Основные направления структурирования библиографической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема структурирования библиографической деятельности является одной из ключевых в библиографии. Ее важность обусловлена факторами как теоретического так и практического характера. Четкое представление об основных элементах библиографической деятельности в их взаимосвязях должно способствовать углублению знания библиографической реальности в целом. Сделать это знание более упорядоченным и целостным важно не только для развития науки, но и для преподавания библиографических дисциплин. Недостаточная разработанность структуры приводит к недооценке отдельных моментов в существовании библиографических процессов.

В специальной литературе предложено множество подходов к определению структуры библиографии, понимаемой как практическая деятельность. Трудности решения связаны с многоплановостью самого объекта, а также недостаточной разработанностью ряда теоретических положений библиографоведения. Изучение существующих работ по данному направлению позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в теоретической разработке проблемы структурирования библиографической деятельности достигнуты результаты, которые могут стать основой для дальнейших исследований. Во-вторых, отсутствует единый подход к классификации видов библиографии, что связано как с многоплановостью самого явления, так и неоднозначностью толкования разными авторами таких понятий, как «вид» и «библиография». В-третьих, исследователи сталкиваются с такими трудностями в определении исходных для структурирования оснований, что приводит к расплывчивости и недостаточной законченности теоретических построений, несоотнесенности друг с другом различных предлагаемых структур. В-четвертых, классификация библиографии сводится преимущественно к классификации библиографической продукции, в связи с чем по-прежнему актуальным остается определение структуры библиографической деятельности.

Между тем подходы к структурированию библиографической деятельности должны базироваться на современных положениях философии в области теории деятельности. Деятельностный метод в сочетании с системным обязывает рассматривать структуру как на базе принципов системного метода, так и на основе ее деятельностных характеристик.

В философии разработана идея о необходимости выделения двух основных структурных уровней в любом виде человеческой деятельности – внутреннего и внешнего: первый базируется на понимании деятельности как актуализированных то есть рассмотренных процессуально механизмов, благодаря которым мотивируется, программируется и реализуется деятельность: во втором структурном ряду выделяются одновременно существующие виды деятельности [4; 154].

Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели). Такой подход помогает обнаружить «механизм» осуществления деятельности, ее динамику.

Наряду с этим библиографическая практическая деятельность в своей непосредственной реальности предстает как множество конкретных направлений, участников, сфер, отличающихся по разным признакам. В соответствии с этим становится необходимой и ее дифференциация по внешним проявлениям, по разным направлениям ее функционирования, то есть определение ее внешней структуры. Понятно, что внешняя и внутренняя структуры находятся в единстве и не могут быть рассмотрены без соотношения друг с другом. В соответствии с этим видовая конкретизация любой деятельности логично строится на собственно деятельностных характеристиках, таких как предмет, субъект, средства, цели, процессы, результат. На основании их выделяют и подсистемы внешнего функционирования библиографической практической деятельности.

Анализ деятельности с точки зрения субъектов (кто действует) и их целей, в аспекте предметной направленности (общественной потребности в документах), используемых средств (как, какими способами достигается результат) позволит охватить библиографическую деятельность во всей ее многомерности [2; 177].

Рассмотрение подсистем деятельности (ее видов) в аспекте деятельностных характеристик и составляет смысл сочетания системного подхода с деятельностным (системно-деятельностного анализа). Таким образом, для конкретизации структуры библиографической деятельности необходимо, прежде всего, выявить специфику основных элементов ее внутренней структуры.

Содержание и объем библиографической деятельности библиотеки зависят от ее статуса и возложенных на нее задач. Общая задача – обеспечение реализации прав граждан на получение информации через систему каталогов и других форм информирования конкретизируется для библиотеки каждого типа с учетом условий, в которых она функционирует. Существенное влияние на содержание и объем библиографической деятельности оказывают такие факторы, как ведомственная принадлежность и тип библиотеки, состав читателей (пользователей) и их информационные потребности, распределение функций между библиотеками в рамках отраслевой и региональной библиотечной системы, состав и размеры фонда, уровень автоматизации библиотечных процессов.

В связи с переходом к рыночной экономике и передачей многих полномочий органам власти на местах инструкции положения, регламентировавшие деятельность по определению структуры областной библиотеки утратили свое значение. Структура в этих библиотеках не является сегодня одинаковой, но в каждой из них с прежними функциями сохранились отделы комплектования фондов, обработки литературы и организации каталогов, отраслевые и комплексные отделы. В штате двух последних во многих библиотеках имеются должности библиографов.

В некоторых библиотеках должность библиографа введена также в отделах комплектования, обработки, хранения фонда, то есть в тех отделах, которые не связаны непосредственно с обслуживанием читателей и краеведения.

Во многих библиотеках возникли и новые подразделения, участвующие в библиографических процессах: отдел (сектор) маркетинга, сектор деловой информации, отдел координационно-массовой работы, отдел автоматизации библиотечных процессов. В ряде библиотек претерпел изменения научно-методический отдел как в названии, так и в появлении новых функций (прогнозирование и развитие библиотечного дела в области, маркетинговые исследования и др.).

Хотя основные библиографические процессы выполняются сотрудниками библиографического отдела и частично библиографами отраслевых и комплексных отделов, во многих процессах принимают участие и другие подразделения. Все это вместе взятое и составляет библиографическую службу областной библиотеки, которая является организационно расчлененной, децентрализованной, что накладывает отпечаток на организацию библиографической деятельности в масштабах самой библиотеки. Поэтому особое значение имеет четкое распределение библиографических функций как между отделами библиотеки, так и внутри их. Оно должно быть закреплено в положении о соответствующем отделе, а так же в должностных инструкциях сотрудников. Наличие этих документов, как показывает опыт, позволяет наладить взаимодействие отделов библиотеки в области библиографической деятельности и тем самым снять остроту рассматриваемой проблемы.

Особенности организации библиографической работы в централизованных системах государственных публичных библиотек обусловлены спецификой их структуры. Она характеризуется прежде всего наличием библиотек-филиалов, территориально удаленных от центральной библиотеки и друг от друга в пределах города (района, особенно сельского). Кроме того, в структуре большинства ЦБС отсутствует библиографический отдел как самостоятельное подразделение центральной библиотеки.

Организация библиографической работы ЦБС, при всей общности стоящих перед ними задач, будет различной потому, что отличаются условия их функционирования, а также состояние автоматизации библиотечных процессов.

Как и в областных библиотеках, в некоторых ЦБС появились новые подразделения в самой центральной библиотеке. На библиотеки-филиалы возложены библиографические функции в соответствии с закрепленными тематическими направлениями.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.