Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

по дисциплине «Политология»

на тему: «Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях»

 

 

Выполнил студент

Баган Антон

Преподаватель:

Зеленков М. Ю.

 

Москва 2010

 


 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Манипуляция массовым сознанием

1.1 Массовые коммуникации

1.2 Феномен «манипуляция»

1.3 Политическая манипуляция массами

Глава 2. Избирательная кампания и воздействие на общество

2.1 Политическая кампания

2.2 Избирательная кампания

2.3 Стратегия и тактика избирательной кампании

Глава 3. Технологии политического манипулирования

3.1 Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия

3.2 Политическая пропаганда как вид манипуляции

3.3 Маркетинговый подход в избирательных технологиях

Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии

4.1 Манипулятивная деятельность СМИ

4.2 Политическая реклама как технология выборов

4.3 Некорректные избирательные технологии

4.4 Манипуляции – противозаконные методы воздействия

Заключение

Список используемой литературы

 



Введение

 

Мы живем в такое время, когда меняются политические системы, развиваются демократические традиции и институты, совершенствуется избирательные технологии, но, с другой стороны, — множатся и методы манипуляции сознанием человека, всё больше становится разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и беспринципные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и жестокие приемы подавления личности в сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках. В данной работе нас интересуют технологии манипулирования сознанием масс, практикуемых в ходе избирательной кампании. Какими средствами пользуются нынешние политики, чтобы прийти к победе на выборах? Можно ли с помощью «грязных технологий» и многочисленных пиар-акций завоевать доверие электората? Учитываются ли в диалоге с избирателем местные особенности выборной кампании, способны ли современные горе-технологи своевременно адаптироваться в конкретной ситуации с учётом норм законодательства?

Цель и задачи работы

Основной целью данной работы является:

— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;

— определить роль пропаганды в ответственные периоды жизни общества;

— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием;

— показать эффективность такого рода нелегитимных выборных приемов, как «грязные технологии»;

— доказать, что такие технологии несостоятельны с точки зрения законодательных норм.

В соответствии с обозначенными целями в работе поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность понятий «манипуляция», «политическая манипуляция»;

— показать, как проявляется на деле феномен манипуляции массами в политике;

— назвать характерные признаки основных манипулятивных выборных технологий;

— рассмотреть различные способы и методы манипулятивного воздействия на массовое сознание и поведение людей в период избирательной кампании;

— сделать выводы с точки зрения норм законодательства и общественно-политической морали.



Глава 1. Манипуляция массовым сознанием

Массовые коммуникации

Общество, выборы, избирательные технологии — все эти понятия лежат в плоскости единого информационного пространства. Возможности управления массами путём воздействия на массовые политические настроения в нынешнем мире очень широки и, в ходе многочисленных демократических выборов, достаточно отработаны. Вот только успех они имеют не всегда ожидаемый. Почему? Дело в том, что преследуя определенную цель — завоевать максимальное количество голосов на выборах, одни оказывают на сознание масс пропагандистки идеологическое влияние, другие – воздействие социально-политическое, включая социально-экономические акции. Но никто не желает заниматься прогнозированием развития массовых политических настроений, ведь проще применить манипулятивные технологии.

Между тем сама возможность такого рода воздействия на человека появилась сравнительно недавно, с развитием средств массовой коммуникации и информации. Понятие «массовая коммуникация», которое содержит широкое поле манипулятивых возможностей, активно вошло в практику общения в ХХ столетии. Связано это во многом с появлением принципиально новых средств передачи информации такого мощного средства манипуляции массовым сознанием, как телевидение. Этот информационный феномен за короткий срок оказал огромное влияние на жизнь общества. ТВ и другие средства производства массовой культуры находятся под контролем политических и экономических элит и служат их интересам. Совершенно очевидно, что они используются в качестве одного из ведущих инструментов манипулирования сознанием масс.

Манипулятивная деятельность негативно влияет на выбор граждан, превращая его из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания. Современные манипуляторы, понимая огромную роль масс в политическом процессе, умело используют закономерности массовой психологии.

Феномен «манипуляция»

 

Термин «манипуляция» лексически многозначен, поскольку претерпел некоторые изменения в своём значении. В буквальном смысле слова он обозначает сложные виды действий, выполняемых руками, требующих мастерства и сноровки. Латинский прародитель термина – manipulus – имеет два значения: 1) пригоршня, горсть (manus – рука + ple – наполнять); 2) маленькая группа, кучка, горсточка. В этом значении данное слово обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. Затем слово приобретает метафорический оттенок. Поначалу слово «манипуляция» употреблялось применительно к демонстрации фокусов и карточным играм, в которых ценится искусность в проведении ложных отвлекающих приёмов, создании обманчивого впечатления или иллюзии. В метафорическом значении манипуляция может быть определена как способ влияния на людей или ловкого управления ими или вещами. Метафорическое определение психологической манипуляции в итоге предполагает «прибирание к рукам», сохранение иллюзии самостоятельности действий манипулятора, а также искусность приёмов воздействия. Вид применения власти, скрытое управление и обработка — вот три кита, на которых строится манипулятивные действия заинтересованной группы лиц.

Манипуляция массовым сознанием или манипуляция общественным мнением — это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении.

Многие ученые на протяжении столетий пытались всесторонне осмыслить специфику психологии масс, подверженность масс манипуляциям. Еще З.Фрейд, описывая массовую психологию, заострял внимание на том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу. Его теория манипулирования массами строится отчасти на чисто психологических особенностях массового сознания.

Среди отечественных работ последних десятилетий, посвящённых рассмотрению проявлений массового сознания, представляют интерес изучение общественного мнения, массовых настроений, действий масс, в том числе и в избирательные кампании. Заслуживают внимания положения об иррациональных моментах в проявлении массового сознания, склонности действовать на уровне подсознания, что создаёт возможность манипулирования массовым сознанием, общественным настроением и находит подтверждение, в том числе и в истории России.

Политическая кампания

Политическая кампания — это хорошо спланированное и организованное целенаправленное действие, проводящееся в определенный период времени и направленное на достижение организатором кампании своей амбициозной цели. Привлекая внимание общественности к проблеме, решение которой имеет принципиальное значение для социальной или политической ситуации, политические кампании используют приемы, способные повлиять на общественное мнение, изменить поведение людей.

В зависимости от того, какие цели преследуются, политические кампании делятся на следующие подвиды:

— привлекающие внимание к явлению или событию (преследует задачу своевременного извещения населения, использование приемов, вынуждающих запомнить важную для организаторов кампании информацию);

— информирующие общественность (создание готовой системы фактов, характеризующих в нужном русле определенную проблему);

— образовательные, разъясняющие общественности важность усвоения определенных материалов, чтобы применять полученные знания позже разными способами;

— использующие закрепление определенных установок и линий поведения, чтобы подчеркнуть значимость общности, единения, с целью объединить необходимые установки с именами субъектов, в чьих интересах проводится кампания;

— в результате которых меняются установки и ценностные ориентиры общественного мнения;

— под воздействием которых происходит модификация поведения общественных групп.

Политические кампании имеют свои характерные черты. Они информируют общественность, неся с собой новые знания, не всегда объективные, однако в данный момент выгодные для имиджа определенного политика. Каждая политическая кампания заранее формирует арсенал агитационной литературы, технические средства, материальные ресурсы. А еще в такой кампании используются методы принудительного воздействия, использования системы санкций для воздействия на тех, кто не интересуется политическим процессом. Важен также в такой практике анализ общественного мнения.

Избирательная кампания

Избирательная кампания – это система агитационных мероприятий, которые проводят политические партии и независимые кандидаты с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания -- сложное и многогранное понятие.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является определенной стадией избирательного процесса, которая включает в себя выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, ознакомление избирателей с предложенными программами и платформами, с личностью кандидатов.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания — это скорее последовательные усилия, которые осуществляются на протяжении определенного законодательством отрезка времени, для того чтобы организовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных граждан-избирателей избирательная кампания — время, когда, что называется, на каждом углу широко рекламируются программы кандидатов, которых объединяет одна цель - прийти к власти. А общественное мнение и есть та мишень, по которой ведут прицельный огонь средства массовой информации.

Заключение

Целью данной работы было выяснить место и роль технологий манипулирования общественным мнением в современном мире в различных областях человеческой жизнедеятельности, рассмотреть технологии манипулирования, а также способы противодействия технологиям манипулирования в условиях информационного противостояния.

Избирательная кампания представляет собой благодатную почву для использования манипулятивных технологий. С одной стороны, в условиях демократии гражданина нельзя на законных основаниях принудить участвовать в выборах или голосовать за определенного кандидата, а можно лишь побудить его к этому. С другой, в широкой избирательной практике — целый арсенал грязных технологий воздействия на человеческое сознание с целью повлиять на его выбор, а значит, набрать число голосов за «своего» кандидата и, быть может, опередить политику страны на многие годы.

Манипуляции находят наиболее широкое применение в демократическом обществе, в ходе предвыборной борьбы влияя на волеизъявление граждан и лишая его самостоятельности. Манипуляции используются не только в целях «дорваться до власти», но также как средство её реализации и сохранения. Характер политических манипуляций при осуществлении власти зависит от особенностей политической системы страны.

Конечной целью манипуляций с помощью СМИ является создание и поддержка определённой политической мифологии. Политическая мифология существует и в демократическом, и в тоталитарном государстве, являясь неотъемлемой частью политической системы. Однако «производство» мифов в демократическом и тоталитарном государстве организовано по-разному: в первом случае мифы создаются в условиях переизбытка информации и плюрализма мнений, во втором случае условием создания мифа является искусственное ограничение информационного поля. Современные манипуляторы используют множество средств, способов и приёмов манипуляции массовым поведением в политике.

Способность противостоять манипулированию политиков любого толка – это тот элемент гражданской политической культуры, которого так недостаёт формирующейся российской демократии. Говоря о положении дел в нашей стране, известный журналист И. М. Дзялошинский замечает, что политическая манипуляция предполагает обращение не к разуму человека, а к глубинам подсознания… А политические имиджмейкеры понимают свою основную задачу в том, чтобы подобрать мифологической персонаж для клиента, исходя из потребностей электората. Однако жертвы манипуляций, по его мнению, тоже несут свою долю ответственности, потому что люди позволяют собой манипулировать, считая себя, скорее, не виноватым, а «зомбированным».

В России политическая и электоральная культура ещё формируется, и в нестабильной политической системе манипуляции общественным мнением довольно распространены. Особенно они проявляются в период избирательных кампаний в региональных и муниципальных масштабах. К примеру, во время выборов 2009 г. в Пушкинском районе Московской области, когда, согласно Федеральному закону № 131 «Об основных принципах местного самоуправления», проходили выборы глав городских и сельских поселений, некоторые кандидаты отнюдь не гнушались пользоваться такими методами манипуляции, как черный пиар, а в одном поселении привлекался лжекандидат, используемый с целью отобрать определенное количество голосов избирателей.

Думается, что совершенно правомерны, наряду с критикой манипулятивных приёмов, применяемых на выборах, требования конституционной реформы в России, которая повысила бы ответственность власти перед обществом, поскольку сами по себе выборы – условие необходимое, но не достаточное для демократизации политической системы страны. Подводя итог, следует отметить, что распространение подобных избирательных технологий негативно сказывается на отношении граждан к институту выборов и, в конечном счете, на легитимации власти посредством избрания ее народом.

 


 


Список используемой литературы

1. Власов А.И. Политические манипуляции. М.: Вестник МГУ Серия 12, №4, 1993.

2. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М.: Воениздат, 1983.

3. Гаджиев К.С. Политическая философия. М.: Экономика, 1999.

4. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. М.: Изд-во МГУ, 1996.

5. Дзялошинский И. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М.: Студия Викон, 1996.

6. Забурдаева Е.В. Технологии манипулирования общественным мнением и основы управленческой борьбы. М.: Изд-во МГИМО, 1998.

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2010.

8. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели. М.: РОССПЭН, 1998.

9. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М.: Политология: Энциклопедический словарь, 1995.

10. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз для профессионалов. Киев: Ваклер, 2002. с.

11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

12. Фрейд З. Массовая психология и анализ «Я» // Избранное. Кн.1. М.: Московский рабочий, 1990.

13. Избиратель.ру, онлайн-журнал о выборах.

Курсовая работа

по дисциплине «Политология»

на тему: «Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях»

 

 

Выполнил студент

Баган Антон

Преподаватель:

Зеленков М. Ю.

 

Москва 2010

 


 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Манипуляция массовым сознанием

1.1 Массовые коммуникации

1.2 Феномен «манипуляция»

1.3 Политическая манипуляция массами

Глава 2. Избирательная кампания и воздействие на общество

2.1 Политическая кампания

2.2 Избирательная кампания

2.3 Стратегия и тактика избирательной кампании

Глава 3. Технологии политического манипулирования

3.1 Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия

3.2 Политическая пропаганда как вид манипуляции

3.3 Маркетинговый подход в избирательных технологиях

Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии

4.1 Манипулятивная деятельность СМИ

4.2 Политическая реклама как технология выборов

4.3 Некорректные избирательные технологии

4.4 Манипуляции – противозаконные методы воздействия

Заключение

Список используемой литературы

 



Введение

 

Мы живем в такое время, когда меняются политические системы, развиваются демократические традиции и институты, совершенствуется избирательные технологии, но, с другой стороны, — множатся и методы манипуляции сознанием человека, всё больше становится разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и беспринципные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и жестокие приемы подавления личности в сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках. В данной работе нас интересуют технологии манипулирования сознанием масс, практикуемых в ходе избирательной кампании. Какими средствами пользуются нынешние политики, чтобы прийти к победе на выборах? Можно ли с помощью «грязных технологий» и многочисленных пиар-акций завоевать доверие электората? Учитываются ли в диалоге с избирателем местные особенности выборной кампании, способны ли современные горе-технологи своевременно адаптироваться в конкретной ситуации с учётом норм законодательства?

Цель и задачи работы

Основной целью данной работы является:

— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;

— определить роль пропаганды в ответственные периоды жизни общества;

— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием;

— показать эффективность такого рода нелегитимных выборных приемов, как «грязные технологии»;

— доказать, что такие технологии несостоятельны с точки зрения законодательных норм.

В соответствии с обозначенными целями в работе поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность понятий «манипуляция», «политическая манипуляция»;

— показать, как проявляется на деле феномен манипуляции массами в политике;

— назвать характерные признаки основных манипулятивных выборных технологий;

— рассмотреть различные способы и методы манипулятивного воздействия на массовое сознание и поведение людей в период избирательной кампании;

— сделать выводы с точки зрения норм законодательства и общественно-политической морали.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.