массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышаю­щихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фак­тором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потре­бительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наи­больший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, ре­шающее значение имеют объемы производства и реализации про­дукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование вы­ручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансо­вый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущест­ва, числящегося на балансе предприятия. Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основ­ных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые ре­зультаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустанов­ленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - про­дать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмезд­ная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предна­значенной на накопление. Финансовый результат от реализации иного имущества предпри­ятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возмож­ности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпус­каемой продукции и по другим причинам оказываются ненужным или по величине превышают уровень, достаточный для запланиро­ванного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, то есть управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот. Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, мате­риалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицен­зии, программные продукты для ЭВМ и т.д.), ва­лютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из про­дажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или по­купкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход. Финансовые результаты от внереализационных операции это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относя­щимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реа­лизацией продукции, основных средств, иного имущества предпри­ятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).Схема формиро­вания и распределения прибыли показана на рис. 1.2.

 

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов

 –

Себестоимость продукции (работ, услуг)  

 

 

   

Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг)

+

Прибыль от прочей реализации

+ Внереализационные прибыли, убытки

 

 

   
Балансовая (валовая) прибыль

Сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль

 

 

   

Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот

х

Ставка, %

= Сумма налога на прибыль

 

 

 

   
Балансовая прибыль

Налоги и другие обязательные платежи

 

 

   

Накопление

 

Чистая прибыль

  Потребление  
               

Рис. 1.2 Формирование и распределение прибыли предприятия

При рассмотрении прибыли как конечного финансового резуль­тата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом.

Облагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли от реали­зации произведенной сельскохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собствен­ного производства. Облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпри­ятия, уменьшается также на суммы, направленные: а) предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного на­значения (в том числе в порядке долевого участия), а также на пога­шение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам; б) предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финан­сирование жилищного строительства (в том числе в порядке долево­го участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строи­тельство; в) затраты предприятий на содержание находящихся у них на балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образо­вания, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, дет­ских лагерей отдыха, жилищного фонда. Таким образом, в условиях перехода к рынку и в его дальнейшем становлении прибыль является основным побудительным мотивом организации производственной и хозяйственно-коммерческой дея­тельности предприятия.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.