Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее обусловившие                                                                                                    
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ценовый фактор для российского нефтяного комплекса, начиная с 90-х гг. стал, пожалуй, основным в определении стратегии его развития. В 1998 г. он оказал решающее воздействие на принятие решения о практическом дефолте, в 2000-2001 гг., наоборот, способствовал экономическому росту и решению проблемы внешней задолженности страны.

Ключевым в оценке экспортоориентированной модели отечественной экономики, которая, в принципе существовала довольно долго, уходя корнями в историю СССР, стал 1998 г., когда Россия испытала настоящий шок, связанный с резким падением мировых цен на энергоносители (среднегодовая цена нефти снизилась до уровня 12,3 доллара за баррель). Именно в этот период выявилось, что ценовый фактор мирового рынка нефти определяет перспективы, практически всей российской экономики. Естественно, в еще большей мере это сказалось на самом нефтегазовом комплексе России. Отошли в прошлое амбициозные проекты, компании занялись сокращением производственных расходов, изменились принципы и масштабы налогообложения и т.д.

1998 год стал для России критическим по динамике топливных цен экспорта, и это сразу же отразилось на макроэкономических показателях страны. За январь-ноябрь 1998 г. экспортные цены на нефть уменьшились на 34%, на нефтепродукты – на 33% (мировая почти на треть). В результате этого суммарная стоимость российского экспорта этих продуктов за год была на 9,3 млрд. долларов ниже стоимости за 1997 г. В ноябре средняя экспортная цена на нефть упала на 45% по сравнению с тем же месяцем 1997г., на нефтепродукты – на 44%.

Российские производители нефти были вынуждены компенсировать эти потери за счет роста физических объемов экспорта (в отличие от стран ОПЕК). Страна не имела иных вариантов нейтрализации ценового кризиса на мировом рынке нефти. За пределы страны было вывезено примерно на 10% больше нефти чем в 1997 г. Нефтяные компании были вынуждены развернуть программу «экспорт за долги», когда для покрытия обязательств перед госбюджетом привлекались внешние кредиты, погашавшиеся экспортом энергоносителей. В результате доля экспорта в добыче нефтяных компаний возросла с 28% в 1997 г. до 34% в 1998 г. Во внутренней политике компаний подобная ситуация выразилась в резком сокращении эксплуатационных расходов, инвестиций, занятости. Рентабельность экспорта стала отрицательной, и это повлекло за собой ряд мер по изменению налоговой политики в нефтяном комплексе и сокращению поддержки экономики России и ее регионов за счет нефтяных доходов. В целом в 1998 г. на экспорт было поставлено 136, 5 млн. т нефти или на 11 млн. т (8,6%) больше, чем в 1997 г. В страны Дальнего зарубежья было поставлено 117, 6 млн. т нефти (рост на 8,3%), в страны СНГ – 18,9 млн. т (рост на 10, 8%).

Как отмечают экспортеры, после того, как биржевые котировки на нефть марки «Brent» в конце 1998 и начале 1999 г. упали ниже уровня 10 долларов за баррель, в последующие пять месяцев они поднялись почти вдвое превысив отметку 19 долларов за баррель. Цена российской нефти сорта «Urals» примерно на 2-3 доллара за баррель ниже, но ценовая динамика была аналогичной.

Последующее повышение цен на нефть было связано, прежде всего, с политикой ОПЕК (на долю ОПЕК приходится 75% мировых запасов нефти, 40% мировой нефтедобычи и примерно 2/3 мирового экспорта нефти и нефтепродуктов).

Страны ОПЕК в 1999 г., придерживаясь строгой дисциплины соблюдения квот, удалили с мирового рынка большое количество избыточной нефти, с целью стимулировать потребителей к сокращению объемов накопленных запасов жидкого топлива. Благодаря последовательной политике ограничения поступления нефти на мировой рынок, странам ОПЕК вместе с примкнувшими к ним Мексикой, Оманом, Норвегией и Россией в 1999 г. удалось добиться повышения в три раза цен на "черное золото".

В августе-октябре 1999 г. экспортные поставки российской нефти за рубеж несколько снизились, что сказалось на итоговых показателях года, которые были на 3% меньше, чем 1998 г. и составили 132,9 млн. т. При этом снижение экспорта произошло как в страны Дальнего зарубежья (на 2%), так и в СНГ (на 3%) – в основном за счет сокращения поставок в Казахстан (на 1.539 тыс. т). В Украину общие поставки за год увеличились на 12%, в Белорусию – на 2%.

Период 1999-2000 гг. в целом стал для России благоприятным, в основном, за счет благоприятной конъюнктуры цен на мировом рынке энергоносителей. Практически весь прирост национальной экономики в этот период был обеспечен двумя факторами: снижением курса рубля к доллару после дефолта осени 1998 г. и повышением мировых цен на нефть. В последнее время экспортный потенциал России существенно расширился. За последние два года (1999-2000) добыча нефти выросла на 29 млн т в год и достигла 324 млн т. При этом внутренний платежеспособный спрос не успевает за растущей добычей, а экспорт продолжает расти. Благоприятная ценовая конъюнктура способствует увеличению загрузки экспортных направлений и заставляет нефтяников искать новые пути доставки сырья на мировой рынок. Так, экспорт нефти через литовский нефтетерминал в Бутинге в феврале и марте превышал 500 тыс. т в месяц, а в апреле нефтекомпания ЮКОС вывезла 400 тыс. т нефти через польский порт Гданьск - рекордные значения для этих маршрутов. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, объем экспорта сырья через крупнейший терминал России Новороссийск в первом квартале вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5 млн т и достиг 9,3 млн т. Кроме того, в последнее время растет объем экспорта нефти по железной дороге. Эта же ситуация сохранилась, отчасти, и в начале 2001 года.

Начало XI в. характеризуется постепенным укреплением позиций России в мировом нефтяном бизнесе. Довольно долго Россия играла пассивную роль на мировом рынке энергоносителей, являясь, однако, одним из ведущих поставщиков топлива на этом рынке. Ситуация была обусловлена традиционным дистанцированием страны от ОПЕК, унаследованным еще от советской экономики.

Перелом наметился в 2000 г., когда контакты России с ОПЕК заметно интенсифицировались. Причин для этого несколько:

1. Изменилось отношение внешних партнеров к России, заслужившей существенное улучшение инвестиционных рейтингов, по сравнению с положением, сложившимся после дефолта 1998 г. Заметно выросла инвестиционная привлекательность отдельных нефтегазовых компаний. Как фактор улучшения ситуации отметим, что заметно изменилась конъюнктура цен на мировом топливном рынке, и сейчас она предвещает довольно стабильные условия для экспортеров нефти.

2. Существенно модифицировалась обстановка в основных регионах, обеспечивающих мировое энергопотребление (Ближний и Средний Восток) – нарастание арабско-израильского конфликта, антитеррористические действия. В этих условиях возможности других нефтеэкспортеров расширяются, и это в полной мере относится к России.

3. Повышение стабильности всей российской экономики, а также укрепление контактов страны с ее партнерами по СНГ и в отношениях с ОПЕК.

2000 г. характеризовался резким ростом спроса, обусловленный рядом факторов, действие которых совпало в этот период. Во-первых, год от года расширялась транспортная экспортная инфраструктура, возможности которой в начале 90-х официально оценивались в 112 млн. т в год. Вместе с тем экспорт российской нефти в последние годы устойчиво рос: в 1998 - 136,5, в 1999 - 132,9 млн. т, в 2000 - 144,2 млн. т. При этом регулярно снижалась доля экспорта в СНГ и, соответственно, росла - в Дальнее зарубежье. В 2000 г. первая упала на 26,9%, вторая возросла на 13,9%. В 2000г. нефтедобыча скакнула сразу на 6,1% и составила на 18,7 млн. т больше, чем в 1999 г.

Однако благоприятная ценовая конъюнктура привела к значительному возрастанию экспорта черного золота из России. Причем рост вывоза нефти превысил рост добычи. Экспорт нефти из России (включая транзит азербайджанской и казахстанской нефти, а также экспорт нефти, минующей систему магистральных трубопроводов) вырос в 2000 году до 144,2 млн. тонн со 132,9 млн. тонн в 1999 году (рост на 11,3%). Лидерами по объемам экспорта стали, как и в 1999 году, компании ТНК (увеличили показатели добычи на 42,4%), "Лукойл" (16,5%), "Юкос" (10,8%), "Сургутнефтегаз" (8,1%) и "Татнефть" (1,1%). В сумме они обеспечили 72 % российского экспорта.

Основной вывод – мировая конъюнктура 1999-2000 гг. была благоприятной для российских экспортеров нефти. Колебания цен определялись, как политикой экспортеров, так и ситуацией с потреблением энергоресурсов в основных странах-потребителях. Для России ситуацию на рынке энергоресурсов в 1999-2000 гг. можно признать вполне удачной, что и сказалось на макроэкономических показателях страны.

Важным стимулом для роста добычи в 2000 г. были очень высокие цены на нефть, державшиеся практически в течение всего года. Нефтедобывающие предприятия стремились произвести как можно больше нефти сверх обязательных заданий и экспортировать.

С 16 января 2001 года увеличены экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, вывозимые с территории России за пределы государств-членов Таможенного союза (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Новая ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть выросла с 34 до 48 евро за тонну, на дизельное топливо - с 32 до 39 евро за тонну, мазут - с 27 до 31 евро за тонну. Это стало основным сдерживающим фактором для экспортеров топлива.

Попытки правительства ограничить экспорт привели к затовариванию внутреннего рынка нефтепродуктов и заставили правительство увеличить объем экспорта в первом квартале 2001 г. на 3 млн. т против намеченного.

Столь резкое изменение ситуации на рынке не могло не сказаться на экономике стран-потребителей нефти. форума настаивали на увеличении добычи странами ОПЕК до 2-2,5 млн баррелей в сутки. В результате острых дебатов нефтяной картель принял решение о повышении с 1 апреля 2000 г. суммарных квот добычи на 7,5% (до уровня марта 1999 г. - 24,692 млн баррелей в сутки).

А что же рынок? Он отреагировал немедленно. Наметившаяся еще до начала конференции плавная траектория снижения цен после ее завершения буквально "сорвалась в штопор".

Изменение конъюнктуры на мировом рынке нефти привело к существенному падению мировой цены и, соответственно, цены экспортируемой Россией нефти. К середине марта 2001 г. мировые цены на нефть заметно упали, хотя и не достигли предкризисного уровня. В частности, цена российской нефти «Urals» сократилась до критических показателей. Если в I квартале 2001 г. стоимость экспортной смеси «Urals» составила в среднем 26,6 доллара за баррель (194 долларов за тонну), то во II квартале 2001 г. она составляла уже меньше 19 долларов (139 долларов за тонну). Объясняется это, в частности, тем, что после окончания отопительного сезона в большинстве индустриально развитых стран спрос на нефть существенно снижается. В этих условиях нефтеэкспортеры оперативно отреагировали снижением нефтедобычи.

По итогам мартовской встречи стран – экспортеров нефти, было решено сократить с 1 апреля 2001 г. поставки нефти на мировые рынки на 4% или на 1 млн. баррелей в сутки. ОПЕК пытается таким путем предотвратить снижение спроса на энергоносители из-за спада в экономике США и Японии, а также сезонного изменения конъюнктуры цен. Представители России присутствовали на очередной встрече стран ОПЕК в качестве наблюдателей. Однако Россия в силу ее внутриэкономических причин не полностью солидаризируется с мерами ОПЕК, хотя именно они дают ей шанс на сохранение запланированных бюджетных доходов. Россия поддерживает ОПЕК идеологически, но не может провести адекватное сокращение добычи из-за жесткой привязки госбюджета к объему доходов от экспорта нефти. В этом и заключается основная специфика российского нефтяного комплекса на фоне общемировых тенденций.

Основным лейтмотивом сентября 2001 г. в нефтегазовой отрасли, несомненно, стало изменение мировых цен на нефть. Сразу же после трагических событий в США последовал резкий скачок вниз этих цен, который, однако, был кратковременным. Мировые финансовые и товарные рынки пришли в состояние неустойчивости с явной тенденцией к спаду. Естественно, что нефть была товаром, испытавшим одно из сильнейших снижений спроса, поскольку одним из главных его потребителей были США, понесшие большие экономические потери. Обвал цен, который достиг 30%, мог бы быть еще больше, если бы не эскалация напряженности на Ближнем Востоке, угрожавшая катастрофическими перерывами в поставках и заставлявшая соответствующим образом реагировать нефтяные биржи. Последовавшие затем ожидания спада в мировой экономике, прежде всего – в США, повлекли за собой еще более значительное снижение мировых цен на нефть до рекордно низкой для последних двух лет отметки. Российская нефть «Urals», к примеру, подешевела до 20 долл. за баррель. Эта тенденция сохранялась в течение месяца, и только в последних числах сентября нефтяные цены начали медленно повышаться.

В 2001 г. на долю НК приходилось 15% товарной продукции российской промышленности, 52,3% экспортных поступлений, около трети всех поступлений налогов и сборов в консолидированный и до 45% - в федеральный бюджет России.

Россия заняла второе место в мире по экспорту нефти, уступив Саудовской Аравии, и третье по добыче, пропустив вперед также и США. В 2001 г. Россия в среднем добывала 7,2 млн баррелей в сутки (Саудовская Аравия – 8,84 млн., США – 8,08), экспортируя 4,74 млн. (Саудовская Аравия–7,43).                                                                                                                                 

По данным Госкомстата РФ в 2001 году объем экспорта нефти составил 159,8 млн. тонн (т.е. вырос на 10,8% по сравнению с прошлым). В декабре на экспорт поставлено 13,0 млн. т нефти, на 8% больше, чем год назад. В целом за год, экспорт увеличился на 11% по сравнению с предыдущим 2000 г. и составил 159.809 тыс. т. В том числе в страны Дальнего зарубежья и страны Балтии экспорт составил 136.837 тыс. т (85,6% от общего объема), государства СНГ – 22. 972 тыс. т (14,4%).

Экспорт нефтерподуктов в 2001 г. составил 41.408 тыс. т (26%), то есть уменьшился на 1.046 тыс. т (2,5%) по сравнению с 2000 г. (42.454 тыс. т). Это во многом объясняется тем, что для поставок нефтепродуктов в страны Западной Европы (а именно они являются основными потребителями нефтепродуктов, поставляемых на экспорт) необходимо соответствие их качества европейским стандартам, недавно вступившим в действие.

В структуре перевозок экспортируемой нефти лидирующую позицию занимают поставки по нефтепроводу «Дружба» (53%).

Экспорт нефти из России и транзит из стран СНГ через морские порты сократится. Согласно портовым позиционным графикам, вывоз сырья через Новороссийск, Туапсе, Одессу и Вентспилс в декабре снизится на 568 тыс. т и составит 5,657 млн т. Поставки нефти через Новороссийск резко снизятся из-за неблагоприятных погодных условий в акватории порта. В целом экспорт через морские порты составил 45%, в том числе через Новороссийск – 51%, Вентспилс – 29%, Туапсе –9%, Одессу – 7%, СМП Приморск – 4%.

 

Диаграмма 3 1

Экспорт нефти и нефтепродуктов из России железнодорожным транспортом в 2001 г. увеличился на 1 млн т (2%) и составил 57 млн т. За прошедший год вывоз продуктов переработки по РЖД сократился на 771 тыс. т и составил 48,6 млн т, а нефтяные перевозки выросли на 1,85 млн т до 8,4 млн т. Здесь лидирующее место занимают эстонские терминалы. Перевозки на этом направлении увеличились почти на 2 млн т до 24,3 млн т, что составило около 43% суммарного экспорта нефти и нефтепродуктов из России по железной дороге. Для сравнения, транзит через Клайпеду упал на 40% и составил 1,5 млн. т, а поставки на латвийском направлении снизились на 6% до 7,9 млн. т. Из российских портов наибольший прирост железнодорожных поставок пришелся на Туапсе. Экспорт на этом направлении вырос на 760 тыс. т и достиг 3,65 млн. т. Перевозки экспортных нефтеналивных грузов до Новороссийска за прошедший год увеличились на 306 тыс. т до 2,35 млн. т, а до Калининграда - на 115 тыс. т до более 1 млн. т. После перерыва в несколько лет возобновился экспорт энергоносителей через порты Архангельск и Витино, составивший в 2001 г. 320 тыс. т и 150 тыс. т соответственно. Дальневосточные порты Находка и Владивосток повысили показатели перевалки нефтепродуктов соответственно на 240 тыс. т и 280 тыс. т. Экспорт через сухопутные пограничные переходы снизился из-за относительно высоких железнодорожных тарифов. Однако, доля перевозок ж/д транспортом по прежнему очень мала и составляет всего 2% от общего объема экспорта.

Таблица 2 1

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.