Психолого-педагогические положения творческих способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение

1. Психолого-педагогические положения творческих способностей

1.1 Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе

1.2 Психологические особенности способностей

1.3 Типы способностей, психические процессы, влияющие на формирование творческих способностей

2. Основные направление и содержание работы учителя по формированию творческих способностей учащихся

2.1 Методы и приемы преподавания, влияющие на формирование творческих способностей учащихся

2.2 Проблемное обучение в формировании творческих способностей учащихся

Заключение

Список литературы

 

 



Введение

 

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.

Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой.

Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов).

Исходя из всего выше сказанного мы определили следующие элементы нашего методологического аппарата:

Объект нашего исследования: творческие способности учащихся

Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей в учебном процессе.

Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.

В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;

- определить сущность творческих способностей;

- обосновать педагогические условия для формирования творческих способностей в процессе обучения;

- изучить особенности развития творческих способностей у учащихся;

- провести эксперимент;

- разработать методику формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения.

Гипотеза: Применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности.

 



Заключение

 

Формирование творческих способностей учащихся в процессе обучения определяется особенностями его содержания и организации. Применение проблемного задания, направленного на активизацию творческой деятельности учащихся когда учащимся предлагается на основе полученных знаний, в новой ситуации внести изменения.

Предложенные методы и приёмы обучения позволяют формировать у учащихся творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.

Формирование способностей – процесс очень сложный, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребёнка самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Формирование творческих способностей ведет к развитию у учащихся склонностей к какой-либо деятельности, которая в дальнейшем определяет у них свои жизненные планы.

Несформированные способности тормозят развитие прогрессивной самооценки, а следовательно, и склонностей, что ведет в свою очередь к недоразвитию личности.

Таким образом, наиболее существенным фактором личностного развития школьника выступают способности – как база формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Таким образом, наиболее существенным фактором личностного развития школьника выступают способности – как база формирования всесторонне и гармонически развитой личности, как основа формирования индивидуальности учащегося.

 



Список литературы

 

1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1998

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985

3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения учения школьников Ростов-на-Дону, 1970

4. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии»

5. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвещение, 1988

6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1987

7. Интерактивные методы обучения: Учитель – 2004, №5

8. Лук А.Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975

9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1982

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1987

11. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М., 1981

12. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М., 1990

Оглавление

Введение

1. Психолого-педагогические положения творческих способностей

1.1 Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе

1.2 Психологические особенности способностей

1.3 Типы способностей, психические процессы, влияющие на формирование творческих способностей

2. Основные направление и содержание работы учителя по формированию творческих способностей учащихся

2.1 Методы и приемы преподавания, влияющие на формирование творческих способностей учащихся

2.2 Проблемное обучение в формировании творческих способностей учащихся

Заключение

Список литературы

 

 



Введение

 

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.

Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой.

Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов).

Исходя из всего выше сказанного мы определили следующие элементы нашего методологического аппарата:

Объект нашего исследования: творческие способности учащихся

Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей в учебном процессе.

Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.

В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;

- определить сущность творческих способностей;

- обосновать педагогические условия для формирования творческих способностей в процессе обучения;

- изучить особенности развития творческих способностей у учащихся;

- провести эксперимент;

- разработать методику формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения.

Гипотеза: Применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности.

 



Психолого-педагогические положения творческих способностей

Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.