Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник.
Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник.
В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.
Тема: «Мое любимое дерево в разные времена года»
Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками, монотипия, набрызг, кляксография с трубочкой.
Программное содержание: совершенствоватьумения детей в арзличных техниках; закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно; развивать чувчтво композиции.
Оборудование: эскизы и эллюстрации с изображением деревьев в разные времена года, бумага, тонированная бледно-голубым цветом, гуашь, жесткие и мягкие кисти, кусочек картона для набрызга, трубочка для кляксографии, печатки, гуашевые краски, бумага.
Ход занятия
Загадывается загадка: “весной веселит, летом холодит, зимой согревает” (дерево).
Дети расматривают иллюстрации с изображением деревьев зимой, летом, весной и осенью и определяют, чем отличаются эти картинки. Предлагается оформить календарь природы для группы, на нем нарисовать дерево.Обсуждается, насколько точно деревья будут отображать изменения в живой природе. Определяется, сколько рисунков нужно для календаря. Обращается внимание на то, что изображение неживой природы (небо, земля и т.д.) должно соответствовать сезону, в котором изображается дерево. Для выбора техники дети рассматривают эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках, подбирают их по сезонам, затем выбирают, что им нравится, а что не нравится.
Изображение деревьев в выбранной технике, дополнение такими подходящими деталями, как трава, люди, листопад, снег сопровождаются придумыванием образного названия своей работе, например: “белая береза зимой”, “зеленый дуб летом”, “ цветная осина осенью”. Рисунки вставляются в рамки, развешиваются на стендв виде галереи. Все это выполняется с участием детей. По ходу обсуждается, какая техника помогла изобразить время года, а в каком случае лучше было выбрать другой материал. Рисунки группируются по сезонам, юным художникам предлагается выбрать по 3 работы на сезон и сделать календарь для группы.
Итог подведен в виде таблицы:
Имя ребенка | Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | ||||||||
Отношения, интересы | Способы творческих действий | Качество результатов творчества | |||||||
искренность, , увлеченность, эмоциональность | Интерес к изобраз. деятельности | Способность «вхождения» в изображаемый образ | Создание нового из ранее усвоенного | Дополнения, изменения, преобразования | Самостоятельное нахождение новых способов | Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств | Индивидуальный «почерк» | Соответствие элементарным худож. требованиям | |
1. Алиса А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. Арсений Б. | + | + | - | + | + | - | + | - | + |
3. Вова Б. | + | - | - | - | + | + | + | - | + |
4. Дима В. | + | + | + | + | - | + | + | - | + |
5. Олег Г. | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
6. Оля Д. | + | + | + | + | - | + | - | - | + |
7. Алина К. | - | + | - | - | - | + | + | - | + |
8. Андрей К. | + | + | - | + | + | - | + | - | + |
9. Максим К. | + | + | + | - | + | + | + | - | + |
10. Кирилл К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
11. Антон К. | + | - | + | + | + | + | - | - | - |
12. Иман М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
13. Саид М. | + | + | + | + | - | - | + | - | + |
14. Валик М. | + | - | - | + | - | - | - | - | + |
15. Маша М. | + | + | + | + | + | - | + | - | + |
16. Карина Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
17. Алина П. | + | + | - | - | - | + | + | - | + |
18. Ника П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19. Саша С. | + | + | - | - | - | + | + | + | + |
20. Никита Т. | + | - | - | + | - | + | + | - | + |
21. Саша Ш. | + | + | - | + | + | - | - | - | - |
22. Настя Ш. | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
23. Саша М. | + | + | - | + | + | - | + | + | + |
24. Даша М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
25. Даша Б. | + | + | - | + | + | - | - | - | + |
Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».
Таким образом, проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой.
Выводы:
1. При целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.
2. Дети среднего дошкольного возраста в большинстве своем имеют трудности при передаче художественного образа в сюжетном рисовании, слабо владеют изобразительными приемами, техниками. Но есть и те дети, которые уже в среднем дошкольном возрасте имеют предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества.
3. Использование нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию помогает ребенку более полно и точно передавать художественный образ.
4. В семьях исследуемых детей, а также в дошкольном учреждении созданы хорошие условия для развития детского изобразительного творчества.
5. Для развития детского изобразительного творчества имеет большое значение ряд условий, среди которых: создание условий для развития художественного творчества ребенка в семье и детском саду; заинтересованность в развитии детского изобразительного творчества и согласованная планируемая деятельность педагогов детского сада по формированию творческой личности ребенка; интерес самого ребенка к изобразительной деятельности и др.
6. Сюжетное рисование, так или иначе, оказывает большое влияние на развитие детского изобразительного творчества, а особенно ярко это может проявиться при использовании в сюжетном рисовании с детьми среднего дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования.
7. рекомендации для педагогов:
ü Обогащение опыта ребенка художественными впечатлениями посредством знакомства с произведениями искусства, литературы, посещения театра и т.п.
ü Планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
ü Индивидуальная работа с детьми, показавшими предпосылки к развитию творчества в различных видах художественной деятельности, в том числе и изобразительной.
ü Проведение работы с родителями по вопросам творческого развития детей
Заключение
На основе изложенных в нашем исследовании материалов можно выделить ряд основных положений:
ü Анализ теоретических основ развития детского изобразительного творчества показал, что феномен творчества как сложного культурно-исторического явления и вида деятельности человека исследуется с конца 19 века и по настоящее время. Это обусловлено тем, что изобразительное творчество позволяет общаться с ребенком на его «языке», так как рисунок раскрывает его внутренний мир, отношение к окружающей действительности к людям.
ü Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества
ü Сюжетное рисование может оказывать большое влияние на развитие изобразительного творчества у детей, но только при условии знания детьми основных изобразительных способов передачи художественного образа. Важным здесь будет целенаправленная и хорошо спланированная изобразительная деятельность.
ü Большую роль играют в развитии детского изобразительного творчества семья, пример родителей и старших детей.
Нами подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования: развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:
ü грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования
ü наличие соответствующей материальной базы
ü заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей
ü взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Мы считаем, что полученные в ходе нашего исследования результаты имеют значение и для практики работы дошкольного учреждения. На базе детского сада должна проводиться работа по развитию изобразительного творчества у детей. Возможно и не только изобразительного, но и других видов творчества. Мы не должны забывать, что от наших усилий, приложенных сегодня зависит жизнь всего общества завтра, ведь дети сегодня – это члены общества в будущем.
Литература
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.,1925
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов - на - Дону, 1983
3. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147с
4. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2006 – 46 с.
5. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. – 2005. – с.41-43.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
7. Гмошинская М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2002. – с. 30-33.
8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. - № 4. – 2004. – с. 21-29; № 5. – 2004. – с. 3-13.
11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С.52-60.
12. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991
13. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2004. – с. 48-50.
14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983. – 112с.
15. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с
16. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001., С. 18
17. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.
18. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2005. – с. 80-86.
19. Косминская В.Б. , Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. Ин.-тов. по специальности «дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977, с.30-44
20. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1981
21. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – с. 565 – 572
22. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 1990. С.16 - 20.
23. Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – с. 178-179
24. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения/ Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсев, 2007.-с. 112-125
25. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.]
26. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982. – 134с.
27. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина - М., 1956. – 208с.
28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961, с 181
29. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под. ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1974
30. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972
31. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. – 2003. – с. 41-42
32. Я и мир вокруг меня: Сборник практических материалов в помощь воспитателю детского сада/ Л.Н. Варфоломеева, И.А. Голачева, Д.В. Гринь и др.; Под ред. Е.И.Красило. – Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001.- 92 с.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 264.