Наиболее развитой сферой применения торгов в отечественной практике являются подрядные торги. Для развития подрядных торгов в инвестиционной деятельности на основе использования отечественного и международного опыта создана нормативно-правовая база по организации подрядных торгов в строительстве, которая полностью обеспечивает необходимое качество подготовки и проведения конкурсного размещения
заказов для всех инвесторов независимо от форм собственности.
Утверждено Положение о подрядных торгах в Российской Федерации [8]. Дополнительно к Положению разработан пакет методических рекомендаций [2—6] по проведению предварительной квалификации претендентов, разработке тендерной документации заказчиками и оферты претендентами и отдельных их частей, выбору победителя по итогам торгов, разработке важнейших разделов договора строительного подряда, мер имущественной ответственности, гарантиям и поручительствам и др.). Издано «Практическое пособие по организации и проведению подрядных торгов в Российской Федерации». [7]
Проводится целенаправленная работа по совершенствованию организации и проведению подрядных торгов. Создана инфраструктура обеспечения торгов и рынка подрядных работ.
Функционирует межведомственная комиссия по подрядным торгам. В состав комиссии вошли ответственные представители заинтересованных министерств и ведомств, научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, акционерных обществ.
Образованы региональные тендерные комиссии практически во всех регионах Российской Федерации. Кроме того, в большинстве регионов функционируют специальные постоянно действующие тендерные комитеты по отдельным отраслям хозяйства (в автодорожных департаментах, при таможенных комитетах, при размещении кредитных средств Международного валютного фонда и Европейского банка развития и реконструкции, в ряде крупных акционерных обществ и др.).В Вологде председателем тендерной комиссии назначен заместитель председателя территориального дорожного комитета администрации области А. М. Лебедев.
Создана сеть инжиниринговых фирм, оказывающих специализированные услуги по подготовке и проведению подрядных торгов в строительстве. Сегодня в России насчитывается более двух тысяч таких фирм. В целях развития профессионализма и повышения качества проведения подрядных торгов создана Ассоциация организаторов подрядных торгов в России.
Сформированная законодательно-нормативная база и соответствующая инфраструктура призвана содействовать формированию конкурентной среды на базе развития подрядных торгов как реального рычага повышения эффективности строительства, конкурентоспособности отечественных строительных организаций и предприятий, активизации инвесторов по выбору подрядчиков на конкурсной основе. [11]
Классификация торгов
В зависимости от способов организации торгов они могут выступать в следующих видах:
− открытые торги;
− открытые торги с предварительной квалификацией;
− закрытые торги;
− единичные торги.
При проведении первых двух видов торгов объявления о них публикуются в официальных органах печати, поэтому часто такие торги называют «публичными». Однако понятие «открытые торги» происходит не от того, что они анонсируются через открытые публикации, а в связи с возможностью участия в них всех желающих фирм. Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на относительно несложные (достаточно типовые) виды оборудования, работ и услуг, которые могут предложить многие фирмы; в то же время сумма заказов должна быть достаточно большой, учитывая, что затраты на проведение открытых торгов сравнительно высоки и время на их подготовку и проведение (до заключения контракта) может растягиваться на многие месяцы.
Компании, изъявившие желание участвовать в открытых торгах, выкупают у организаторов торгов (тендерного комитета) необходимую для подготовки своих предложений документацию (так называемую тендерную документацию).
Разновидностью открытых торгов являются торги с предварительной квалификацией: на основе предварительной (достаточно краткой) информации, представляемой всеми желающими участвовать в торгах компаниями, происходит отсечение от дальнейшего участия компаний, недостаточно состоятельных в финансовом, техническом профессиональном и других отношениях. На втором этапе к торгам допускаются отобранные компании из так называемого «короткого списка».
В случае закрытых торгов приглашения к участию рассылаются организаторами непосредственно наиболее известным поставщикам, подрядчикам, консультантам, имеющим достаточный опыт реализации данного типа проектов. Компании, изъявившие желание участвовать в закрытых торгах, обычно выкупают необходимую для подготовки предложений документацию.
Закрытые торги проводятся обычно при закупках дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные строительно-монтажные работы, требующие высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки комплектного оборудования, на подрядные работы «под ключ», на проведение исследовательских и проектных работ и т. п. Можно сказать, что вторая фаза открытых торгов с предварительной квалификацией фактически может превратиться в закрытые торги, когда организаторы торгов по своему усмотрению определяют круг компаний, которые могут подавать свои предложения.
Достаточно редко применяются единичные торги: они характеризуются наличием одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок. [7,11]
Существуют также другие классификации и группировки торгов. В зависимости от национальной принадлежности (юрисдикции) участников они делятся на национальные (внутренние) и международные. В случае если торги по каким-либо причинам объявляются несостоявшимися (например, участников было недостаточно или были выявлены факты нарушения правил и процедур), проводятся повторные торги. [7,8,11]
Существует также понятие вторичных торгов. Заказчик проекта может провести первичные торги, на основании которых определяется генеральный подрядчик (поставщик). Далее генеральный подрядчик (поставщик) проводит свои — вторичные — торги, на основании которых выявляются субподрядчики (субпоставщики). Обычно заказчик проекта осуществляет контроль за проведением таких вторичных торгов, а иногда участвует в утверждении их результатов. Итоговая классификация видов торгов приведена в приложение А. [8,11]
Функции участников торгов
При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом.
Заказчик:
− принимает решение о проведении подрядных торгов;
− определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;
− контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;
− устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем торгов.
Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.
Организатор торгов:
− подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;
− формирует тендерный комитет;
− направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;
− утверждает результаты торгов;
− рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
− ликвидирует тендерный комитет;
− несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы прав и обязанностей организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.
Тендерный комитет:
− производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;
− проводит предварительную квалификацию претендентов;
− организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;
− проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
− обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
− осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
− определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;
− публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.
Претендент имеет право:
− получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;
− обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.
Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.
Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:
− по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;
− вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;
− вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.
С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.
Инженерно-консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом с целью:
− проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта;
− подготовки тендерной документации;
− разработки условий предварительной квалификации;
− оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;
− оценки предложений и просьб претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов;
− разъяснения условий конкурса и т. д.
Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инженерно-консультационная фирма не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с претендентом — с другой.
Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов.
Основными функциями Межведомственной комиссии по подрядным торгам являются:
− правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;
− координация разработки тендерного законодательства;
− содействие созданию системы информационного обеспечения торгов и сети инженерно- консультационных фирм;
− консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.[5,8,11]
Дата: 2019-05-29, просмотров: 158.