Символы в наскальном искусстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На стенах пещер позднепалеолитических стоянок можно часто видеть условные обозначения, знаки и символы, иногда выгравированные, чаще нарисованные. Они то встречаются изолированно, нередко в тупиках подземных галерей, как бы скрытые от глаз непосвященных, то сопровождают изображения животных. Знаки, подобные оперенным стрелам, часто встречаются в суперпозиции, т.е. в наложении на гравюры или рисунки животных. Но это, конечно, не стрелы, так как в то время на оперенных стрел, ни гарпунов не было и быть не могло. Длинные зубастые гарпуны появились лишь в конце мадлена.

Сегодня трудно сказать, что означает сочетание некоторых символов с изображением зверей, также невозможно вскрыть смысл самих этих обозначений. Специалисты подразделяют их на различные типы: клавиформные, квадратные, колокольчатые, точечные и др. К числу наиболее известных и бывших ранее предметов жарких споров относятся так называемые тектиформные (т.е. крышеобразные) символы. Они как бы действительно изображают хижину с центральной опорной жердью, низкими боковыми стенами и сводчатыми входами. Некоторые знаки из Фон де Гор сильно напоминают украинские круговые жилища. В пещере Бернифаль такой тектиформный рисунок перекрывает изображение мамонта, на основании чего в прошлом выдвигалась гипотеза о том, что мы имеем дело здесь с символом ямы-западни.

Порой попадаются сгруппированные в определенные фигуры или составленные в линию точки – как в пещерах Кастильо или Нио. Их принято рассматривать как путеводный указатель. К пещере Нио в конце тупиковой галереи, законченной озерцом, на стене над самой водой были обнаружены подобные точки – как бы легкие мазки или отпечатки пальцев, как если бы кто-то вплавь добирался до стены (возможно в связи с достижением зрелости и обрядом инициации или другим обрядом) и пальцем привел линию в знак того, что он побывал здесь.

Много споров и различных гипотез вызвала в свое время так называемая «загадочная надпись» из Пасьеги. Две параллельные линии образуют основание, на котором покоится центральный «столб», по сторонам возвышаются две арки, рядом с которыми имеются еще по две линии, перпендикулярных к основанию. Рядышком обрисованы две вроде бы человеческих стопы и нечто, напоминающее букву «Е». к сожаленью, пока еще не удалось пролить свет на значение этих символов.

В особую группу выделяются символы и знаки, которые встречаются на памятниках искусства малых форм, погребенных в культурных слоях. Мы не найдем здесь условных изображений, знакомых нам по монументальному искусству. Наиболее часты здесь поперечные косые борозды или многократно повторяющиеся изломанные линии, как например, на голове лошади из Аруды. Трудно судить, имеем ли мы дело с простым орнаментом или эти обозначения имеют некий более глубокий смысл. Ряды ровных надрезов часто рассматривались как счетные «зарубки» или как примитивный календарь. Однако такие смелые выводы требуют предварительного изучения более обширного материала. в последнее время этой проблемой занимался американский исследователь Дж. Маршак, который утверждает, что палеолитический охотник действительно умел считать и имел свой «календарь».

 

Изображения руки

Одним из важнейших мотивов доисторической наскальной живописи повсюду на земле были человеческие руки. Их изображения встречаются в большом числе в пещерах Гаргас и Кастильо, в несколько меньшем количестве в двадцати других пещерах франко-кантабрийской области. Все изображения можно разделить на негативные, возникшие обведением красной приложенной к скале руки, и позитивные – отпечатки окрашенных рук или рисунки. Получить отпечаток было несложно: для этого художник наносил на ладонь толстый слой красящего вещества и попросту прикладывал ее к стенке пещеры. Иногда полученные отпечатки дополнительно ретушировались, а в отдельных случаях можно встретиться и с фальшивыми, старательно нарисованными «отпечатками». Негативных изображений гораздо больше, чем позитивных, причем преобладают изображения левой руки, так как при изготовлении такого «негатива» художник попросту прикладывал одну руку, чаще всего левую, к стене, выполняя другой, свободной, рукой все необходимые операции (например, держал на весу сосуд с краской). В пещере Куньяк в порядке исключения изображены лишь кончики пальцев.

Рисунки рук выполнены, как правило, красной или черной краской, реже желтой, в единичных случаях и белой. Иногда можно встретить изображения маленьких, явно детских рук, и даже крошечные руки грудных младенцев.

Найдены также стилизованные рисунки, которые обычно трактуются как изображения рук, или, скорее, предплечий. Это длинные толстые линии с расширением на конце, законченным тремя или четырьмя коготками или пальцами. На некоторых «предплечьях» намечен как бы волосяной покров. Сегодня трудно «расшифровать» смысл этих рисунков.

В целом можно сказать, что человеческая рука – исключительно распространенная тема палеолитического искусства во всем мире. Но сам по себе этот мотив не является показателем древности рисунка, так как он сопровождал человека на протяжении значительной части его истории, от палеолита до наших дней. Смысл этих рисунков можно толковать по-разному. Этнографические данные говорят о том, что эта любопытная группы доисторических наскальных рисунков может пониматься как символ собственности, неприкосновенности, как знак «вход воспрещен» или как магический символ, охраняющий от нечистой силы/



Хронология

 

Первые памятники относятся к позднему палеолиту: это значит, что их возраст составляет около 30 тысяч лет. Они появляются внезапно, будучи при этом слишком совершенными в техническом и художественном отношении, чтобы их можно было рассматривать как первые несмелые опыты человека. Кроме того, известно, что шансы на длительную сохранность имели только предметы, изготовленные из стойких материалов. Органические материалы, такие как дерево, кора, кожа и т.д., которые, несомненно играли огромную роль как в материальной культуре, так и в художественном творчестве первобытного человека, в большинстве своем не сохранились. Обнаружение значительных количеств красной краски в культурных слоях мустьерского времени также недвусмысленно говорит о том, что позднепалеолитическому искусству вне всякого сомнения предшествовало довольно продолжительное развитие. Для того, чтобы понять развитие всего палеолитического искусства, следует, прежде всего, расположить находки в хронологическом порядке. Но художественные проявления нельзя рассортировать с той же тщательностью и достоверностью, что и каменные орудия, поэтому мы будем ориентироваться на культурные группы, уже получившие точную датировку.

С наибольшей степенью достоверности можно датировать те редкие находки гравюр или рисунков, которые целиком или отчасти оказались покрыты нетронутым археологическим слоем. В таких случаях совершенно ясно, что изображение не может быть моложе покрывающего его слоя. Другим сравнительно надежным показателем является обнаружение памятника палеолитического искусства в пещере, вход в которую был завален еще в доисторические времена; гравюры и рисунки внутри пещеры, тем самым, не могут быть моложе слоев, закрывших вход в пещеру. Если в одной пещере встречены археологические следы стоянки и наскальная роспись, то это еще не доказывает, что такие находки взаимосвязаны и могут быть отнесены к одному периоду: пещера могла быть заселена гораздо раньше, чем возникли фрески и наоборот.

Довольно точно можно датировать барельефы, выполненные на каменных блоках или валунах, залегающие непосредственно в культурном слое. Их возраст совпадает с возрастом остального содержимого культурного слоя.

Недостаточно надежным ориентированием при датировании памятников палеолитического искусства оказываются и сюжеты рисунков и гравюр. Хотя и известно, что некоторые виды изображаемых животных вымерли к концу палеолита (например, мамонт, носорог и т.д.), что, следовательно может помочь нам при определении возраста находок, сам по себе этот факт не исключает возможности более позднего плагиата или подделки.

У некоторых находок основная трудность датирования связана с объяснением суперпозиции (последовательности наложения друг на друга) рисунков и гравюр. Легко установить в каких случаях гравюра идет по рисунку; труднее сделать это в случае взаимного наложения двух гравюр. Две фрески в суперпозиции обычно можно после тщательного изучения отделить друг от друга. При этом следует помнить, что насыщенная фреска, написанная густыми красками, может быть позднее написана жидкими красками. Это создает обманчивое впечатление, и мы легко могли бы позднюю, написанную жидкими красками и поэтому выцветшую и хуже сохранившуюся краску принять за более старую. Если в пещерах регулярно встречаются рисунки определенного стиля, наложенные на изображения, выполненные в иной манере, то мы вправе полагать, что первые рисунки моложе вторых.

При определении возраста отдельных художественных находок и при установлении их подлинности широко применяется метод сравнения отдельных стилей, технике исполнения и примененных рабочих орудий. Сравниваются художественные манеры, композиции, темы и т.д. Иногда в пещерах, кроме настенных фресок и гравюр, случается находить и мелкие предметы, украшенные гравюрами в том же стиле. Это позволяет отнести памятники обоих типов к одному и тому же художественному периоду. Бывает, что сходство между ними так велико, что напрашивается вывод об их принадлежности кисти или резцу одного автора.

Но, конечно, главной опорой хронологической системы сегодня являются абсолютные цифры, полученные радиоуглеродным методом. Так возраст памятников палеолитического искусства из пещеры Ляско был определен в 15 515 ± 900 лет. Поскольку эта цифра была проверена на ряде проб, ее можно считать достаточно достоверной, хотя она и снижает существенно предполагаемый возраст фресок, поднимая его до мадлена. Анализ изотопов углерода в среднемадленских слоях пещеры Англь-сюр-Англен дал нам цифру 14 050 лет – тоже гораздо меньше, чем предполагали специалисты. На знаменитой граветтийской (павловской) стоянке Долни Вестонице возраст памятников искусства малых форм был определен в 24 000 ±150 лет.

Кроме радиокррбонового метода, достаточно надежные результаты нам дает датировка с помощью статиграфического анализа (т.е. с помощью изучения слоев). Пока еще не было найдено предметов искусства, раннего перигорда, мало изучено и примитивное искусство ориньяка: во-первых, эти находки крайне редки, а во-вторых, многие из памятников, которые ранее было принято относить к ориньяку, сегодня приписываются скорее культурной группе развития перигорда. Для ориньяка типичны изображения животных в профиль одной линией. Иначе говоря, из каждой пары ног изображалась только одна конечность, на голове животного намечался только один рог или одно ухо. В порядке исключения встречаются и такие работы, где рога или копыта на ногах представлены фронтально, в то время, как остальное тело зверя исполнено в профиль. Ноги часто остаются незаконченными или на них отсутствуют копыта. В целом ориньякский стиль можно назвать статичным, он не передает движение.

В изучении палеолитического искусства приняло участие множество известных археологов; некоторые из них предприняли попытки дать глобальную интерпретацию этих художественных явлений. Важнейший вклад в процесс познания и интерпретации доисторического искусства внесли, бесспорно, труды аббата Брейля, который впервые расположил находки в хронологическом порядке. В своих обширных трудах Брейль разделил все палеолитическое искусство на две большие группы: первая охватывает ориньяк и перигорд, вторая солютре и мадлен. Недостатком его системы было то обстоятельство, что Брейль автоматически считал самыми старыми наиболее примитивные в техническом отношении рисунки – например, отпечатки пальцев, рисунки пальцем на глине и т.д. исследования последнего времени однако говорят о том, что примитивная техника существовала во все эпохи и поэтому не является надежным показателем древности.

Французский доисторик Аннет Ламенг считает суперпозицию рисунков и гравюр обычной полеолитической техникой, при которой каждая последующая фигура изображалась не рядом с предыдущей, а на ней. Аннет Ламенг предложила разделить эволюцию палеолитического искусства на три этапа:

1. Первый этап охватывает архаическую группу ориньяка и перигорда, включающую в себя «негативные» изображения рук, грубые контурные гравюры животных и малоизвестные, плохо сохранившиеся рисунки;

2. Переходный период охватывает верхнюю часть ориньяко-пригордийского круга и нижнюю часть солютрейско-мадленского круга; для рисунков и гравюр этого этапа характерно фронтальное изображение рогов и копыт;

3. Третий этап совпадает со второй половиной мадлена с его монументальными полихромными фресками; для этой группы характерна нормальная перспектива рогов и копыт; эти фрески обычно не записывались в другом стиле, чаще всего они находятся в хорошем состоянии и сопровождаются богатым археологическим материалом.

 

 



Заключение

 

В курсовой работе была достигнута цель исследования и решены поставленные задачи.

Мы проследили за развитием палеолитического искусства. Ошибочно представление о том, что развитие его было единым процессом. Это искусство, наоборот, характеризует огромная разнородность, соответствующая разнородности археологического развития раннепалеолитических культур. Теории о простой восходящей линии (от простого изображения к сложному) недооценивают различия в традиции и технике палеолитического искусства, в их вариабильности. Ведь уже само по себе археологическое развитие отдельных раннепалеолитических культур свидетельствует о сложных взаимосвязях и взаимовлиянии отдельных традиций и о ряде культурных переломов. Темпы развития искусства и технологии производства орудий не всегда были одинаковыми. Анализируя, например, развитие искусства малых форм в мадлене, мы обнаружим, что в раннем мадлене оно происходит медленными темпами, в среднем мадлене последовала стандартизация стилей и техники, упрощение форм и одновременно распространение геометрических знаков и символов. Такое развитие происходило, по-видимому, быстрее, чем изменения в технологии производства каменных инструментов.

Характер палеолитического искусства разнообразен. Рисунки помещались везде, куда могла дотянуться рука человека: на скальных стенах, полу пещеры, потолках и даже в труднодоступных местах (при этом использовалась специальная конструкция). Манера исполнения рисунков и гравюр также разнообразны. Не соблюдались взаимные пропорции отдельных изображаемых животных, при создании рисунков палеолитический художник воспринимал поверхность как одно целое, без определенной ориентационной системы. Отсюда следует частая суперпозиция (взаимное перекрывание фресок и гравюр), «повернутая перспектива» – художник изображал животное в профиль, и только рога, уши, копыта он рисовал в анфас. Изображение движения в наскальных рисунках тоже не редкость и встречается чаще, чем на первый взгляд. Передача движения была сравнительно обычным делом для палеолитического художника. Не чуждым для первобытных людей было изображение не реалистическим, а абстрактным, что еще раз доказывает непримитивность доисторических рисунков.

Эволюция палеолитического искусства также была проанализирована, и мы пришли к выводу, что она разделяется на три этапа. Чем старше рисунки, тем они проще. По ходу времени, изображая сцены, отдельных персонажей, человек оттачивал и совершенствовал свое искусство. Рисунки выполнялись в различных стилях и более правдоподобными.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Тот факт, что в создании наскальной живописи, древнейшие художники использовали различные приспособления (от натуральных красителей до острых камней) наводит на мысль, что наскальная живопись является предвестником первых технических достижений человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Удивительное богатство и разнообразие памятников палеолитического искусства позволяют нам лучше понять и познать корни человеческой культуры, структуру первобытного общества, его развитие и метаморфозы, но одновременно ставят перед нами множество вопросов, на которые мы пока еще не можем дать вразумительных ответов.



Библиография литературы

 

1. Аугуста Й., Буриан З. Жизнь древнего человека. Прага 1960 г.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1990.

3 Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. – М.: Государственное издетельство «Искусство», 1988 г.

4. Ларичев В.Е. Пещерные чародеи. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980 г.

5. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 1996 г.

6. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989 г.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 254.