Оценка эффективности механизма формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Более полное и разностороннее представление о финансовых ресурсах и денежных средствах организации и их использовании позволяет получить анализ финансовых коэффициентов. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деятельности хозяйствующего субъекта. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, именно поэтому исключительную важность приобретает анализ финансовых коэффициентов, отражающих наиболее существенные стороны деятельности товаропроизводителя. Деятельность предприятия целесообразно рассматривать с наиболее значимых и существенных сторон, этому служат различные группы финансовых показателей. Среди них можно выделить следующие: показатели структуры капитала, ликвидности и финансовой устойчивости, рентабельности деятельности, деловой активности, имущественного положения. Проанализируем финансовое положение ОАО «ЧАЗ» по показателям ликвидности и рентабельности. Коэффициент текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.

 

 (1)

 

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств.

 (2)

 

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяетсяотношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.

 

 (3)

 

Далее рассмотрим показатели рентабельности. Они отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.

Коэффициент рентабельности активов рассчитывается отношением прибыли отчетного года к средней сумме активов и выражается в процентах.

 

 (4)

 

Коэффициент рентабельности продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации на выручку от реализации товаров, работ, услуг, рассчитывается в процентах.

 

 (5)

 

Коэффициент рентабельности производства – отношение прибыли от реализации к себестоимости проданных товаров, работ, услуг (в процентах).

 

 (6)

Финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия представлены в Таблице 2.4.Рассмотрим показатели ликвидности. Из данных таблицы видно, что коэффициент текущей ликвидности показывает недостаточность оборотных активов для покрытия своих обязательств в 2005 и 2006 гг. А в 2007 г. показатель соответствует оптимальному значению, то есть текущих активов достаточно для погашения своих краткосрочных обязательств и продолжения хозяйственной деятельности. Значения коэффициента быстрой ликвидности не точно соответствуют оптимальным, но это допустимо. В случае если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать, то допускается превышение значения. Такой случай наблюдается в 2007 г.Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. В 2006 и 2007 гг. данный показатель соответствует норме, но в 2005 г. он также близок к оптимальному значению.

 

Таблица 2.4 – Показатели, характеризующие работу ОАО «ЧАЗ» за 2005 – 2007 гг.

Показатели Оптимальное значение 2005 2006 2007
Коэффициент текущей ликвидности

>=2

1,19

1,28

3,31

Коэффициент быстрой ликвидности

0,7-0,8

0,66

0,95

1,1

Коэффициент абсолютной ликвидности

>=0,2-0,25

0,17

0,63

0,21

Коэффициент рентабельности активов

>0.1

9,6

8,74

11,4

Коэффициент рентабельности продаж

15%

8,65

9,4

11,8

Коэффициент рентабельности производства

Около 15%

10,6

11,7

15

Далее рассмотрим коэффициенты рентабельности.

Коэффициент рентабельности активов позволяет оценивать результаты основной деятельности предприятия; выражает отдачу, которая приходится на рубль активов компании. Данные показатели ОАО «ЧАЗ» соответствуют оптимальному значению и возрастают за анализируемый период.

Коэффициент рентабельности продаж показывает какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции с учетом произведенных затрат на производство и реализацию. Показатель растет за рассматриваемый период с 8,6 до 11,8, что говорит об увеличении спроса на продукцию, снижении затрат на производство, росте цен.

Коэффициент рентабельности производства показывает величину прибыли, приходящейся на рубль затрат. В ОАО «ЧАЗ» данный показатель имеет тенденцию к повышению, что благоприятно отражается на состоянии предприятия.

Итак, можно сделать вывод, что показатели ликвидности свидетельствуют о способности предприятия самостоятельно покрывать свои обязательства. Коэффициенты рентабельности также говорят об устойчивом положении предприятия. На конкретное значение данных показателей влияет совокупность внешних и внутренних факторов, которые необходимо учитывать при формировании и реализации финансовой политики предприятия.

В данной главе был проведен анализ формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», а также проведена оценка эффективности механизма использования финансовых ресурсов и денежных средств организации. Далее рассмотрим основные направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств ОАО «ЧАЗ».


3. Основные направления совершенствования системы формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств организации

3.1 Отечественный и зарубежный опыт в повышении эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии

Экономическая и политическая нестабильность в российской экономике и обществе в условиях становления и развития рыночных механизмов выдвигает весьма важную задачу разработки и практического применения инструментов и показателей устойчивого развития предприятий, которые являются источником производства товаров и услуг, средств для формирования федерального и территориального бюджетов, местом приложения сил для большинства трудоспособных граждан страны, занимают особое место в социально-экономической структуре общества. Взаимодействие предприятий, их целевые ориентации во многом определяют правовую среду государства, служат моделью взаимоотношений, как юридических лиц, так и деловых взаимоотношений физических лиц.

В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов организации мною будет рассмотрен опыт малых предприятий республики Коми.

В условиях экономической неопределенности переходного периода, искаженности структуры материальных оборотных средств, способом управления материальными потоками может быть двойной контроль за прохождением материально-сырьевых ресурсов по технологической цепи.

Способ “система двойного контроля” позволяет исключить ошибки при определении потребности в материально-сырьевых ресурсах, сократить до минимума объем производственного запаса. “Система двойного контроля” помимо обеспеченности программным, информационным и техническим потенциалом предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала за экономические результаты деятельности предприятия.

Совокупный эффект от применения данного подхода к управлению материальными потоками на предприятии складывается из следующих элементов:

1) ориентация производства на потребительский спрос;

2) налаживание партнерских отношений с поставщиками;

3) сокращение простоев оборудования за счет обеспеченности рабочих мест заказами на производство и необходимыми предметами труда;

4) улучшение качества выпускаемой продукции и, соответственно повышения ее конкурентоспособности;

5) снижение потерь материалов;

6) улучшение использования производственных и складских площадей;

7) повышение исполнительской дисциплины, снижение травматизма.

Существенным аспектом развития предприятий является информационное обеспечение.

Информация используется предпринимателями при защите от рисков, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе тактики и стратегии развития, оформлении сделок, получении кредитов, освоении местных рынков и т.д.

В последние годы очень популярной стала тема развития микрокредитования: разрабатываются методики, внедряются новые схемы, начали создаваться специализированные организации. Именно микрокредит является наиболее приемлемой формой кредитования для пополнения оборотных средств малых предприятий и частных предпринимателей. В российских условиях микрокредит подразумевает:

- небольшой объем заемных средств;

- краткий срок пользования кредитом;

- целевое назначение (пополнение оборотных средств, мелкооптовая и розничная торговля, сфера услуг);

- жесткий контроль кредитора за использованием заемных средств и своевременным их возвратом;

- оперативное рассмотрение заявки (от 1 до 3 дней) и предоставление кредитных ресурсов.

Таким образом, микрокредит представляет собой более гибкую форму классического банковского кредита.

Можно отметить, что для решения проблем финансирования малого предпринимательства также необходимо:

1) на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, предоставлять налоговые льготы банкам, кредитующим предприятия;

2) увеличить количество государственных заказов, предоставляемых предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение;

Теперь рассмотрим зарубежный опыт в улучшении использования финансовых средств.

Предпринимательство является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики.

Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности, рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса.

Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью (таблица 3.1).


Таблица 3.1 – Распределение различных размеров предприятий в США, Франции, Японии, %

Доля предприятий

США

Франция

Япония

круп- ные сред-ние ма-лые круп-ные сред-ние ма-лые круп-ные сред-ние ма-лые
В общем количестве предприятий

0,5

7,9

92

0,1

1,3

98,4

1,4

21,6

77

В объеме промышленной продукции

35

28,4

37

42,1

19,1

38,8

34,4

30,1

35,5

 

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений, во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию.

Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей и др.

Согласно статистическим данным мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, полароидная фотография и др.).

Малое предприятие тесно связано с корпорациями по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру, в США, является отраслевая специализация. Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Кроме того, в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. Иначе никакой конкуренции не будет, и все преимущества рыночного оборота будут подорваны.

В США активно применяются разные виды лизинга, в частности операционный (с периодом меньше нормативного рока использования оборудования) и финансовый (с нормативным сроком использования оборудования). Операционный лизинг применяют преимущественно на короткий срок для высокотехнологичного и иного оборудования, которое быстро морально устаревает. Финансовый лизинг длится дольше и обычно покрывает затраты на покупку оборудования к моменту истечения срока лизинга. Как правило, лизингодатель передает права собственности на оборудование в конце срока действия лизинга, возможность чего закладывается в лизинговый договор в виде опциона на покупку.

Американский предприниматель имеет возможность использовать различные источники финансирования в зависимости от стадии, на которой находится его компания. Также он может выбирать источник финансирования в соответствии с тем, на что он собирается направить данные средства: создание новой или расширение существующей, на разработку бизнес-идеи и т.д.

Можно выделить следующие направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Можно было бы использовать способ “система двойного контроля”, который позволил бы исключить ошибки при определении потребности в материально-сырьевых ресурсах, наладить партнерские отношения с поставщиками. Благодаря данному подходу улучшилось бы качество выпускаемой продукции, снизились потери материала. Можно использовать такие источники, как накопления населения, кредиты под собственный капитал, кредиты страховых компаний, что позволит предпринимателю привлечь дополнительное финансирование за счет личных средств в условиях развития компании. На ОАО «ЧАЗ» возможно также применение микрокредитования, которое позволит быстро пополнить оборотные средства.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.