Правовой статус судебных приставов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Расширение, приращение функций и компетенции органов юстиции проследим на статусе института судебных приставов, организации исполнения наказаний.

Статус института судебных приставов регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.[17] (с изменениями от 7 ноября 2000 г.).

Данный Закон определяет задачи судебных приставов, на которых возлагается обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – суды), а также исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

В Законе определена правовая основа деятельности судебных приставов. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ.

Рассмотрим отдельные положения Федерального закона «О судебных приставах».

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность он приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Правовой статус судебных приставов.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные Федеральным законом «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – и воинские звания.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация деятельности судебных приставов.

Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации – главным судебным приставом Российской Федерации.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

Службу судебных приставов составляют:

Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации – главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ определяется федеральными законами и федеральными конституционными законами об этих судах.

Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра юстиции Российской Федерации.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.[18]

 



Заключение

 

Подводя итог данной курсовой работы, делаем вывод о том, что управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются милицией, внутренними войсками и другими подразделениями и службами органов внутренних дел. Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на органы внутренних дел. Возглавляя систему органов внутренних дел МВД России осуществляет задачи по разработке и принятию мер по защите прав и свобод человека и гражданина, объектов, независимо от форм собственности, организации и проведению мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений и др. В деятельности органов внутренних дел выделяют совокупность нескольких организационно-правовых форм, а именно административную, оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную.

Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений. Государственную политику в сфере юстиции обеспечивает Министерство юстиции РФ (Минюст России).

Минюст призван: юридически обеспечивать нормотворческую деятельность Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также организацию и развитие системы юридических услуг; осуществлять государственную регистрацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти, а также уставов общественных и религиозных организаций; проводить юридическую экспертизу правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и др.

К ведению Минюста отнесены: осуществление контроля за соблюдением законодательства об общественных объединениях; направление Президенту РФ и Правительству РФ представлений о привлечении к ответственности должностных лиц, не исполняющих или исполняющих ненадлежащим образом требования Конституции РФ и федеральных законов; организация и проведение государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней; руководство уголовно-исполнительной системой, которая выведена из ведения МВД РФ; организационное и методическое руководство службой судебных приставов; осуществление правовой информации органов государственной власти и судов; руководство нотариатом и учреждениями судебной экспертизы; контроль за соблюдением организациями адвокатов действующего законодательства; методическое руководство юридическими службами в сфере коммерческой и некоммерческой деятельности.

Относительно службы судебных приставов, обеспечивающей соблюдение порядка ведения судебных заседаний, производство по исполнению судебных решений, а также охрану судов, Минюст России выступает в роли управляющего федерального центра. В частности, Главный судебный пристав является заместителем министра юстиции РФ.

В деятельности органов внутренних дел и органов юстиции много общего. Органы внутренних дел и органы юстиции участвуют в осуществлении ряда совместных мероприятий в сфере правоохранительной деятельности. Органы внутренних дел и органы управления юстицией участвуют в совместной разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и борьбе с преступностью, систематизации и кодификации законодательства, координируют и согласовывают социологические и научные исследования по проблемам укрепления правопорядка, обмениваются взаимной информацией. Они проводят совместные совещания, конференции по вопросам повышения эффективности деятельности по обеспечению правопорядка и законности.

МВД России направляет на заключение (экспертизу) проекты нормативных актов в Минюст России, а также ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, для государственной регистрации в Минюсте России.

Органы внутренних дел содействуют правосудию: исполняют определения судов о приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову.

Органы внутренних дел тесно сотрудничают с районными и городскими судами в борьбе с административными правонарушениями, особенно с мелким хулиганством, нарушением законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях и т.д.[19]

Органы внутренних дел Российской Федерации, выполняя возложенные на них ответственные задачи, содействуют обеспечению территориальной целостности страны и поддержанию законности и правопорядка на всем е пространственном протяжении.[20]

В настоящее время в России проходят весьма динамичные процессы реформирования становления органов юстиции и органов внутренних дел. Для того чтобы эти процессы эффективно и надлежащим образом, необходимо максимальное содействие проведению государственной политики в этих двух сферах, укрепление институтов российской государственной власти. Достижение этих целей невозможно без обеспечения конституционной законности, коренной перестройки координационной функции в законопроектной деятельности Правительства РФ, проведения выборов Президента РФ в строгом соответствии с Конституцией РФ федеральным законодательством, без борьбы с политическим и религиозным экстремизмом, активизации деятельности службы судебных приставов и дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы по пути гуманизации и повышения социальной эффективности ее деятельности. Данные задачи являются сложными, требующие решения в кратчайшие сроки.

 



Библиография

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Указ Президента РФ «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» от 18 июля 1996. №30.

3. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995. №35.

4. Федеральный закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 1993. №33.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 1998. №30.

6. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 28 августа 1995. №35.

7. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991. №16.

8. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 25 декабря 1997. №6.

9. Постановление Правительства «О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел» от 15 февраля 1993. №654.

10. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998. №48.

11. Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997. №30.

12. Положения о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции РФ: утв. приказом Минюста РФ от 24 марта 1999. №407.

13. Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992. №5.

14. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996. №48.

 

Учебная литература, книги и монографии

1. Административное право России: Учебник. Часть вторая / Под ред. докт. юрид. наук проф. А.П. Коренева. – М.: МА МВД России Издательство «Щит-М», 2001. – 342 с.

2. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

3. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 320 с.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – 640 с.

5. Габричидзе Б.Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 480 с.

6. Конин Н.М., Петров М.П. Административное право: Краткий учебник. – М.: Норма, 2005. – 368 с. – (Повторительный курс).

7. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД России. М.: Спарк., 2000. – 234 с.

 

Периодические издания

1. Кваша Л.Ф. Возможности модернизации базового закона, регламентирующего статус и содержание милиции // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2006. – №1. – 149–151 с.

2. Кокорев И.Г., Степаненко Ю.В. Система транспортной безопасности – составная часть транспортной стратегии России // Транспортное право. – 2004. – №4. – 43–47 с.

3. Гайнанова Э.А. Паспорт как вид документа, его появление и развитие // Секретарское дело – 2004. – №8/9 – 23–19 с.

4. Кикоть В.Я. Место и роль органов МВД в политике российского государства по обеспечению международной законности и правопорядка // Государство и право – 2004. – №1. – 59–61 с.

5. Чайка Ю. Основные направления развития системы министерства юстиции РФ. // Хозяйство и право. – 2000 – №3 – 11 с.


[1] Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право. М., 1998. С. 356-364.

[2] Габричидзе Б.Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. М., 2004. С. 372-380.

[3] Кваша Л.Ф. Возможности модернизации базового закона, регламентирующего статус и содержание милиции// Черные дыры в Российском зак-ве. 2006. №1. С. 149-151.

[4] Бюллетень нормативных актов Российской Федерации. 1992. №5.

[5]Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 634-636.

[6] Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД России. М.: Спарк.,2000. С. 56.

[7] Габричидзе Б. Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. М., 2004. С. 378-380.

[8] Российская газета. 1993. 10 авг.

[9] Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2002. С.111.

[10] Габричидзе Б.Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. М., 2004. С. 385-392.

[11] Гайнанова Э.А. Паспорт как вид документа, его появление и развитие// Секретарское дело. 2004. № 8/9. С. 19-23.

[12] Собрание звконодательства Российской Федерации. 1997. №6. Ст. 711.

[13] Алехин А.П.., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации М., 1997. С. 641-643.

[14] Российская газета. 2002. 28 февр.

[15] Габричидзе Б.Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. М., 2004. С. 398-406.

[16] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 657-658.

[17] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30.

[18] Габричидзе Б.Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. М., 2004. С. 398-406.

[19] Козлов Ю.М. Административное право. М., 1999. С. 308-309.

[20] Кикоть В.Я. Место и роль органов МВД в политике российского государства по обеспечению международной законности и правопорядка// Государство и право. 2004. №1. С. 59-61.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.