Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
Так, в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
- улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
- совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
- оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:
- создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
- обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
- принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Основные задачи развития банковской системы страны:
- повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
- оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
- расширение состава и улучшение качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.
Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.
Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.
Важнейшими направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.
Основные задачи в области ценообразования:
- сокращение ценовых диспропорций;
- совершенствование механизмов ценового регулирования, направленных на создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, в том числе и для субъектов естественных монополий;
- регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь.
Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:
- предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;
- пресечения недобросовестной конкуренции;
- обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции;
- содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны;
- контроля за экономической концентрацией;
- совершенствования регулирования деятельности естественных монополий;
- приведения антимонопольного регулирования с учетом открытости национальной экономики в соответствие с международными нормами.
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.
Для этого предусматриваются:
- активизация рынка корпоративных бумаг;
- расширение спектра инструментов фондового рынка;
- совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
- развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
- активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
- формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.
Для дальнейшего развития страховой деятельности необходимо:
- развивать добровольные виды страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
- совершенствовать порядок формирования страховых резервов;
- ввести обязательные виды страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;
- повысить капиталоемкость страховых организаций;
- сформировать национальную систему экспортных кредитов.
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.
Для этого предусматриваются:
- комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;
- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
- дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;
- активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
- организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей.
Прогнозируется, что к 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20 - 22 процентов.
Планирование, прогнозирование и программирование – важный элемент управления экономики и социальных процессов. Они используются для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отношений, звеньев хозяйств. [11, c. 87]
Для финансового планирования это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность – это оптимальные соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках государственных субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налогов и после уплаты по предприятиям, отраслям и регионам.
Финансовое планирование – составная часть народнохозяйственного планирования, которая базируется на показателях плана социально-экономического развития страны. Система финансовых планов отражает особенности форм и методов образования и использования денежных средств. Главный объект финансового планирования – это звенья финансов, получающие в плане количественное выражение.
Движение средств денежного фонда выражается и закрепляется в финансовых планах, которые являются единой системой. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, где отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов. Движение внебюджетных фондов отражается в сметах доходов и расходов. Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулирования денежного обращения занимает сводный государственный баланс государства, то есть баланс финансовых ресурсов, а также баланс доходов и расходов каждого субъекта Республики Беларусь. Эти документы разрабатываются Министерством экономики при участии Министерства финансов. В балансе отражаются формирование и использование ресурсов. планируемых в составе бюджетного и внебюджетного фонда, фонда страхования, кредитных фондов предприятий и организаций и денежных средств граждан.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства и обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть на 5-10 и более лет. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов и вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.
Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использование в прогнозном периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, форм и методов реализации финансовой политики.
Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены и четко сформированы цели и средства их достижения. Финансовое программирование предполагает установление приоритетов государственных расходов по направлениям; повышение эффективности расходов негосударственных средств; прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Финансовые программы используются в развитых странах с 60-ых гг. Их суть – составление пятилетних "скользящих" плановых расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются, скользят по 5-летней шкале на год. Планируемые показатели первого года являются директивными, остальные – ориентировочными. В Республике Беларусь используются целевые комплексные программы, представляющиеся в систему научно-исследовательских организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.
Заключение
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.
История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.
Действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.
Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.
Можно назвать следующие основные направления использования финансов в оздоровлении экономики:
1) принята антикризисная программа в РБ – финансирование некоторых отраслей начинается на приоритетных началах. В РБ сформированы основные направления использования финансирования в оздоровлении экономики. Они базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами;
2) возрастает значение цены как основы осуществления предприятием хозрасчетной деятельности, поскольку большая часть финансовых ресурсов формируется за счет выручки;
3) реальное распределение средств централизованного финансирования в условиях их дефицита по направлениям использования осуществляется с учетом приоритетного развития отраслей производства;
4) важный финансовый регулятор рыночной экономики – налоговый механизм.
В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть — это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 232.