Различают общефабричное, межцеховое и внутрицеховое оперативное планирование.
При общефабричном оперативном планировании устанавливаются календарные плановые задания предприятию и его производствам (прядильному, ткацкому).
При межцеховом оперативном планировании - взаимоувязанные задания цехам (чесальному, ленточному, прядильному);
При внутрицеховом оперативном планировании - задания участкам, бригадам, отдельным рабочим местам.
Конкретные показатели (задания) в оперативных планах зависят от структурного подразделения. Чем меньше структурное подразделение, тем меньше плановых заданий ему планируется. Оперативные планы должны быть увязаны с внутрипроизводственным хозяйственным расчетом.
К оперативному планированию предъявляется ряд требований. Оно должно полностью соответствовать конкретным условиям производства на предприятии; осуществляться на основе производственной программы и прогрессивных норм и нормативов; учитывать дополнительно выявленные резервы; при необходимости предусматривать организационно-технические мероприятия, которые обеспечивают выполнение оперативных планов.
Оформляются оперативные планы по произвольным формам, но они должны быть увязаны с оперативным учетом сменных, суточных и других заданий, организованным на предприятии.
Диспетчеризация — это непрерывное оперативное руководство и контроль выполнения плановых заданий с применением современных технических средств.
Диспетчеризация включает:
Ø непрерывный учет и сбор текущей информации о фактическом ходе работ по выполнению установленного графика производства и сменно-суточных заданий;
Ø принятие оперативных мер по предупреждению и установлению отклонений от нормального протекания процесса производства;
Ø выявление и анализ причин отклонений от установленных плановых заданий и календарных графиков;
Ø координацию текущей работы взаимосвязанных звеньев производства.
Эта система управления является прогрессивной, так как способствует ритмичному выполнению календарных планов по всем переходам и предупреждает несопряженность между ними.
Диспетчеризация освобождает руководящих работников и специалистов от затрат времени на решение вопросов снабжения сырьем, полуфабрикатами, материалами и позволяет заниматься непосредственно вопросами улучшения техники и технологии производства, качества продукции.
Диспетчеризация упрощает учет, способствует уменьшению простоев оборудования, лучшему использованию труда вспомогательных рабочих, помощников мастеров, которые больше времени могут уделять работе комплекта.
На ЗАО «Тиротекс» диспетчерская служба включает старшего диспетчера сменных диспетчеров прядильного, ткацкого и других производств операторов. Старший диспетчер является помощником главного инженера, действует от его имени и по его поручению. Сменные диспетчеры являются помощниками начальника производства, они обеспечивают оперативный контроль, регулирование и обслуживание производства.
Основными обязанностями сменного диспетчера являются:
- оперативный контроль заправки машин и станков, выработки, простоев, ремонта, обеспеченности материалами; оперативное регулирование (обеспечение сырьем, полуфабрикатами, основными и вспомогательными материалами);
- оперативное обслуживание (руководство подсобным и вспомогательным персоналом).
Диспетчер ведет журнал приема и сдачи смены, информирует начальника производства и старшего диспетчера о выполнении сменно-суточного задания участком, цехом и производством.
Операторы являются помощниками диспетчера. На них возложены учетно-технические функции, они помогают диспетчеру в оперативном руководстве производством. Операторы обслуживают диспетчерский пульт, через который осуществляется управление средствами связи.
При помощи коммутатора можно вести переговоры с любым абонентом или группой их, проводить диспетчерские оперативные совещания.
В диспетчерской службе предприятия используется сигнализация.
Сигнализация имеет следующие виды и назначение:
1. производственная — заменяет телефонные разговоры и обеспечивает выполнение рабочими определенных работ, учет простоев;
2. поисковая — для розыска диспетчером нужных лиц;
3. инструктивная — диспетчер дает указания (например, какую работу в данное время должна выполнять работница по обслуживанию машин).
На ЗАО «Тиротекс» используют механические, электромагнитные и электронные счетчики, датчики учета простоев оборудования, световую и звуковую сигнализацию. Сбор оперативной информации автоматизирован.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.