Рабство в США зародилось в XVII в.: в 1619 г., когда в Виргинии возникло представительское управление, в нее были ввезены первые черные рабы[25]. До конца XVII в. количество рабов оставалось относительно небольшим, но затем стало стремительно возрастать. Подавляющее количество рабов сосредоточилось в южных колониях, а почти половина их находилась в Виргинии.
Еще до того как 4 июля 1776 г. североамериканские колонии Англии, провозгласив независимость, стали самостоятельным государством, на этих землях сложилась социальная иерархия с двумя разновидностями – северной и южной. На Юге во главе ее находился состоятельный класс плантаторов (часто – потомков аристократических английских семейств), деловым придатком которого были торговцы, осуществлявшие массу операций, чересчур сложных для белоручек-аристократов и «недостойных» их. Необъятные плантации Юга – прежде всего табачные (с конца XVIII в. – хлопковые), а также сахарные, рисовые и всякие другие – обрабатывали негры-рабы, лишенные каких-либо прав.
История негров в Северной Америке сложилась так, что, являясь формально свободными (на Севере), они были, с точки зрения всех белых американцев в XVII – XVIII вв., существами низшей категории, а для южан – просто предметом домашнего обихода, бессловесными животными, отличавшимися от коров или лошадей только функциональным применением. «Добропорядочные» же северяне, в среде которых торговцы, а затем и промышленники играли ведущую роль, нимало не заботились о том, что происходило с «этими черными» на просторах южных плантаций. Впрочем, на самом Севере рабства не существовало. У части негров там даже были крохотные фермы, порой – лавчонки и мастерские, которые, правда, посещали только негры. Белые же снисходительно взирали на это, искренне радуясь своему «демократизму»[26].
Такое положение складывалось вплоть до начала 20-х гг. XIX в., когда в США появились не отдельные противники рабства (это было и прежде), а группы людей, все решительнее высказывавшихся против этого института, несовместимого с бурным развитием капитализма в стране и буржуазно-демократической этикой. В основном это был трудовой люд Севера и – в меньшей степени – Юга: фермеры, ремесленники, позднее – также промышленные рабочие, лучшая часть интеллигенции. Дело защиты прав негров на все то, чем пользовались белые граждане соединенных штатов, в 50-е гг. перестало быть монополией одиночек и небольших групп, получивших название аболиционистов[27], объективно став органической частью интересов буржуазии северных штатов, ибо процветавшее на Юге рабство и крупное землевладение сковывали развитие страны по капиталистическому пути. Однако плантаторская олигархия Юга не намерена была уступать. Более того, она жаждала распространить рабство и на территории остальных штатов, тем более что кризис рабовладельческого плантационного хозяйства к тому времени углубился, и в получении новых земель плантаторы видели свое спасение[28].
Вообще, движение против рабства было самым большим движением на протяжении всей истории США по числу участников и масштабам развернутой пропаганды, революционным движением, выполнявшим великую историческую задачу уничтожения рабства негров, ниспровержения политической власти рабовладельческой олигархии. Оно возникло в народе, черпало в нем поддержку и силы, и было связано с ним тысячей нитей. Движение состояло из ряда течений и групп. Тех, кто стоял за немедленное и безусловной освобождение рабов, называли аболиционистами [29].
Самым ярким проявлением движения аболиционистов в конце 20-х гг. стал памфлет, написанный Дэвидом Уолкером и опубликованный в «Фридомс Джорнэл». Памфлет содержал радикальную программу освобождения, и назывался «Призыв Уолкера в четырех параграфах, вместе с преамбулой, к цветным гражданам мира, но особенно и именно тем из них, которые находятся в США». Данный памфлет призывал негров к вооруженной войне против своих хозяев[30].
Зачинателем организованного аболиционистского движения был Уильям Ллойд Гаррисон. Сначала он исповедовал христианскую доктрину о непротивлении злу насилием. Но вскоре его взгляды изменились[31]: он выступал с воинствующей программой о немедленном освобождении рабов (хотя до конца был противником революционных действий).
С января 1831 г. Гаррисон стал выпускать еженедельную газету «Либерейтор» («Освободитель»), которая вскоре была запрещена на Юге[32]. Именно вокруг газеты Гаррисона стали группироваться противники рабства.
Со временем аболиционисты разделились на радикалов, поддерживавших идею незамедлительной отмены рабства, и умеренных, предпочитавших поэтапные политические меры по ограничению рабовладения[33]
4 декабря 1833 г. в Филадельфии открылся съезд антирабовладельческих организаций, стоявших на платформе немедленного освобождения рабов. Съезд объявил об учреждении Американского антирабовладельческого общества и о принятии устава (конституции) и программы (Декларации принципов) данного общества[34]. Общество объединило все важнейшие организации аболиционистов и положило начало организованному этапу в аболиционистском движении[35].
Умеренные аболиционисты, оказавшиеся в большинстве, организовали в 1840 г. партию Свободы, которая, дебютируя в том же году на президентских выборах, собрала всего 7 тыс. голосов. На выборах 1844 г. партию поддержали 63 тыс. человек. В 1848 г. партию Свободы сменила партия Фри сойл («свободная земля»), которая требовала запрета распространения рабства на новые территории – и этим и ограничивалась. Но и фрисойлеры не смогли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов[36].
Экономический потенциал класса, его экономические позиции обычно находят соответствующее отражение в его политических позициях, в том объеме государственной власти, которым он располагает. Своеобразие истории США в период между революциями заключается в том, что, располагая сильнейшими экономическими позициями, буржуазия Севера не имела соответствующих позиций в федеральных органах власти. Вплоть до 1856 г. 11 из 16 президентов были южанами, большинство остальных тоже являлись орудием в руках рабовладельцев. Выдающийся руководитель негритянского освободительного движения Фредерик Дуглас заявлял: «Хозяева рабов были хозяевами республики, их власть была почти неоспорима, их сила непреодолима[37]».
Большое место в деятельности аболиционистов занимала подпольная организация помощи беглым рабам, носившая название «Подпольная железная дорога»[38].
«Дорога» не была ни «подземной», ни «железной»; по словам негритянской писательницы Генриетты Бакмастер, она являлась воплощением в действия антирабовладельческих убеждений. До 1831 г. данная организация называлась «подземной системой», а свое полное наименование получила, отдавая дань «чуду века» - появлению железной дороги. В организации было около 3211 постоянных агентов, которых называли «операторами» и «кондукторами». Два главных «маршрута» «дороги» проходили на западе через Огайо и Индиану в направлении Чикаго и района Великих Озер, на востоке – через Пенсильванию на Буффало, штат Нью-Йорк и штаты Новой Англии. Окончанием обоих часто была Канада[39].
Организация состояла из цепи явок, называвшихся «станциями»; «поездами» называли группы белых и негров, сопровождавших беглецов по ночам. «Маршруты» начинались на южных плантациях. Среди деятелей организации самыми известными были: семья священника Джона Ренкина; квакер Леви Коффин; выходец из рабовладельческой семьи Джон Фейерфилд; мулат Роберт Первис; бывшие рабы Джон Мейзон, Джосиа Хенсон, Уильям Стил, Гарриет Табмен (ее еще называли «Моисеем» негритянского народа) и многие другие[40]. Силами данной организации было освобождено около 100 тыс. негров.
Незадолго до начала военных действие аболиционисты получили своего первого мученика – человека, которого повесили 2 декабря 1859 г. за подготовку и осуществление вооруженного мятежа в Харперс-Ферри. Этим человеком был Джон Браун, фанатично ненавидевший рабство. Он и еще девятнадцать человек 16 октября захватили федеральный арсенал в Харперс-Ферри. Браун рассчитывал на то, что захват арсенала станет сигналом к восстанию рабов. После двухдневной перестрелки Браун и те из его людей, кто остался в живых, были взятии в плен морскими пехотинцами под командой полковника Роберта Э. Ли[41].
Восстание в Харперс-Ферри оказало на рабовладельцев всех южных штатов ошеломляющее действие: они поняли, что противники рабства способны не только разговаривать, но и действовать, и что они не остановятся и перед вооруженным восстанием.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 228.