Выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей исследуемой группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы.

Анкета для родителей включала вопросы, ответы на которые предполагали определенное отношение родителей к изобразительному творчеству ребенка, их участие в занятиях с ребенком, в создании определенных условий для занятия ребенком любимым видом художественной деятельности и т.п. Проанализировав ответы, данные родителями, мы сделали следующие выводы:

ü в большинстве семей созданы хорошие условия по развитию у детей творчества

ü родители чаще всего активно участвуют в жизни и деятельности своих детей

ü большая часть детей группы имеет достаточное количество художественных впечатлений

ü среди детей есть такие, которые очень любят рисовать (Иман М., Карина Н., Саша С., Настя Ш., Даша М., Олег Г., Ника П., Алиса А. и др.)

ü некоторые дети хорошо составляют рассказы, но рисовать не умеют, а, следовательно, не могут и отобразить созданный воображением художественный образ с помощью изобразительных средств

Анкета для воспитателя была ориентирована на выявление форм работы воспитателя с детьми по изобразительной деятельности, методов, используемых в работе. Также в нее были включены вопросы, ответы на которые предполагали отношение воспитателя к детскому изобразительному творчеству и осознанию влияния изобразительной деятельности на развитие личности ребенка в целом. В данной анкете воспитателем также могли быть высказаны предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду.

Изучив ответы воспитателя, мы сделали следующие выводы :

ü работа по изобразительной деятельности в детском саду ведется

ü педагог использует различные возможности изобразительного искусства для развития личности детей

ü детям предоставляется самостоятельность в изобразительной деятельности

ü привлекается внимание родителей к изобразительной деятельности детей

ü однако, по прежнему в детском саду в большинстве своем используются традиционные материалы по изобразительной деятельности.

Второй этап был направлен на выявление предпосылок изобразительного творчества у детей и проходил в виде занятия со всей группой на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…».

Программное содержание: учить передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.

Оборудование: 2-3 иллюстрации с изображением снегопада; листы бумаги серого цвета размером А4, кисти, краски гуашь.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением снегопада. Спрашивает, что нарисовано на картинках.

Обращает их внимание на то, что во время сильного снегопада снег покрывает все предметы вокруг. И крыши домов, и ветви деревьев, и столбики забора, и скамейки и т.д. снежинки летят повсюду. Мы видим все предметы как бы сквозь летящие снежинки на сером небе, на предметах (темно-зеленых елях, черных стволах деревьев и др.).

- Сегодня вы будете рисовать картинку к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». Решайте сами, что вы нарисуете на улице: один или 2 дома, деревья или другие предметы (снеговик, забор, скамейки, ворота).

- Сначала вы нарисуете дома, деревья и другие предметы, кто что захочет, потом снег, лежащий на земле и на всем, а в конце кончиком кисти нарисуете везде маленькие снежинки.

Путем вопросов педагог закрепляет представления детей о последовательности выполнения рисунков. Спрашивает нескольких человек, что они нарисуют на своей улице, и предлагает всем приступить к работе.

В процессе работы надо следить, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (дома, деревья), потом предметы меньшего размера (изгородь, снеговик, скамейки). Напоминает, что надо дождаться, пока высохнет одна краска, и только потом накладывать на нее другую(окна на домах и т.п.).

Педагог также напоминает, что ветки у деревьев следует рисовать концом кисти. Советует рисовать их белой краской, так как в сильный снегопад снег покрывает ветки целиком. На ветвях ели нападавший снег можно изобразить приемом примакивания. Когда дети приступают к рисованию снежинок, следит, чтобы их изображали по всему листу бумаги.

В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд для просмотра. На верхнюю полочку помещает два-три рисунка с наиболее удачным изображением снегопада, говорит: «дети, посмотрите на эти рисунки, они очень подходят к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». На рисунках больше всего белого цвета: белый снег на крыше дома, на деревьях и заборе. Все предметы видны сквозь падающие снежинки. Кто найдет среди других рисунков похожие на эти и поставит их рядом?» приглашает нескольких детей к доске. Спрашивает: «почему ты считаешь, что этот рисунок тоже подойдет к песенке «Снег, снег кружится…» ?».

Отобранные рисунки сдвигают вместе и все любуются на заснеженную улицу.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ. Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображен снегопад, заснеженная улица и т.п.

Положительным в занятии было то, что часть детей справилась с поставленной целью.

Большая же часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.

 

Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества

 

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества

  искренность, , увлеченность, эмоциональность Интерес к изобраз. деятельности Способность «вхождения» в изображаемый образ Создание нового из ранее усвоенного Дополнения, изменения, преобразования Самостоятельное нахождение новых способов Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств Индивидуальный «почерк» Соответствие элементарным худож. требованиям
1. Алиса А. + + + + + + + + +
2. Арсений Б. - - - + - - + - +
3. Вова Б. + - - - + - + - +
4. Дима В. - + + + - - + - +
5. Олег Г. + + + + - + + - +
6. Оля Д. + + + + - - - - +
7. Алина К. - + - - - - + - +
8. Андрей К. - + - + - - + - +
9. Максим К. + + + - - - + - +
10. Кирилл К. + + + + - + + + +
11. Антон К. - - + + - + - - -
12. Иман М. + + + + + + + + +
13. Саид М. - + + - - - + - +
14. Валик М. - - - - - - - - +
15. Маша М. + + + + - - + - +
16. Карина Н. + + + + + + + + +
17. Алина П. + + - - - - + - +
18. Ника П. + + + + + + + + +
19. Саша С. + + - - - - + + +
20. Никита Т. - - - - - - + - +
21. Саша Ш. + + - + - - - - -
22. Настя Ш. + + + + - + + - +
23. Саша М. - + - - - - + + +
24. Даша М. + + + + + + + + +
25. Даша Б. - + - + - - - - +

 

Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в исследуемой нами группе дети в основной своей массе имеют средний и низкий уровень творчества на занятиях сюжетным рисованием. Но есть и те, кто показал хорошие результаты: предпосылку к развитию высокого уровня творчества – это Алиса А., Кирилл К., Иман М., Настя Ш., Карина Н., Ника П., Олег Г., Даша М. Все перечисленные дети оценены положительно по всем или большинству критериев.

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что одинаково важны для развития изобразительного творчества у детей и обучение, и создание условий в семье и детском саду. Но немаловажную роль играют и личностные предпосылки к развитию творчества.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.