Психологические особенности способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Способности – это такие психологические способности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний и умений не сводятся. По оценке на экзамене, ответу у доски, удачно или неудачно выполненной контрольной работе невозможно сделать окончательное заключение о способностях человека. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.

В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (В семье, в школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими способностями, знаниями, умениями, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.

Способность – это возможность, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленные педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществиться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях к рисунку у ребенка, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выполняться работа.

Серьезной ошибкой являются скоропалительные, без серьезной про верки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на таком лишь основании, что ребенок не овладел ещё необходимыми прочными знаниями. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесла ему заслуженную славу.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важным для данной деятельности.

Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, к чему обнаруживает способности ученик, а следовательно, какие индивидуальные особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности, как обязательное условие её успешности, и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладеет навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.

Рассматриваемые со стороны качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс определенных свойств человека, обеспечивающих успех деятельности. В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут быть сочетания различных способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя трудясь упорно и настойчиво.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Качественная характеристика способностей неразрывно связана с количественной характеристикой.

Количественная характеристика способностей направлена на выявление уровня способностей направлена на выявление уровня способностей используются различные тесты, которые представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых начисляется в сумме баллов или очков.

Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в процессе обучения и воспитания.

Следующий способ определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения, т.к. с помощью взрослых ребенок приобретает необходимые знания и умения.

Способности представляют собой совокупность определенных качеств личности, имеющих сложную структуру. Структура как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Структура математических способностей включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач.

Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образцов памяти, чувство языка, богатую фантазию. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских и других способностей.

Изучая конкретно характеристику различных способностей можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дают возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей. Структура каждой конкретной способности отличается значительной сложностью, включая в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 167.