Содержание
Введение
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
1.1. Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографической деятельности
1.2. Принципы функционирования библиографической деятельности
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1. Признаки библиографии как системы
2.2. Основные направления структурирования библиографической деятельности
2.3. Организация библиографической работы в разных типах библиотек
Заключение
Список литературы
Список условных сокращений
Введение
Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.
Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы. Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.
Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.
Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.
Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.
Актуальность выбора темы курсовой работы определяется всеми вышеизложенными фактами, которые позволяют утверждать о важности и целесообразности изучения данного вопроса.
Цель данной курсовой работы представляется возможным определить как изучение библиографической деятельности в аспекте рассмотрения ее как системы.
Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:
1. Проанализировать признаки библиографии как объекта систематизации;
2. Выделить основные принципы функционирования библиографической деятельности;
3. Изучить основные направления структурирования библиографической деятельности;
3. Рассмотреть особенности организации библиографической службы в наиболее распространенных типах библиотек.
Объектом рассмотрения в данной курсовой работе служит библиографическая деятельность библиотеки.
Предметом рассмотрения, в свою очередь, можно назвать признаки и особенности библиографии с точки зрения системы.
Заключение
С точки зрения охвата организацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующих уровнях:
- В масштабах страны, отдельного региона;
- В масштабах отдельно взятой библиотеки;
- В масштабах библиографического отдела;
- Организация деятельности отдельного библиографа (личностный уровень).
Организационно-функциональная структура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственная принадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей), видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить: количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, число штатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степень использования средств автоматизации.
Если говорить о принципах библиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации.
Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).
К основным направлениям библиографической деятельности относятся:
- Создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;
- Составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;
- Библиографическое информирование;
- Справочно-библиографическое обслуживание;
- Консультативная и методическая работа.
В основе организации библиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:
1. Нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;
2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;
3. Доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законном порядке.
К признакам, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр, социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребность
Список литературы:
1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. - М.:Издательство «Книжная палата»,1990. - 254с.
2. Библиографические ресурсы крупнейших библиотек г.Минска в помощь обслуживанию науки, производства, образования, культуры и искусства /Гос. Б-ка СССР им. В.И.Ленина. – Мн.: 1990. – 124 с.
3. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры/ - М.: Книжная палата, - 1988.
4. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: к 80-летию со дня рождения автора. – СПб.: Профессия. – 2004.
5. Вохрышева М.Г. Теория библиографии : учеб. пособие для вузов / М.Г. Вохрышева. - Самара : СГАКИ, 2004.
6. Вопросы библиографоведения и библиотековедения: межвед. сб. / Мин. ин-т культуры. - Мн. : Университетское, 1980.
7. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 2002. – Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.
8. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.; ИЛО Профиздат, - 2000.
9. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005.
10. Леонов В.Б. Библиография как профессия. – М, - 2005, - 321 с.
11. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. – Либерия, - 2004.
12. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104.
13. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84.
14. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – Ч.1.: Теоретические основы ББК
15. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с
16. Пытанні бібліяграфазнаўства і бібліятэказнаўства.: Міжведамасны зб. Вып. 16/ А.Л. Іванчанка. – Мн.: Універсітэцкае, 1995.
17. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).
18. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).
19. Столяров Ю. Н. Библиотека - двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. - 2002. -№11.-С. 5-24.
20. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. – М.: Либерия, - 2002.
Содержание
Введение
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
1.1. Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографической деятельности
1.2. Принципы функционирования библиографической деятельности
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1. Признаки библиографии как системы
2.2. Основные направления структурирования библиографической деятельности
2.3. Организация библиографической работы в разных типах библиотек
Заключение
Список литературы
Список условных сокращений
Введение
Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.
Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы. Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.
Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.
Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.
Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.
Актуальность выбора темы курсовой работы определяется всеми вышеизложенными фактами, которые позволяют утверждать о важности и целесообразности изучения данного вопроса.
Цель данной курсовой работы представляется возможным определить как изучение библиографической деятельности в аспекте рассмотрения ее как системы.
Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:
1. Проанализировать признаки библиографии как объекта систематизации;
2. Выделить основные принципы функционирования библиографической деятельности;
3. Изучить основные направления структурирования библиографической деятельности;
3. Рассмотреть особенности организации библиографической службы в наиболее распространенных типах библиотек.
Объектом рассмотрения в данной курсовой работе служит библиографическая деятельность библиотеки.
Предметом рассмотрения, в свою очередь, можно назвать признаки и особенности библиографии с точки зрения системы.
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
Дата: 2019-05-29, просмотров: 273.