Глава 1. Манипуляция массовым сознанием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Массовые коммуникации

Общество, выборы, избирательные технологии — все эти понятия лежат в плоскости единого информационного пространства. Возможности управления массами путём воздействия на массовые политические настроения в нынешнем мире очень широки и, в ходе многочисленных демократических выборов, достаточно отработаны. Вот только успех они имеют не всегда ожидаемый. Почему? Дело в том, что преследуя определенную цель — завоевать максимальное количество голосов на выборах, одни оказывают на сознание масс пропагандистки идеологическое влияние, другие – воздействие социально-политическое, включая социально-экономические акции. Но никто не желает заниматься прогнозированием развития массовых политических настроений, ведь проще применить манипулятивные технологии.

Между тем сама возможность такого рода воздействия на человека появилась сравнительно недавно, с развитием средств массовой коммуникации и информации. Понятие «массовая коммуникация», которое содержит широкое поле манипулятивых возможностей, активно вошло в практику общения в ХХ столетии. Связано это во многом с появлением принципиально новых средств передачи информации такого мощного средства манипуляции массовым сознанием, как телевидение. Этот информационный феномен за короткий срок оказал огромное влияние на жизнь общества. ТВ и другие средства производства массовой культуры находятся под контролем политических и экономических элит и служат их интересам. Совершенно очевидно, что они используются в качестве одного из ведущих инструментов манипулирования сознанием масс.

Манипулятивная деятельность негативно влияет на выбор граждан, превращая его из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания. Современные манипуляторы, понимая огромную роль масс в политическом процессе, умело используют закономерности массовой психологии.

Феномен «манипуляция»

 

Термин «манипуляция» лексически многозначен, поскольку претерпел некоторые изменения в своём значении. В буквальном смысле слова он обозначает сложные виды действий, выполняемых руками, требующих мастерства и сноровки. Латинский прародитель термина – manipulus – имеет два значения: 1) пригоршня, горсть (manus – рука + ple – наполнять); 2) маленькая группа, кучка, горсточка. В этом значении данное слово обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. Затем слово приобретает метафорический оттенок. Поначалу слово «манипуляция» употреблялось применительно к демонстрации фокусов и карточным играм, в которых ценится искусность в проведении ложных отвлекающих приёмов, создании обманчивого впечатления или иллюзии. В метафорическом значении манипуляция может быть определена как способ влияния на людей или ловкого управления ими или вещами. Метафорическое определение психологической манипуляции в итоге предполагает «прибирание к рукам», сохранение иллюзии самостоятельности действий манипулятора, а также искусность приёмов воздействия. Вид применения власти, скрытое управление и обработка — вот три кита, на которых строится манипулятивные действия заинтересованной группы лиц.

Манипуляция массовым сознанием или манипуляция общественным мнением — это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении.

Многие ученые на протяжении столетий пытались всесторонне осмыслить специфику психологии масс, подверженность масс манипуляциям. Еще З.Фрейд, описывая массовую психологию, заострял внимание на том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу. Его теория манипулирования массами строится отчасти на чисто психологических особенностях массового сознания.

Среди отечественных работ последних десятилетий, посвящённых рассмотрению проявлений массового сознания, представляют интерес изучение общественного мнения, массовых настроений, действий масс, в том числе и в избирательные кампании. Заслуживают внимания положения об иррациональных моментах в проявлении массового сознания, склонности действовать на уровне подсознания, что создаёт возможность манипулирования массовым сознанием, общественным настроением и находит подтверждение, в том числе и в истории России.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 148.